Биография Далай-ламыЕго Святейшество Далай Лама XIV Тэнзин Гьяцо (Океан Держатель Учения) ро... |
Проникновение буддизма в ТибетПервыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, были кянги. Это произошло в ко... |
ПРИМЕЧАНИЯ |
Библиотека - 16 вопросов учителю дзогчена |
1. Восемь благоприятных символов в буддийской традиции (bkra shis rtags brgyad): зонт, золотые рыбки, флаг победы, церемониальная ваза, колесо и петля — знак бесконечности. 2. Это основная классификация сочинений Дзогчен. Тантры (rgyud) — это учения, которые объясняют в полной мере смысл Дзогчена в трех аспектах Основы, Пути и Плода. Лунг (буквально цитаты ) — это тексты, которые кратко излагают смысл тантр или которые цитируют из них наиболее важные отрывки. Тайные Наставления (man ngag) содержат наставления и методы практики, основанные на опыте учителей. 3. Тибетский термин grub mth`a обозначает хорошо обоснованную и подтвержденную точку зрения. 4. Древнеиндийский материализм, известный главным образом под названием Чарвака и Локаята, берет свое начало из сутр мудреца Брихаспати. 5. Этот отрывок взят из Сарвадаршанасамграха ведантиста Мадхаварьи (XIV в.). 6. Логика заключения (anumana), основанная на дедукции и силлогизме, была общепринятой в индийских философских течениях. 7. Главных философских школ буддизма четыре: Саутрантика и Вайбхашика, принадлежащие к традиции Малой колесницы , или Хинаяны; Мадхьямика и Читтаматра — к традиции Великой колесницы , или Махаяны. Эти 4 школы разветвляются на множество второстепенных течений. 8. Согласно буддийской философии, под действием подразумевается принцип движения, а в этом последнем — принцип времени, таким образом, то, что определяется как вечное , логически не может действовать и подчиняться времени. 9. Сакья Пандита (sa skhya pan di ta Kun dga' rgyal mtshan) (1182—1252), один из наиболее значительных учителей школы Сакья (sa skhya), одной из 4 главных буддийских традиций Тибета. Многие его произведения посвящены самым разнообразным аспектам буддийской культуры Тибета. 10. Цонкапа (Tsong kha pa Blo Gzang grags pa) (1357—1419), основатель школы Гелуг (dGelugs), установившей своими главными принципами соблюдение монашеской дисциплины и изучение философии. 11. Все буддийские учения в основном разделяются на Колесницу Причины и Колесницу Плода . Первая включает Шравакаяну и Пратьекабуддаяну, соответствующие Хинаяне, и Бодхисаттваяну, соответствующую Махаяне. Вторая включает Ваджраяну, или тантрийские учения, классификация которых приводится в гл. 2. 12. Три Драгоценности (triratna) — Будда, его учение — Дхарма и Сангха, община соблюдающих его наставления. 13. 7 элементов для накопления заслуг (tsogs bsags yan lag bdun pa): клятва почитания просветленных существ, подношения, исповедь, радость практике других, просьба учить, просьба не переходить в измерение вне страдания или в нирвану, посвящение заслуг. 14. Философия Мадхьямика (dBu ma) впервые была преподана индийским учителем Нагарджуной, родившимся в 482 или в 212 г. до н.э., согласно источникам и сведениям его ученика Арьядэвы. Впоследствии сформировалось два течения, Прасангика (Thal `gyur pa) и Сватантрика (Rang rgyud pa). Первое, сохранившее верность исходной идее своего создателя и поддержанное Буддхапалитой (470-540). не отстаивает никакой теории, но ограничивается доказательством абсурдности всех возможных тезисов по поводу конечной природы реальности. Второе течение, основанное Бхававивекой (V век), дополняет философию Мадхьямики особыми аргументами. 15. Тантра Звук, выходящий за пределы (с. Shabda maha prasamga mula tantra; т. sgra thal `gyur chen po'i rgyud) — главная тантра раздела Тайных Наставлений Дзогчена. 16. Второй Манджушримитра рассматривается как эманация своего однофамильца, прямого последователя Гараба Дордже. 17. Chos `byung mkhas pa'i dga `ston de dPa' bo gtsug lag phreng ba (1504—1566), p.568, Pekin Mi rigs dpe skrun Khang, 1986. 18. Изначальная йога (Ati Yoga) — синоним Дзогчена. 