Буддийская традиция ТибетаГоворя о тибетском буддизме, необходимо сразу же указать на неправомерность уп... |
Российские буддисты выразили возмущСообщения о применении насилия со стороны вооруж eнной милиции и ар... |
Прогресс в созерцании |
Библиотека - Современные буддийские мастера |
После практики в течение некоторого времени вы можете обнаружить, что ваше созерцание значительно улучшилось, что вы способны увеличивать длительность основного упражнения, где отмечаются подъемы и падения брюшной стенки. В это время вы заметите, что обыкновенно между движениями подъема и падения существует некоторый разрыв. Если вы находитесь в сидячей позе, заполните паузу отметкой в уме акта сиденья следующим образом: подъем, падение, сижу Когда вы отмечаете в уме сиденье, удерживайте ум на выпрямленном положении верхней части тела. Когда вы лежите, нужно выполнять упражнение, делая следующие отметки: подъем, падение, лежу . Если вы найдете это нетрудным, продолжайте упражнение, отмечая эти три части. Если же вы заметите, что пауза возникает и в конце движения падения, как она возникала и после подъема, тогда выполняйте упражнение несколько иначе: подъем, сижу, падение, сижу , - или если вы лежите: подъем, лежу, падение, лежу . Предположим, вам затем окажется нелегко отмечать в уме три или четыре объекта указанным выше образом; тогда вернитесь к первоначальной процедуре, отмечая только две части - подъем и падение . Будучи занятыми регулярной практикой созерцания движений тела, вы не нуждаетесь в том, чтобы заниматься объектами зрения и слуха. Пока вы способны удерживать ум на движениях подъема и падения брюшной стенки, предполагается, что это также служит целям отметки актов зрения и слуха. Однако вы можете намеренно взглянуть на какой-нибудь предмет, затем одновременно два или три раза сделать в уме отметку: смотрю , после этого возвращайтесь к осознанию движений брюшной стенки. Если, предположим, в поле вашего зрения попадает какой-то человек, два или три раза сделайте в уме отметку: вижу , а затем вновь направляйте внимание на движение подъемов и падений живота. Случилось ли вам услышать звук голоса? Слушали ли вы его? Если да, сделайте два или три раза в уме отметку: слышу, слушаю , пока слушанье имеет место; сделав такую отметку, возвращайтесь к подъему и падению живота. Предположим, вы услышали какие-то громкие звуки - лай собак, громкий разговор, пенье. В этом случае немедленно сделайте в уме отметку слышу два или три раза, затем вернитесь к своему основному упражнению по наблюдению подъема и падения брюшной стенки Если вы не сумеете сделать отметку и пропустите без нее эти отчетливые зрелища и звуки, когда они возникнут, вы по невнимательности можете погрузиться в размышления о них вместо того, чтобы продолжать следить с напряженным вниманием за подъемом и падением брюшной стенки, которые в этом случае могут стать менее ясными и отчетливыми. Именно в силу такого ослабленного внимания вырастают и умножаются оскверняющие ум страсти. Если такие размышления действительно появились, сделайте два или три раза отметку в уме: размышляю - и вновь примитесь за созерцание подъема и падения живота. Если вы забудете сделать в уме отметку о движениях тела, ноги или руки, тогда отметьте в уме: забыл - и возобновите свое обычное созерцание движений живота. По временам вы можете почувствовать, что ваше дыхание замедлилось или что движения подъема и падения живота воспринимаются неясно. Когда это происходит, и вы находитесь в сидячей позе, просто перенесите внимание на отметки: сижу, касаюсь ; а если вы лежите, отмечайте: лежу, касаюсь . Во время созерцания прикосновения не следует удерживать ум на одной и той же части тела; надо обращать его последовательно на разные его части. Существует несколько мест прикосновения; по крайней мере, шесть или семь из них необходимо созерцать. Некоторые из этих пунктов находятся там, где соприкасаются друг с другом бедро и колено, там, где соприкасаются кисти или пальцы одной руки с пальцами другой, в особенности большие пальцы; это также закрытые глаза, язык во рту или соприкосновение губ одна с другой. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
7-й Кармапа Чёдраг Гьямцо (1454-1506)Чёдраг Гьямцо родился на пятый день первого месяца года деревянной свиньи (1454) в Кьилхе, на севере Тибета. Только родившись, он вытер своё лицо и крикнул: А... |
Об активности 17-го Гьялвы Кармапы, Трин17-го Гьялвы Кармапы, Тринле Тхайе Дордже 25 октября 1999 года 17-й Кармапа Тринле Тхайе Дордже отбыл из Калимпонга, из Индии, начав то, что оказалось необычайно ус... |