Расцвет СакьяпыВ 1207-м году, тибетцам удалось узнать, что монголы, которые были ... |
Проникновение буддизма в ТибетПервыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, были кянги. Это произошло в ко... |
Интервью с ламой Оле Нидалом |
Буддизм алмазного пути - Практика |
О ВИЗИТЕ 17-ГО КАРМАПЫ ТХАЙЕ ДОРДЖЕ НА ЗАПАД В 2000 ГОДУ Вопрос: Лама Оле, после того, как в последнем номере журнала мы подробно рассказали о различных мероприятиях с Кармапой в начале 2000 года, мы хотели бы на этот раз немного осветить значение и подробности его визита на Запад. Спасибо, что ты уделил нам время для этого интервью. E.C. 17-й Кармапа Тхайе Дордже совершил свой первый визит на Запад. Когда в 1981 году умер E.C. 16-й Кармапа, была только горстка центров, за прошедшее время ты и твои ученики создали более 250 центров. Как ты представлял Ему свою работу? Как он реагировал? Лама Оле : Представить Кармапе 6000 его учеников и друзей из почти 300 центров и групп со всего мира, имея возможность познакомить его с представителями стольких стран в Дюссельдорфе, было огромной радостью. За столько лет увлекательного развития они превратились в настоящую семью, и Кармапу поразила наша близость. Он приехал прямо из богатой китайской Восточной Азии, где нужно особым образом, соблюдая ритуалы, обращаться с покровителями и другими сливками общества, и выдержать их меры оказания почестей. Наша банда йогинов, ждала от него чего-то человеческого, по-дружески подталкивая друг друга к нему. Несмотря на многолетнюю дружбу с семьей Педро, Эдуардо, Стюартоми Шоной, так долго представлявших Запад в его окружении, это было уже чем-то новым, к чему ему теперь пришлось привыкать. Ты уже рассказывал Ему раньше о своем видении современного укореняющегося в западном обществе мирского и йогического буддизма. Что Он говорит по этому поводу теперь, после того, как Он почувствовал, что это значит вблизи? Л. О. : Кармапа счастлив по поводу нашей работы, тому, что мы построили мирской и йогический путь. Он чувствовал себя у нас очень свободно и сказал однажды, что в странах, где преобладает монастырская жизнь, сильные люди часто остаются в тени линии, поскольку без возможности принятия решений, они не находят себе подходящего места. Он осознал полностью, что у нас все друзья, в то время как в других местах зачастую в рукаве скрывается кинжал. Он понимает смысл совместных прыжков с парашютом, танцы всю ночь напролет, политически некорректные высказывания и быстрые поездки по извилистым дорогам, создающие между нами взаимное доверие. Он познакомился уже с несколькими буддийскими стилями жизни: азиатский аспект в Тибете, Индии, Бутане, Юго-восточной Азии, теперь мирской и йогический буддизм в твоих центрах, монастырский буддизм во Франции. Он что-нибудь выражал по поводу различий? Л. О. : Как настоящий Азиат и, прежде всего как Кармапа, он хвалит все, что хоть как-нибудь можно похвалить. Он никогда не будет против любой из точек зрения. Он не вырос с нашей свободой, и я не думаю, что он, к примеру, когда-нибудь скажет что-нибудь о религиях, унижающих женщин или устраивающих священные войны, что я, по известным причинам, делаю почти каждый день. Что во время многих встреч с ним за этот год тронуло тебя больше всего? Л. О. : Когда он демонстрировал свою благодарность и выносливость, и позволял своей живой одаренности играть, я был часто тронут. В последнее время ему пришлось даже отвечать на вопросы. Я охотно присутствовал. Поразил ли он тебя чем-нибудь? Л. О. : Он часто ставил с ног на голову мои ожидания от него как полного продолжения 16-го перерождения. Мне пришлось научиться тому, что Кармапы не являются личностями. Что они подобно воде втекают, в роли, которые необходимы. 