19. Под новой традицией (gsar ma'i lugs) подразумевается система подразделения тантр, возникшая после второго проникновения буддизма в Тибет, начатого Ринчен Зангпо (958—1055), принятая школами Кагью (bka' rgyud), Сакья и Гелуг. Она противопоставляется древней традиции (mying ma'i lugs), или Ньингма , которая включает тантрические учения, введенные в Тибете во время первого распространения буддизма, главным образом произведения Падмасамбхавы, выдающегося учителя тантризма и Дзогчена, родом из Уддияны. Согласно источникам, он проживал в Тибете в VIII или IX веке. 20. Внешние тантры преимущественно основаны на методах очищения и приготовления к получению мудрости просветленных существ. В частности, Криятантры (bya ba'i rgyud) придают большое значение правилам ритуального поведения, чистоте, диете и так далее и визуализации божества как сущности внешней по отношению к индивидууму. Йогатантры (rnal `byor rgyud), напротив, основываются на практике визуализации себя как божества через относительно простые методы трансформации. Чарьятантры (spyod pa'i rgyud) похожи на Криятантры с точки зрения ритуального поведения и на Йогатантры — практикой визуализации себя как божества. Внутренние тантры, точнее 2 первые, Махайога и Ануйога, базируются на принципе трансформации страстей и кармической энергии в мудрость. Практика включает 2 главных стадии: Зарождения (bskyed rim) и Завершения (rdzogs rim). В стадии Зарождения последовательно визуализируют чистое пространство божества, называемое мандала, и изображение божества, называемое йидам. В стадии Завершения эта преображающая визуализация концентрируется внутри своего тела в троичной структуре: нади, или нематериальные каналы, в которых циркулирует энергия; прана — жизненная энергия тела; и кундалини — сущность или потенциальность такой энергии. Этот метод практики присущ Махайоге и соответствует методу Ануттаратантры новой традиции. Ануйога, характерная для древней традиции, придает большее значение мгновенной визуализации божества и чистого пространства, а также стадии Завершения. Атийога, или Изначальная йога , — это Дзогчен, который хотя и классифицируется как внутренняя тантра , но не принадлежит к системе тантризма, так как его Путь — Путь самоосвобождения, а не Путь трансформации. 21. Арага Карма Чагмэд (XVII в.) — один из самых великих учителей традиции Карма Кагью и автор многочисленных трудов. Он был также наставником, а затем последователем Намчой Мигьюра Дордже (gNam chos Mi `gyur rdo rje) (1645—1667), известного тертона (gter ston), или открывателя скрытых текстов. 22. Удовольствие (bde ba) и пустота (stongpas) — 2 основополагающих переживания для распознавания конечной природы реальности. В некоторых типах тантр практикуют больше первый аспект, в других — второй. Методы (thabs) и энергия (shes rab), напротив, — это 2 аспекта, которые содержатся в проявлении каждого явления. Метод представляет все, что видимо и ощущаемо, и в практике соответствует визуализации божества. Энергия, напротив, представляет сущность проявления, пустоту . Даже если она названа праджня , или высшее распознавание , это означает в контексте тантры источник всякого проявления, неотделимый от самого проявления. В недвойстаенных тантрах эти аспекты уравновешены. 23. Держатель Знания (с. vidyadhara; т. rig'dzin) — так называют учителей, которые реализовались главным образом путем Дзогчена. 24. Термин Атийога передается на тибетском языке двумя способами: yongs su rnal`byor, Полная йога и gdod ma'i rnal`byor, Изначальная йога. 25. Трэгчо (khegs chod) — название непрерывной практики созерцания в разделе Тайных наставлений Дзогчена. Это состояние вне всякой обусловленности или умственных подделок. 26. Сараха (ок. II в. до н.э.) — один из самых великих Пробужденных Существ и учитель Махамудры. Традиция утверждает, что он был учителем Нагарджуны. Его доха , или духовные песни, знамениты. 27. Карма Пакши Чойкьи Лама (1204—1283) был реинкарнацией 1-го Кармапы, Dus gsum mkyen pa (1110—1193), основателя традиции Карма Кагью. Он был великим учителем этой школы, и кроме того, изучал и практиковал Дзогчен. 