Далай-лама верховный лама школы ГелСочетание Далай Лама, означает высший , океан мудрости . ... |
Новый Год в традиции тибетско-монгоВ традиции тибетско-монгольского буддизма Новый Год (тиб. Лосар, монг. Цагаалган) яв... |
Мудрость, сила и знание |
Библиотека - Современные буддийские мастера |
Разнообразие технических приемов и учений в духовной сфере часто вызывает замешательство - вследствие того, что у нас отсутствует ясное различие между мудростью, силой и знанием. Знание бесконечно. Современная наука каждый год заполняет библиотеки новыми открытиями. Равным образом обширно и духовное знание. Мы способны знать прошлые жизни отдельных индивидов, воздействия планет на жизнь ныне здравствующих людей, существование других планов бытия или более высоких уровней сознания, технику духовного лечения - и бесконечное число других духовных предметов. Но знание - это не мудрость. Как-то один западный монах сидел ночью при свете звезд и беседовал с несколькими лесными монахами из Лаоса, родившимися в деревне. Взглянув вверх, он увидел очень яркую звезду в середине ковша Большой Медведицы. Удивленный, поскольку он раньше никогда ее не замечал, монах стал смотреть более внимательно - и обнаружил, что звездочка движется. Он понял, что по небу передвигается ретрансляционный спутник, и указал на него своим сотоварищам. - Что это такое? - спросили они. - Спутник, - отвечал он. - А что такое спутник ? - заинтересовались его собеседники. С чего начинать? - Ну, - сказал он, - ведь вы знаете, что Земля круглая? Нет, этого они не знали. И вот он достал из своего чемодана маленький фонарик и, пользуясь поднятым с земли круглым камнем, начал элементарный рассказ на школьном уровне о том, как Земля движется вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси. Возникли обычные вопросы: Почему мы не замечаем движения Земли? , Почему люди не падают с нижней ее стороны? . И вот в конце беседы, хотя его рассказ о планетах, спутниках и ракетах был внимательно выслушан, у западного монаха возникло подозрение, что в действительности слушатели ему не верят. Один из монахов, очень спокойный и мудрый старик, был советником и наставником многих людей. Честный и простой человек, свободный от привязанности к вещам, он некоторым образом уже не подвергался заблуждению, не считал, что имеет я , которое необходимо оберегать,- а потому всегда был счастлив и спокоен. Он принимал изменчивую природу жизни и плыл по течению ее потока. Итак, вы знаете, что Земля круглая? - пожал он плечами. - Но, в конце концов, какая вам польза от всего вашего знания? И тогда западный монах понял: для освобожденности и мира важна только мудрость, необходимо развитие ясного, свободного от привязанности ума. Этот случай во многом напоминает другой. Однажды Будда взял в руку горсть листьев и спросил монахов, где больше листьев - в руке или на всех деревьях в лесу. Вот эта горсть листьев,- продолжал он, - есть знание, которое я вам дал, в сравнении с бесконечным знанием ума Будды. Однако это и есть все, что необходимо знать, чтобы прийти к просветлению, чтобы прийти к концу всякого страдания . Отношение силы к мудрости сходно с отношением к ней знания. Подобно тому, как власть, приобретаемая при помощи науки, огромна и постоянно расширяется,- власть над природой, энергия электричества, химии, атомного ядра,- власть, приобретаемая при помощи духовной практики, огромна и разнообразна. Странствия в астральном мире, психокинез и телепатия - вот лишь некоторые силы, которые, как это часто описывается, развиваются благодаря духовной практике. Однако астральные путешествия не приведут к концу ваши страдания; даже величайшему духовному целителю когда-то придется заболеть и умереть; и сам Будда прожил только до восьмидесяти лет. И это тоже к счастью для нас! Вообразите, что было бы, если бы Будда не умер, а продолжал жить целые столетия. Тогда людей гораздо больше интересовало бы то, как жить вечно, - ибо заблуждающийся ум крепко держится за свое старое тело, - а не за то, как найти мудрость, чтобы покончить со всеми страданиями. Всеведенье и даже всемогущество считаются необходимыми результатами духовного развития, потому что многие люди связывают эти качества с некоторыми великими святыми и йогинами. Однако те силы, которые человек способен развить, ограничены его кармой. Некоторые качества возникают самопроизвольно вместе с развитием сосредоточенности в практике; другие можно увеличить при помощи специальных упражнений. Но силы эти не только отличаются от мудрости, а зачастую оказываются препятствиями для прозрения и понимания. Снова и снова подчеркнем, что мысль приобрести что-то при помощи медитации есть усиление иллюзорного представления о том, что существует кто-то, способный воспользоваться этими силами, что существует нечто, достойное приобретения. Новое заблуждение - новые страдания. Мудрость проста. Это не знание, не сила; это просто пребывание в гармонии с тем, что существует здесь и сейчас. Нечего приобретать, нечего терять. Внимательный к потоку жизни, мудрый человек не заблуждается; его жизнь протекает в совершенном соответствии с четырьмя благородными истинами. Счастье, приходящее благодаря мудрости, превыше всякого знания, всякой силы. Это счастье истинного внутреннего мира, счастье, не колеблемое постоянной сменой физических и психических явлений, это мир превыше даже рождения и смерти. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
Интервью с Е.С. 16-м КармапойВо вpемя своей тpетьей поездки по США Его Святейшество Гьялва Каpмапа дал буддийскому жуpналу Денсаль , издаваемому в вудстокском центpе, личное интеpвью. Мы благодаpим Д... |
Введение в медитациюПроцесс медитирования связан с успокоением и освобождением от стрессового напряжения. В голове возникает картинка с йогом, который сидит, скрестив ноги. Медитация обрела широкую популярность. Каж... |