16-й должен был защищать людей, а мы защищаем 17-го. Меня поразили спокойствие и доверие, с которым он находится в этой новой роли. После смерти E.C. 16-го Кармапы как никакой другой Лама, ты снова и снова повторял, что вся твоя работа для Кармапы. Что означает для твоей активности, что E.C. Кармапа теперь снова здесь и присутствует на Западе? Что изменилось после этого визита? Л. О. : Больше уверенности для нас всех и больше работы, радостной работы. Для многих было очень важно ощутить нас вместе так близко. Мое отношение, к большому Шестнадцатилетнему, было чем-то очень необычным - я увидел его полностью как Будду и эти связи, надеюсь, будут защищать всех будущих Кармап. Принимает ли Кармапа активное участие в твоей работе? Добавляет ли он идеи или говорит иногда что-нибудь типа: Оле, ты должен быть осторожен с тем или этим ? Л. О. : Когда я спрашивал Кармапу во время наших ранних встреч о нашем мирском и йогическом стиле, он внимательно выслушивал, но ответ всегда был одним: Делай . Совершенно ясно, что я знаю, что делаю, и что это приводит к нему существ. Было также забавно, что 17-му Кармапе уже необязательно нравилось исполнение пожеланий, сделанных им в 16-й жизни: он просто радовался построению связей с будущими друзьями и хотел понять причины наших успехов. Так делают в Азии. Если в Америке, когда приходит новый босс, он обычно сначала ставит все с ног на голову, показывая всем, что он теперь перенимает ответственность. Новый шеф в Азии прежде всего старается поменять настолько мало, насколько возможно. Он в первую очередь старается следить затем, чтобы все шло наилучшим образом. Кармапа быстро увидел, что в рабочем тиле наших групп едва ли нужны изменения. Наш способ развития определен влиянием нашего времени и западного общества. Так, у индийцев был свой буддизм, пока его не разрушили мусульмане около 1100 года, в других странах были разработаны собственные, соответствующие им пути, и преобладающий у нас Алмазный путь никоим образом не является диктатом с моей стороны. Он развился как предложение для самых смелых, критических и самых независимых голов свободного мира. Многие не могут сказать ему нет , так как он просто соответствует нашему восприятию жизни. Ты очень сильно доверяешь способностям своих учеников и передаешь им огромные задачи; в первую очередь по принципу учиться в деле . Несколько десятков из них путешествуют и выступают как буддийские учителя. Другие выполняют важные организационные задачи, руководят центрами, представляют нас общественности, если ты не переживешь их всех, на что мы надеемся - они однажды продолжат твою активность. Удалось ли тебе представить этих людей E.C. Кармапе? Л. О. : Да, я сделал это, но слишком коротко. К сожалению, было очень мало времени, и в первую очередь Кармапа прочувствовал глубокую радость, которую они ощущали рядом с ним. Конечно, его неспящяя интуиция дала ему возможность ухватить их далеко идущие способности. Большое спасибо, между прочим, за похвалу нашим учителям. Они настолько хороши, поскольку вместе сошлись несколько условий: многие учили уже в прошлых жизнях. По большей части им нужно только показать угол дома, и они уже угадывают остальные три. Кроме этого, совершенно явно они должны уметь управляться со своей нормальной жизнью, партнером и работой, ни от чего не бежать в жизни и иметь избыток для других, другими словам очень хорошо стоять кармически. Нет ничего более смертельного, чем учитель, рассказывающий без радости об Алмазном пути или о пустоте, это самый чистый яд для развития людей. Хотя некоторые живут тем, что делают буддизм трудным, собственно, он не является ничем иным как здравым смыслом в деле. Если люди находятся рядом со мной десять лет, и мы разделяем с ними одно видение, будет само собой сказать им: Выступи же хоть раз, и не только в соседнем центре. Съезди на Балканы или помоги нам построить ту или иную крышу в Сибири . Эти люди дружелюбны и не горды, так как им больше не нужно