28. 8 садхан (sgrud pa bka`brgyad) — цикл тантрических практик, наиболее распространенный в Махайоге, введен в Тибете Падмасамбхавой. Гуру в мирном и гневном аспектах (bla ma zhi drag) — тантрический цикл, первоначально открытый Няндрэл Ньима О Зером (Nyangral Nyima od zer) (1124—1192). 29. Сэмдэ — один из трех разделов первичных сочинений Дзогчена. См. гл. VI. 30. Om Svabhava shudda sarva svabhava shuddo nya ham, мантра, часто используемая в практике Йогатантры. 31. В основном, в тантрических визуализациях, измерение субъекта и объекта трансформировалось в 2 аспекта божества. Например, я визуализирую себя как Ваджрасаттву и это называется божество обета (самаясаттва), потому что это подразумевает мое намерение реализоваться. Передо мной, наоборот, я визуализирую другой образ Ваджрасаттвы, называемый божество мудрости (джнянасаттва), потому что оно представляет энергию просветленных существ. 32. Обет Бодхичитты, это одна из основ Махаяны, или колесницы бодхисаттв — тех, кто отказывается от нирваны, чтобы помогать другим. Он представляет собой альтруистическое действие посвящения себя практике для блага всех существ. 33. В этих четырех стихах Арага кратко излагает значение трех кай, тел или измерений природы бытия. Дхармакайя (chos sku) — состояние изначальной пустоты просветления. Самбхогакайя (longs sku) — измерение проявления светящейся энергии этого состояния. Нирманакайя (sprul sku) соответствует аспекту материальности, принятому этим измерением света. Свабхавикакайя (ngo bo nyid kyi sku) — сущность всех предыдущих. 34. Это Праджняпарамита, знание пустотности всех феноменов. 35. В терминологии Дзогчен, Бодхичитта (с. boddhicitta) — синоним изначального состояния . См. Н. Норбу, Дзогчен: состояние самосовершенства , гл. III. 36. Хеваджра Тантра (тиб. Kye rdo rje) — очень важная тантра, особенно распространенная в школе Сакья. 37. Kun tu bzang po'i dgongs pa zang thal du bstan pa'i rgyud , скрытый текст (или gter ma), обнаруженный Rig'dzin rgod ldem can (1337—1409). 38. Самсара — цикл рождения и смерти. 39. Лонгченпа (Klong chen rab`byams pa) (1308—1363) — один из величайших учителей и ученых древней традиции. Его комментарии к трем разделам Дзогчена исключительно глубоки и ясны. 40. Джигмед Лингпа (Jigs med gling pa) (1729—1798) — другой необыкновенный учитель Дзогчена, был открывателем цикла учений Конечная сущность мира (Klong chen snying thig). 41. Сказано Нагарджуной в Виграхавьявартаникарика . 42. Зеркало сердца Ваджрасаттвы (сан. Vadjrasattva dhera citta; тиб. rDor sems snying gi me long) — тантра из раздела Тайных Наставлений Дзогчена. 43. Практика четырех чошагов (cog bzhag) (букв. оставлять на своем месте ) заключается в интеграции созерцания с повседневной жизнью, согласно учениям раздела Тайных Наставлений. 44. Практика Тогэл (thod rgal) — завершение Пути Дзогчена, ее Плод — проявление Радужного Тела (Ja lus). Термин Тогэл относится к видению света, появляющегося вне глаз (находящихся в голове) (thod — череп), через который совершается переход (rgyal) в Радужное Тело. 45. Этот принцип, на тиб. rang shar rang grol — основа состояния самоосвобождения в Дзогчене. В момент, когда возникает мысль, за ней не следуют, но остаются в состоянии чистого присутствия, без суждений. Мысль растворяется сама, без всякого усилия со стороны практикующего. Тот же принцип применяется к восприятию, страстям и т.д. 46. Атиша Дипанкарашриджняна (982—1054), индийский учитель, уроженец Бенгалии, проживший в Тибете многие годы во время второго распространения буддизма, он был вдохновителем традиции Кадампа (bka `gdams pa). 47. Практика шести парамит (pha rol tu phyin pa) — основа Поведения в буддизме Махаяны. 48. На тиб. соответственно: lhun grub и rang grol. 49. Тантра Спонтанного состояния чистого присутствия (сан. Artha prakata tantra; т. Rigpa rang shar chen po'i rgyud) — одна из восемнадцати главных тантр из раздела Тайных Наставлений. 