Некоторые люди также ошибочно трактВесной 1990 г. д-р Александр Берзин, американский исследователь, изучающий труды ти... |
Ум Будды и уровни сознанияЕсть всего четыре уровня сознания, из которых Ум Будды явл... |
Нёндро в вопросах и ответах |
Буддизм алмазного пути - Практика |
Ответы Ламы Оле Нидала из сборника . Может ли быть так, что практика Нёндро и мантра не приносят результата? В каком случае это бывает? Вообще всё, что бы вы ни делали, оказывает воздействие на ваш ум и без последствий не остаётся. Ум каждого можно уподобить механизму, основанному на взаимообмене, - то есть, впечатления входят и выходят. Вообще, полезное понимание ума - это смотреть на него как на земной шар. Внутри он тёплый и подвижный. Снаружи есть континентальные плиты - Европейская, Атлантическая, Тихоокеанская, Австралийская. Иногда поверхностный слой не очень толстый, и, если происходят какие-то внутренние перемещения, то внешняя поверхность к этому приспосабливается, то есть выравнивается. Например, как в случае Гавайских островов. Это происходит тогда, когда у людей не слишком много эго, не слишком много предубеждений. Их встреча с учением подобна слиянию двух рек: Да, конечно , - и продолжается движение. Другой случай можно сравнить с таким местом, как Лос-Анджелес. Там слои очень толстые. Когда там произойдёт большое землетрясение, всё сместится на 30 метров. Можете вы себе представить, что дорога, которая была здесь, после этого будет вон там? Если у вас не возникает никаких ощущений, переживаний, то, видимо, на каком-то уровне вашего ума есть заранее подготовленные представления о том, что должно, а что не должно происходить. И это препятствует плавному развитию. Но уверяю вас: всё в мире является причиной и следствием. И когда проложит себе дорогу тот опыт, та энергия, которая накапливается в ходе вашей практики - получится замечательное переживание. Действительно замечательное. Любая причина, которую вы создаёте, приносит следствие, но иногда не так скоро. Я скажу вам одну вещь. Цель любой буддийский практики чрезвычайно проста. Целью является просто перестать надеяться и опасаться, жить в прошлом и будущем. Это всё, что нужно. Если вы можете это делать, все ваши качества и силы будут проявляться естественно. Причина, почему я сижу здесь и разговариваю со всеми вами, не в том, что я чрезвычайно умный, смышлёный или что-нибудь в этом роде. Хотя у меня есть большой жизненный опыт. Причина, на самом деле, в том, что я меньше думаю. Я всегда здесь и сейчас, не в прошлом, не в будущем. Я не надеюсь, не опасаюсь. Я просто делаю то, что у меня перед носом. Это единственная причина, по которой я здесь. Необходимо ли закончить Нёндро перед тем, как делать такие практики, как Зелёной Тары, Опаме, Цепаме и так далее? Нет, такой необходимости нет. Нёндро необходимо, если вы хотите делать вещи мощно. Это как лобовая атака на неведение и мешающие чувства. С другой стороны, если вы не хотите совершать эту атаку, вы хотите жить просто как полезный счастливый буддист, поддерживающий центр, иногда посещая курсы, делая практики и заботясь о своей семье, то это тоже возможно. Вы можете прожить всю жизнь, читая правильные книги, посещая курсы, делая медитацию на Кармапу каждый день пару раз и также другие вещи. Вы легко можете это делать, всё зависит от ваших желаний. Нёндро подобно реактивному заряду для всего, что вы делаете, оно даёт вам дополнительный толчок на 200 процентов. Оно даёт вам дополнительную энергию. Но не все этого хотят. И никто не станет вас проверять. Просто если вы хотите заняться такими вещами, как Шесть Доктрин и так далее, или усиленной практикой на Йидама, то хорошо проделать предварительно Нёндро. С другой стороны, большинство из нас, с нашим идеалистическим мировоззрением и заботой о наших семьях и друзьях, делая всё то, что мы делаем, проделывает Нёндро таким образом несколько раз. Просто это не официально. Я знаю людей, которые сделали Нёндро 5 раз, - не считая мантру, просто работая очень много для других. Но, в то же время, Нёндро - в том, как оно устроено и как работает, - является чем-то особенным, и если вы можете его делать, то делать нужно. Видите ли, сегодня труднее всего в человеческой жизни обрести время для сосредоточения на чём-то, время, когда вы занимаетесь одним, а не разбрасываетесь на много разных вещей. И Нёндро даёт вам это. Вопрос о практике на Алмазный Ум. Если я хочу просмотреть все ситуации, связанные, например, с моими родителями и воспитанием в детстве, с какими-то лозунгами, вложенными в меня, но не являющимися моими, нужно ли вспоминать какую-либо ситуацию шаг за шагом, делая практику, или она будет очищаться автоматически по мере того, как нектар течёт через тело? Я бы делал и то и другое. Иногда разглядываешь это так и этак, замечая точки давления - детство, половая жизнь - чтобы увидеть, есть ли там что-то болезненное, а