Миларепа

News image

Миларепа Шепа Дордже был учителем тибетского буддизма, поэтом, знаменитым йог...

О Будде Гаутаме, принце Сидхардхе

News image

Будда (принц Гаутама, рода Шакья), по рождению названный Сидхартха, что оз...


ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЗОГЧЕН УЧЕНИЕМ, ИСХОДЯЩИМ ОТ БУДДЫ ШАКЬЯМУНИ?
Библиотека - 16 вопросов учителю дзогчена

Определим сначала то, что мы подразумеваем под учением, исходящим от Будды 104.

Будде приписывают четыре типа учений: устное учение; учение, переданное в пророчествах; учение, переданное через потенциализацию 105; и учение, записанное учениками.

В Лалитавистарасутре 106 мы читаем:

Область Нирманакайи включает тысячу миллионов миров, каждый из которых содержит тысячу континентов. В мире, названном Саха, имя учителя — Шакьямуни. Это тот, который в физическом проявлении, передает учение, основанное на логике .

В традиции Ньингма все учения подразделяются на 9 колесниц : три первых, Шравакаяна, Пратьекабуддаяна и Бодхисаттваяна, были переданы, как полагают, нирманакайей Шакьямуни и известны как внешние колесницы причины, основанные на логике .

Считается, что вторая триада, которая включает учения Криятантры, Чарьятантры и Йогатантры, была передана самбхогакайей Ваджрасаттвой. Она известна как колесницы плода внешней мантраяны . Три последних, Махайога, Ануйога и Атийога, предположительно были переданы дхармакайей Самантабхадрой и известны как колесницы плода высшей внутренней мантраяны . Здесь речь идет об общей классификации, которую нельзя рассматривать как окончательную.

В Манджушринамасангити 107 читаем:

Затем победоносный Шакьямуни, верховный среди будд в человеческом облике, распространил свою высшую речь всеми возможными способами . XXX

И в Изображении Вайрочаны 108:

Ученикам, одаренным исключительными способностями, он передал некоторые учения тантры. Таким образом Шакьямуни преподал Криятантру на реке Найронгана и в парке Сингала; Упаятантру — в портовом городке dPung bzang; Йогатантру — во дворце Me ri`bar ba . XXXI

Как следует из этих текстов, 3 раздела внешних тантр были также преподаны Буддой Шакьямуни. Кроме этого, в новой традиции тибетского тантризма говорится, что в знаменитом Bras spungs 109 Будда Шакьямуни проявит себя в виде божества Шри Калачакры и передаст тантру Калачакры. Но в реальности проявления Ваджрадхары110 бесконечны, как области миров во вселенной, и мы не можем ограничивать учение, утверждая, что оно было передано в такую-то эпоху и таким-то учителем. В Манджушринамасангити написано:

Учение преподавалось пробужденными существами прошлого, оно будет преподаваться пробужденными существами будущего, и оно по-прежнему преподается совершенными пробужденными существами настоящего . XXXII

Падмасамбхава сказал:

Все пробужденные существа равны в изначальной сфере мудрости ,

так как сфера мудрости находится совершенно за пределами понятий равенство и различие . И, таким образом, учение может рассматриваться как подлинное, не обязательно будучи переданным Буддой Шакьямуни. Подлинность учения Пробужденных Существ должна доказываться четырьмя фундаментальными принципами: 1) оно основывается не на относительной истине, но на абсолютной111; 2) оно основывается не на доктрине, но на индивидууме; 3) оно основывается не на словах, но на значении; 4) оно основывается не на уме, но на мудрости.

По поводу учения о состоянии спонтанного присутствия Дзогчен мы читаем в Сутре тайных предсказаний (gSang ba lung bstan pa'i mdo), цитируемой учителем Джняной Шри112:

(И они его спросили) Если Победоносный преподал три колесницы относительной истины, почему он также не передал колесницу абсолютной истины, в которой причина и результат самосовершенны и в которой Пробуждение не ищется вне себя?

(И он ответил) Для людей, которые интересуются причиной, я передал учение Причины. Но в будущем появится колесница Плода на пути быстрой реализации .

Таким образом было предсказано учение Дзогчен. Если оно не может быть рассмотрено как учение, переданное устно Буддой Шакьямуни, оно, однако, может быть представлено среди тех, которые переданы в предсказаниях.

Будда Шакьямуни, искусный в методах и одаренный неограниченными способностями, передал неисчислимое количество видов учений, соответствующих способностям и возможностям, свойственным каждому из неисчислимого количества видов существ, основываясь на их знаниях. Все эти учения, переданные с крайней проницательностью, следуя методам, необходимым в каждом случае для направления живых существ к знанию истинного состояния существования, названы колесницами относительной истины . О том, что касается абсолютной истины, Будда Шакьямуни сказал:

Я нашел учение, похожее на нектар, глубокое, мирное, за пределами понятий, светлое и несотворенное. Но когда я его передаю, никто меня не понимает: я не буду говорить больше, я останусь в лесу .

Истинное состояние существования невыразимо, непостижимо, за пределами всех понятий — это всё, что можно сказать о нем. Так как это — конечная цель всего, что преподал Будда, мы можем сделать вывод, что все учения Будды являются как бы основой для состояния спонтанного присутствия Дзогчена.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

14-й Кармапа Тхегчог Дордже (1798-1868)

News image

Тхегчог Дордже родился на десятый день двенадцатого месяца года огненной змеи (1798) в селении Дананг области Залмо Ганг провинции Кхам. Над селением появилось несколько радуг. Но...

Значение зуба Будды

News image

Приверженцам буддизма хорошо известен город Канди с небольшой площадью, который расположился в горах острова. В прошлом, это была столица царства кандийского, славящаяся процветанием. На тер...