50. Другпа Кунлег (`brug pas kun legs) (1455—1570) был великим йогом традиции Дгугпа Кагью, практиковавшим Махамудру и Дзогчен. О его странном поведении, вне всяких условностей и дисциплины, известно из его популярной биографии. 51. Виная — свод монашеских правил в буддизме. 52. 6 украшений (rgyan drug) — Арьядэва, Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Гунапрабха и Сакьяпрабха; два верховных (mchog gnyis) — Нагарджуна и Асанга, оба — великие философы Махаяны. 53. Шантидэва (VII в.) — один из величайших учителей Махаяны, защитник философии Мадхьямика Прасангика. Его произведение Бодхичарьяаватара — одно из наиболее поэтических и вдохновенных сочинений буддизма. 54. Самантабхадра (т. Kun tu bzang po), изначальный будда, изображаемый голубого цвета, нагим и без украшений, представляет состояние дхармакайи. 55. Неразрушимое Тело Великого Переноса (pho chen rdo rje) — высшее достижение в Дзогчене. Физическое тело, не умирая, возвращается в световое состояние материальных элементов и продолжает существовать в форме нематериальной и, как правило, невидимой. 56. Гомадэви — принцесса страны Уддияна, принадлежит к линии передачи Природы Ума Дзогчен. 57. Учитель Шри Сингха был прямым последователем Манджушримитры. 58. Джнянасутра был последователем Шри Сингхи. 59. Вималамитра — один из наиболее значительных участников передачи учения Дзогчена в Тибет. Родом из Кашмира, последователь Шри Сингхи и Джнянасутры, он принес в Тибет многочисленные тантры из раздела Тайных Наставлений, обычно известных под названием Bi ma'i snying thig. 60. Вайрочана, великий переводчик и первый тибетский учитель Дзогчена, получивший от Шри Сингхи учения раздела Природы Ума и Изначального Пространства и принесший их в Тибет. 61. Еше Цогьел (Ye shes mtsho rgyal) была последовательницей Падмасамбхавы в Тибете и главным хранителем его учений. 62. В тексте упоминаются реликвии двух типов: gdung и ring bsrel. Первый представляет собой остатки костей сожженных тел, другой — крошечные шарики разного цвета, которые обнаруживаются после кремации. Считается, что и те и другие приносят большую пользу в преодолении трудностей как материальных, так и духовных. 63. Четыре видения (sang ba bzhi) являются также уровнями интеграции между внутренней энергией практикующего и внешним видением. По достижении уровня четвертого видения проявляется Радужное Тело, которое обладает теми же характеристиками, что и Тело Великого Переноса . 64. Нгадаг Тензин Зангпо (mNga`bdag ting`dzin bzang po) (IX в.) был одним из главных последователей Вималамитры. 65. Чецун Сэнге Вангчук (lCe btsun seng ge dbang sgrol ma) был прямым последователем Вималамитры через видения и открывателем цикла учений Чецун Ньингтиг . 66. Джецунма Цеванг Дролма (rJe btsun ma Tshe bdang sgrol ma) (1816—1872) из монастыря Мингдролинг, была сопоследователем (IX в.), великий учитель Дзогчена. 67. Пема Дундул (Nyag bla Pad ma bdud`dul) (1816—1872) был одним из главных учителей Чангчуба Дордже (Byang chub rdo rje) (1826—1961), коренного учителя Намкая Норбу. 68. Огьен Тензин (Orgyan bstan`dzin) (1893—1959) был последователем великого учителя Дзогчена Адзома Другпа (A`dzom `brug pa) (1842—1924), реинкарнацией которого был признан Намкай Норбу. 69. Бардо (bar do) — промежуточное состояние между смертью и новым рождением, включает три фазы, соответствующие дхармакайе, самбхогакайе, нирманакайе. Это соответственно бардо момента смерти (chi kha), бардо природы явлений существования (chos nyid) и бардо становления (srid pa). Реализоваться в состоянии самбхогакайи значит, таким образом, в течение фазы бардо природы явлений существования , или Дхарматы. 70. Речь идет о практике Переноса Сознания (pho ba) — метод, в котором используется концентрация сознания и контроль над праной. Занятия этой практикой в течение жизни готовят к тому, чтобы в момент смерти отправить свое сознание в желаемое измерение. 71. Klong gi sying po написана в 1976, но еще не опубликована. 72. Четвертое время является изначальным измерением, выходящим за пределы трех времен: прошлого, настоящего и будущего. 