утверждать себя, они будут двигать дальше нашу работу. Я представил их Кармапе с удовольствием как наш шумный дом, разросшийся за это время. Ты - Лама-который-рядом, для многих своих учеников всегда здесь, в такой степени, как никакой другой лама. Твои ученики подходят к тебе и спрашивают совета по всем возможным жизненно важным вопросам. Думаешь ли ты, что E.C. Кармапа когда-нибудь сможет перенять эту функцию и сделает это, когда однажды тебя не будет рядом? Или это, вообще, не его задача? Л. О. : Я думаю, что у Кармапы прежде всего большие и представительские задачи. Конечно, вокруг него будет группа близких доверенных и личных учеников, и очень многие будут приезжать к нему, но со многими монашескими табу, будет не так легко оказаться близко к нему. Даже если он хотел бы, этого никогда не позволит окружение. Он обязан соответствовать принятому стилю и, если бы, к примеру, он стал заботиться о простых людях, многие азиаты посчитали бы это потерей лица. Хотя Интернет дает Кармапе очень большую свободу, он останется скорее центром вихря, ясным и осознающим, в середине развития и роста. Собственность и управление буддизма Алмазного пути останутся в западных руках. Для этого мы основали некоммерческие организации. С помощью этого мы можем предотвратить, к примеру, чтобы кассир из Сиккима внезапно продал бы центр в Австрии, чтобы построить монастырь в Бутане. В этом смысле, Запад, конечно, может идти своим путем. Ранее многие ожидали, что E.C. 17-й Кармапа сначала станет взрослым на Востоке, прежде чем так начать свою активность на Западе. Различные обстоятельства, по-видимому, повернули все иначе: несмотря на несколько мероприятий в Бодхгайя, Бутане и китайской Юго-восточной Азии, все выглядит так, будто активность Кармапы на этот раз движется с запада на восток. Как ты смотришь на это? Л. О. : Это во многом так. Теперь хвост виляет собакой. Вопреки нашему позднему погружению, теперь на исторической сцене всплыли очень энергичные западные буддисты. Естественно, поскольку мы выбрали свой путь сами, а не родились буддистами, мы чувствуем ответственность, за то, чтобы принести что-то чистое в мир. Запад мог бы еще подождать, но то, что он приехал, было прекрасно. Хотя он еще находится в середине своего обучения, произошел хороший взаимообмен. Были посвящения, однако он еще не изучил достаточно Алмазный путь. Несмотря на то, что он дал посвящения в Будда-формы, которые сам получил как передачи силы, и все свое благословение вместе с ними, это еще не все образование в Алмазном пути. Он дал, к примеру, только прибежище в Будде, учении и друзьях и бодхисаттвах на пути, но не в ламе. Я предполагаю, что Кунзиг Шамар Ринпоче хотел показать его на Востоке, так как сейчас это важно политически и экономически. В старом буддийском мире часто перерождения больших учителей представляют очень рано. Если на них есть хотя бы рясы и титулы, там этого достаточно. Затем Шамарпа захотел, чтобы Кармапа получил важные передачи силы от ламы линии Сакья, дававшего посвящения также и Далай-ламе. Это должно было произойти во Франции, поскольку там стабильное положение и так как французские монахи решили передать ему прекрасный огромный монастырь. Он исходил из того, что в Гималаях невозможно найти места, где не было бы никаких помех при посвящениях. Потом появились другие сложности на Западе, связанные с тем, что несколько центров получили особые обещания, из-за давления с другой стороны, и так как не было известно, приедет ли действительно старый лама линии Сакья. Сам вопрос стоял так, не слишком ли он стар для программы, что в некоторой степени так и было. При всей благодарности к Азии, за то, что 2500 лет там жило учение Будды, я думаю, на этот раз много важного перетекает с Запада на Восток. Новая метла часто лучше метет, и я надеюсь, что традиционный буддизм примет наши изменения. Белый