ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ

News image

Ламаизм – так иногда называют данный вид буддизма, развился в Ти...

Кармапа - держатель линии Кагью

News image

Кармапа является верховным ламой школы Кагью. Он воплощает в себе эн...



ФАКТОРЫ СОЗНАНИЯ. ВТОРИЧНЫЕ НЕЙТРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
Библиотека - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Вторичными нейтральными факторами являются:

витакка – (дискурсивное) мышление в его начальной стадии;

вичара – рефлексия или подкрепляющее мышление (продолжение дискурсивного мышления);

адхимоккха – решимость (результат дискурсивного мышления);

вирийя – сила воли, энергичность, усилие;

пити – заинтересованность, удовольствие, радость, восторг (согласно степени интенсивности проявления);

чханда – стремление к действованию, желание к исполнению, воля к осуществлению.

Мы уже познакомились с тремя из этих факторов в нашем анализе ступеней углубления в сознание Чистой Формы (рупа-джхана), на которых последовательно устранялись витакка, вичара и пити. Весьма важным показателем положительного характера дхьянического углубления является то, что наиболее активные факторы этой группы, а именно адхимоккха, вирийя и чханда сохраняются во всех джханах как в области Чистой Формы (рупадхату), так и в области Не-Формы (арупадхату). Логическая связь между факторами этой группы, от первого импульса мышления до стремления к действованию , очевидна во всей ее непрерывности. Вряд ли стоит говорить о том, что если первый импульс (витакка) недостаточно силен, или же еще не преодолены сомнение и колебание на стадии рефлективного мышления (вичара), то решимость адхимоккха, что буквально означает освобождение , а именно, освобождение от сомнения или неуверенности (адхи + муч; муничаги = освобождать) не может быть достигнута, и процесс преждевременно заканчивается. Таким образом, адхимоккха есть источник энергии (вирийя), освобождение скрытой до этого силы посредством устранения препятствий на пути ее проявления. Эта энергия, умноженная благодаря заинтересованности или вдохновению (пити), причем последнее может возрасти до наивысшей стадии блаженства (сикха), приводит к воле осуществления (чханда).

Чханда, согласно Шве Зан Аунгу, объяснялась комментаторами как каттукамайята , или стремление к действованию . В зависимости от уровня знаний или инсайта, чханда превращается либо в камачханда (синоним танха), т.е. чувственное вожделение, страсть, либо – в дхаммачханда, или желание, точнее, стремление к освобождению. На чувственном уровне чханда преимущественно проявляется в действиях, на духовном уровне, например в медитации, когда уже не приходится говорить о действии (в его обычном значении), она проявляется в прогрессивном движении по направлению к цели. В обоих случаях она является волей реализации результатов нашей ментальной активности. Многообразная природа весьма сходна с тем, что в европейской лексике обозначается выражениями сильное желание , страсть , вожделение , хотя эти термины в переводах буддийской литературы утрачивают свой нейтральный характер (в моральном значении) и становятся непосредственно эквивалентами танха . Следующий прекрасный отрывок из Лелия Жорж Санд вместе с комментарием миссис Рис-Дэвид способен прояснить сходство между чханда и страсть в их более широком и более первозданном смысле:

Прометей, Прометей! Ты ли это, кто хотел освободить человека от уз рока?... Люди дали тебе тысячу символических имен: отвага, отчаяние, бред, мятеж, проклятие. Тебя называли то Сатаной, то злодеем; я называю тебя Желанием! Правда! Истина! Ты не найдена; десять тысяч лет я ищу тебя... Десять тысяч лет бесконечность отвечает мне: желание, желание!

Мы не можем теперь позволить себе обеднять наши этические (и эстетические) представления, расточительно принижая значение этого термина вплоть до танха, и тем самым, образно говоря, отдавая на откуп дьяволу все страстные желания – в том числе и дхаммачханда, которая побуждала Прометея бросить вызов Зевсу, которая вела Будду из дома к дереву Бодхи, которая обязывала Христа низвести Небо на землю. В этом отношении много вреда было причинено переводчиками, обесценивавшими слово желание , что оправдывало поверхностную критику, которая непрестанно твердила о буддийской этике, как об отрицании или затухании всех желаний . (Компендиум Философии, с. 244 и след.)

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

13-й Кармапа Дюдюл Дордже (1733-1797)

News image

Дюдюл Дордже родился на второй неделе восьмого месяца года водяного быка (1733) в местности Чава Дронг в провинции Ньен Чо...

Совершенно верно, времени - нет!

News image

Совершенно верно, времени - нет! Вопрос: В начале двадцатых годов физик Артур Эддингтон считал, что есть только два человека, которые полностью понимают общую теорию относительности - ...