73. В истории учения Дзогчен говорится о 12 учителях , которые жили на Земле в различные эпохи далекого прошлого с тех пор, когда средний возраст человека составлял сто тысяч лет. См. также Dpa`bo gtsug lag, op. cite p. 565. 74. Саха (mi mjed) — название Галактики, частью которой является Земля в соответствии с буддийской космологией. 75. 5 совершенных условий (phum sum tshogs lnga) следующие: 1) место — чистое измерение Акаништха (`og min), 2) время — четвертое время, 3) учитель — изначальный Будда Самантабхадра, 4) слушатели — различные проявления Самбхогакаи, 5) учение — тантры Дзогчен. 76. Шанг-Шунг (Zhang Zhung), центром которого был Восточный Тибет, был очень значительным царством до восхождения на престол тибетской династии Ярлунг (Yar Klungs), которая присоединила его в VII веке. 77. Шенраб Мивоче (gShen rab mi vo che) традиционно рассматривается как основатель религии Бон, коренной тибетской традиции, главным образом ритуальной, которая предшествовала проникновению буддизма в Тибет. Согласно исследованиям Намкай Норбу, приведенная в тексте дата рождения взята из источников, относящихся к традиции Бон. 78. Нангше Лепо (sNang bzer lod po) получил учение Дзогчен Zhang Zhung snyan brgyud из Радужного Тела учителя и записал их в той форме, которую мы сейчас знаем. Современные исследования подтвердили, что он жил в ту же эпоху, что и тибетский царь Сронгцан Гампо (Srong btsan sgam po) (617-698). 79. Эта дата основана на Vai ro rgyud`bum — сборнике произведений Вайрочаны. Согласно dPa`bo gtsug lag, он родился через 360 лет после паринирваны Будды. 80. с. Kulaya raja tantra; т. Kun dyed rgyal po'i rgyud. 81. с. Maha abarta prasa rani raja tantra; т. kLong chen rab`byams rgyal po'i rgyud. 82. с. S'abda maha prasamga mula tantra; т. sGra thal' gyur chen po'i rgyud. 83. Устная традиция кама (bka' ma) включает учения, передача которых не прерывалась начиная с эпохи Гараб Дорчже и до наших дней. Повторно открытая традиция терма (gter ma), напротив, включает сочинения, спрятанные во времена Падмасамбхавы и постепенно снова найденные различными учителями. 84. rDzogs chen bstan `byung, еще не опубликована. 85. V-й Далай-Лама Лобсан Джамцо (bLo bzang rgya mtsho) (1617—1682) был также одним из открывателей спрятанных священных текстов. 86. Гунчен Падма Карпо (Kun mkhyen Pad ma dkar po) (1527—1592), исключительный учитель и ученый традиции Другпа (`brug pa) Кагью. 87. Шабкарва (Zhabs dkar ba Tshogs drug rang grol) (1781—1850), великий учитель Дзогчена в Восточном Тибете, известен своими духовными песнями. 88. Тибетская народная сказка о том, как заяц, услышав непонятный звук и не зная, что он вызван падением какого-то фрукта в воду, в ужасе удрал, а за ним последовали другие животные. 89. Bod kyi lo rgyus las `phros pa'i gtam nor bu'i do shal, опубликовано в Дхарамсале в Library of Tibetan works and archives , 1981. 90. Трисонг Детсен (Khri srong lde`u btsan) (742—797 или 790—844). 91. Ринчен Зангпо (Rin chen bzang po) был одним из главных инициаторов II волны распространения Буддизма в Тибете. 92. Трогон Вангдуд Ньингпо (Gro mgond Bang sdud snying po) (1763—1806). 93. Джамьянг Кьенце Вангчук (Jam dbyangs mkhyen brtse'i dbang phyug) (1524—1568) 94. Цхарпа и Нгор (Tshar pa, Ngor), упоминаемые ниже две значительные школы традиции Сакья. 95. Джамьянг Кьенце Вангпо (Jam dbyangs mkhyen brtse'i dbang po) (1820—1892) — великий открыватель сокрытых текстов (терма) и вместе с Конгтрулом Лодро Тхае, вдохновитель традиции Римэ (Ris med) или Внесектарной . 96. Кармапа Райджунг Дордже (Rang`byung rdo rje) (1284—1339), III Кармапа. 97. Чойжи Дригунгпа Ринчен Пунцок (Cos rje Bri gung pa Rin chen phun tshogs) (1509—1557). 98. Джамгон Конгтрул Лодро Тхае (Jam mgon Kong sprul Blo gros mtha'yas) (1813—1899). 99. Цаньянг Джамцо (Tshangs dbyangs rgya mtsho) (1683—?), известен своим поэтическим творчеством. 100. Дэси Сангье Джамцо (sDe srid sangs rgyas rgya mtsho) (1653—1705), регент V Далай-Ламы. 101. Чандракирти (VII век) — ведущий индийский философ традиции Мадхьямика Прасангика. 