человек меняет все во всем мире, и если так, многие выбирают, к примеру, христианство, настолько чужое их корням, видимо, и Алмазный путь можно преподнести в духе времени. Как может быть, что он дает посвящения, если еще не полностью изучил Алмазный путь? Л. О. : Передачи можно передавать без того, чтобы знать во всех подробностях, что точно происходит. Полное доверие, что лама и Будда-аспект являются одним, достаточно, когда речь идет о близких и мирных формах. В первоначальной программе стояли также посвящения, которые он тогда не давал - Белый зонт , к примеру. Было просто слишком рано, он на них еще не медитировал. Можем ли мы рассчитывать на то, что теперь так все и будет продолжаться? Будет ли он приезжать теперь регулярно или скорее снова на долгое время посвятит себя образованию в Индии? Л. О. : Это, пожалуй, зависит от условий. Мудрый и глубокомысленный, каким он и является внутри, он сам хотел сначала научиться большему, чтобы позже быть способным больше отдать. У него было желание иметь больше знаний, когда он сидит перед людьми. Благословение, естественно, всегда здесь, и люди обычно рады каждому слову, но он хотел бы больше знать. Мы исходим из того, что он еще долгое время будет продолжать свое образование. Он не захотел, к примеру, пока ехать в Америку, где мы подготовили для него много общественной работы и прессу. Предыдущие Кармапы часто снова и снова уходили в долгие ритриты. Стоит ли нам предположить, что не сможем встретиться с E.C. Кармапой еще несколько лет? Л. О. : Трудно сказать. Я надеюсь, и глубоко желал бы, чтобы он в скорейшем времени получил бы время для ритритов. Они ценны, но в конце концов и они тоже зависят от политической ситуации. Хотя все больше тибетских Ринпоче признают E.C. Кармапу Тхайе Дордже как 17-го Кармапу, Лопен Цечу Ринпоче был единственным, приехавшим на первое мероприятие Кармапы на Западе. Указывает ли это на их особенную связь? Почему для Ринпоче было важно присутствовать при этом? Л. О. : Еще весной 1971-го в Непале 16-й Кармапа сказал Ханне и мне: Если я - Будда, он - Ананда (ближайший ученик Будды) . Это было взаимно: никто не знал лучше, чем Ринпоче, как велик был 16-й Кармапа. Кроме этого, его присутствие было очень важно с политической точки зрения. Ринпоче известен как мудрый старец Гималайских стран. E.C. Кунзига Шамарпы не было нигде во время поездки E.C. Кармапы, только во время обучения Кармапы во Франции. Можно ли считать это указанием на разделение задач: Шамарпа заботится об образовании и передачах17-го Кармапы, а ты и Цечу Ринпоче о начале его активности на Западе? Или у него просто не было времени? Л. О. : Конечно, и то и другое. Кроме этого Кунзиг Шамарпа неоднократно говорил, что он не хочет стоять на пути Кармапы, что теперь он должен быть самостоятельным. То, что Шамарпа остался в стороне, было сделано сознательно и нужно расценивать это как доказательство доверия. У многих есть чувство, что после встречи с E.C. Кармапой их жизнь изменилась. Иногда это не выразить словами, но что-то работает с тех пор в человеке, делая его свободнее. Что это? Что с этим делать? Л. О. : Это чувство называют благословение. Оно показывает, что у человека есть близкая связь с линией. Я бы назвал это знаком внутреннего богатства и просто радовался этому. Пришло ли это из самого себя или было принесено - это нечто хорошее. и Урсула Унгер-Гебел, Перевод с немецкого - Анатолий Соколов. |
Буддизм алмазного пути:
Действия и освобождениеДействия, по своей природе, делятся на два вида: намерения и осуществления. Намерение возникает вследствие физического или словесного деяния и является фактор сознания, импульсом к дей... |
Биография Ламы Оле Нидала19 марта 1941 года Родился к северу от Копенгагена. 1941 - 1960 Бурное детство Оле вместе с его братом Бьорном, что переносится также на молодость, пр... |