102. Этой фразой завершается одна из притч Чандракирти. Вот ее краткое содержание: Когда-то в одном королевстве ученый астролог предсказал дождь, который сделает сумасшедшим всякого, кто выпьет хоть каплю этой дождевой воды. Обеспокоенный король приготовил для себя огромные запасы воды, а простые люди не могли этого сделать. Спустя несколько дней начался дождь и появились первые жертвы безумия. Через несколько месяцев все, будучи вынужденными пить дождевую воду, сделались сумасшедшими, кроме короля. Но тогда король стал считаться сумасшедшим, так как он вел себя совсем не так, как остальные люди. Печальный и растерянный, король решил выпить этой воды, чтобы жить в гармонии со своим народом. 103. В буддизме говорят главным образом о шести типах кармических рождений: три высших уровня, соответствующих богам, полубогам и людям, и три низших, соответствующих животным, голодным духам и существам ада. 104. Тиб. bka'. 105. Под учениями, переданными через потенциализацию , подразумевают учения, которые не были прямо открыты Буддой, ... а другими бодхисаттвами, которым он дал такое поручение. 106. Махаянская сутра. 107. На тибетском Jam dpal mtshan brjod ( Объяснение имени Манджушри ), важный текст тантризма. 108. Bai ro`idra`bag, биография учителя и тибетского переводчика Вайрочаны. 109. На юге Индии, в ступе Дханакута. 110. Ваджрадхара (rdo rje `chang), тот, кто держит ваджру , другое представление, которое символизирует состояние Дхармакайи. 111. На тибетском соответственно drang-don и nges-don . 112. Джняна Шри, буддийский пандит родом из Кашмира, посетил Тибет в X или XI веке. 113. Майтрейя традиционно рассматривается как будда будущего. Следующий отрывок взят из Абхисамайяланкара сутры, важного комментария к Праджняпарамита сутре, которая, как полагают, была продиктована самим Майтрейей индийскому философу Асанге (III век). 114. В древней традиции Бон существовали различные виды ритуалов, основанные на общем принципе взаимной зависимости энергии индивидуума и внешней энергии мира, связанной с различными классами существ. Чтобы гармонизировать эти энергии и решить проблемы, связанные с человеческим существованием, использовали различные типы практик Бон. Завоевание духа, беспокоящего мертвых (gshed`dur) имеет целью освободить покойника от присутствия духов, пользующихся состоянием смятения, в котором он находится, чтобы завладеть его жизненной энергией. Присвоение энергии удачи (phwya`bod) состоит в усилении энергии человека с тем, чтобы привлечь к нему благоприятные события. Подношение благовонного дыма (bsang) является практикой, до сих пор широко распространенной по всему Тибету. Изначально она имела целью очистить с помощью дыма ароматических веществ как различные классы существ, живущих в воздухе, если они оказались загрязнены человеком, так и самого человека. Обряды выкупа , включающие обряды типа mdos, glud и yas, в зависимости от серьезности случая, преследуют цель избавления от болезней, вызванных другими классами существ, даже если больной находится в агонии. Они основаны на замене жизненной энергии больного человека ее изображением, которое приносится в жертву в обмен на его полное выздоровление. 115. Под разделением на дхату подразумевают в данном случае, главным образом, разделение вселенной на три мира: мир страстей (камадхату), мир форм (рупадхату) и мир без форм (арупадхату). Мы находим это понятие в Абхидхармапитаке , сборнике буддийских писаний по метафизике. 116. Речь идет о понятиях и символах, восходящих к древней даосской традиции, ставших основой китайских астрологических знаний. Рассказывают, что Фу Си (2852—2738 гг. до н.э.), считающийся первым правителем Китая, открыл триграммы, разглядывая панцирь черепахи, и что они дали ему интуитивное понимание природы вселенной. 117. Во многих космогонических повествованиях, которые служат введением в ритуалы Бона, говорится о космическом яйце , образованном сущностью пяти элементов: воздуха, воды, огня, земли и пространства. Вселенная была создана из этого яйца и разделена на три уровня существования: божества (lha) в небесном пространстве: духи (gnyan) — нематериальные существа, живущие в промежуточном пространстве: и наги (klu), полубоги воды. 118. Это три аспекта жизненного принципа индивидуума. Под Ла (bla) (иногда переводится как душа ) понимают форму психической энергии, тесно связанную с внешним миром, с различными явлениями, окружающими человека. Це (Tshe), напротив, означает потенциальную продолжительность жизни, которая может оказаться под влиянием Ла. И наконец, Срог (Srog) представляет истинный жизненный принцип, присущий всякому живому существу. 119. Под Мудростью количества (ji snyed mkhyen pa) подразумевают способность воспринимать все возможные феномены сансары и нирваны. Под Мудростью качества (ji ltar mkhyen pa) — способность воспринимать их все одновременно. 120. Абхидхармакоша является произведением Васубандху, философа I века. 121. Согласно традиционной буддийской космологии, центром мира является мистическая гора Меру, с четырех сторон окруженная четырьмя континентами. Континент Куру находится к северу от горы Меру. 122. Намек на знаменитую притчу, рассказанную Буддой в Локапраджняптисутре . 123. Падампа Сангье (Pha dam pa sangs rguas) (XI в.), родом из Южной Индии, был одним из великих буддийских йогов, которые посетили Тибет. Его учение, названное Шижед (Zhi-byed) или Умиротворяющее , сильно повлияло на систему практик Чод (gCod), развитую учителем Мачиг Лабдрон (Ma gcig lab sgron) (1055—1149), его последовательницей. 124. Zab lam zhen pa bzhi bral, сочинение Драгпа Гьелцена (Sa skya pa Grags pa rgyal mtshan) (1147—1216). 125. 8 мирских дхарм : выигрыш и потеря, известность и позор, похвала и порицание, радость и скорбь. 126. Янг соответствует современной китайской провинции Юннань. 127. Жалинг (rgya gling) — духовой инструмент из группы гобоев, используемый в основном во время религиозных церемоний. 128. Тулшиг Ринпоче (Khrul Zhig), выдающийся учитель Дзогчена, который жил в нашем веке и был несколько лет учителем царя Сиккима. Соднам Бум был его учеником. 129. Тренировка 12 надлежащих состояний (с. Dvadasa dhutaguna, т. sbyangs pa'i yon tan bcu gnyis). Это: 1) носить лохмотья из мусорных ящиков; 7) жить в уединенных местах; 2) носить только 3 религиозных одеяния; 8) жить у подножия дерева; 3) носить одеяния из войлока; 9) жить в неукрытых местах; 4) жить милостыней; 10) жить на кладбищах; 5) есть только один раз в день; 11) спать, сидя в позе медитации; 6) не есть после полудня; 12) спать где придется. 130. 8 пещер считаются очень важными местами, где Падмасамбхава практиковал во время своего пребывания в Тибете. 131. Опора тела относится к статуям и изображениям; опора речи — к священным текстам; опора ума — к ступам (mchod rten) и другим реликвиям. 132. Под двумя телами подразумевают тело без форм (дхармакайя) и тело формы (рупакайя), которое включает самбхогакайю и нирманакайю. 133. 4 качества, привлекающие учеников (с. Catvari samgraha vastu, т. bsdu ba'i dngos-po bzhi), это: 1) быть великодушным: 2) говорить с кротостью; 3) помогать другим; 4) применять на практике то, чему учишь. 134. Абсолютная истина (don dam) соответствует истинному смыслу, а относительная истина (kun rdzob) — временному. 135. Ом мани падме хум — одна из самых популярных мантр в Тибете, посвященная Авалокитешваре, бодхисаттве сострадания. 136. 7 эмблем королевства (rgyal srid sna bdun): колесо, сверкающая драгоценность, сказочная лошадь, слон, королева, министр и командующий армией. |
Буддизм алмазного пути:
9-й Кармапа Уангчуг Дордже (1556-1603)Уангчуг Дордже родился на седьмой день седьмого месяца года огненного дракона (1556) в области Тречё в восточном Тибете. Перед его рождением матери снилось, что она ду... |
Школа Карма Кагью и калмыки Санал БатыреСанал Батырев, Элиста Буддизм российского Востока имеет очень богатую историю. Среди предков калмыков - ойратов - Учение распространялось в три волны. Впервые ойраты получили знание о ... |