в другое время - просто расслабляешься и всё отпускаешь. И знаешь, что из подсознания, прямо из-под поверхности сознания, выталкивается много всего из многих-многих жизней. Должен ли я делать это намеренно или просто следовать потоку, который возникает вследствие практики? Скажем, я сажусь и определяю тему: сегодня я хочу проанализировать свои отношения с отцом? Или эти впечатления будут уплывать, когда нектар будет касаться соответствующих частей тела, в то время как я делаю медитацию? Когда как. Иногда ты говоришь: Сейчас я разберусь с женскими сердцами, которые разбил , или что-нибудь ещё, а в некоторых случаях просто позволяешь происходить всему естественно. Если я работаю с определённой картинкой, как мне следует представлять в этом случае? Следует ли мне очищать и картинку, и себя? Например, у меня серьёзные проблемы с отцом. Итак, я беру конкретную ситуацию из детства: я вижу её, я испытываю в ней определённые чувства, и я представляю её и делаю практику на Алмазный Ум на себя в той ситуации. Или я просто вспоминаю ситуацию и потом делаю практику? Постарайся вспомнить, что это было, пойми и - отпусти. Постарайся вспомнить эту ситуацию, затем постарайся понять, что произошло, почему, кто был уязвлён, и затем смой это прочь как можно лучше. Позже или когда чувство возникает? Тот факт, что оно всплывает, обусловлен твоей медитацией и тем, что ты представляешь в уме. И всплывает оно потому, что - высвобождается. Думай, что это вымывается из тебя, и одновременно старайся понять, что произошло, чтобы извлечь урок на будущее. Итак, нужно просто следовать практике? Да, следуй практике. К примеру, ты вспоминаешь о том, что сказал нечто действительно обидное для других, потому что был горд, и стараешься вспомнить: Почему я был горд? Против чего я оборонялся, почему мне нужно было быть таким? Тогда добираешься до корней этого. Затем: Почему я был уязвим в той ситуации? Тогда опять что-то всплывает, и в конце - больше нет программы. Свежий воздух. Затем некоторое время ты просто концентрируешься на нектаре, а потом, может быть, на чём-нибудь ещё, что ты делал когда-то или говорил. Или, если ты устаёшь от всего этого, то просто отпускай. Во время практики могу ли я двигать телом, чтобы лучше осознать некоторые вещи? Например, чтобы иметь более чёткое осознавание нектара, текущего через шею? Пока люди, сидящие рядом с тобой, не думают, что ты сумасшедший или что им нужно делать то же самое - да. В этих делах всегда нужно вести себя достойно. Конечно, если это происходит естественно: например, если вспоминаешь, как сказал что-то негативное, действительно вредное, и хочешь думать об этом, как о куске угля, выпадающем из горла. Или если хочешь представить некоторые действительно вредные мысли как кусок угля в сердце и сжечь его, чтобы он исчез, то было бы естественно менять положение тела, пока не почувствуешь энергию в том центре, в том месте, которое сейчас очищаешь. Просто следи за тем, чтобы остальные не думали, что им нужно делать так же. Руководитель нашего вуппертальского центра в Германии около десяти лет назад повадился двигать головой во время медитации, что явно было способом выпуска энергии и так далее, но поскольку он был (и остаётся) весьма представительным мужчиной, то другие подумали, что это, должно быть, очень полезно, и также пытались высвобождать энергию, делая подобные вещи. И в конце мне пришлось сказать: Послушайте, у вас безумный вид, надо бы вам перестать это делать . Это может быть полезно в каком-то смысле, но - выглядит так смешно со стороны, а нам нужно быть нормальными. Я закончил первую часть Нёндро, и потом был перерыв. Стоит ли мне начать заново? Всё, что ты когда-либо делал, засчитывается. Ты можешь захотеть потом делать ещё простирания, потому что это хорошо тебя поддерживает в форме. Но всё, что ты делаешь, засчитывается. Так что это не какая-то сумасшедшая гонка. Выбирайте собственную скорость так, чтобы ваша голова могла поспевать за ногами. Я слышал, что твои ученики здесь, в России, делают Нёндро очень быстро, намного быстрее, чем на Западе. Как узнать, быстро я его делаю или нет? Я думаю, что у каждого своя собственная скорость. Это как с сексом - здесь нет стандартов. То есть, каждый должен найти тот способ, который хорош для него. Верно, что у русских получается быстрее. Но это также потому, что у вас больше свободного времени, чем на Западе. Западное общество полно вещей, которые могут рассеивать концентрацию. Оно наводнено рекламой: Сделайте то, купите это, поезжайте туда . Люди просто не находят того центра тяжести, который находите вы. Когда я начала делать простирания, у меня возникло очень много проблем с телом и в общении с людьми. В центре мне посоветовали делать одновременно с простираниями медитацию на Алмазный Ум. Возможен ли такой вариант? Или нужно целенаправленно делать простирания? Учитывая образ жизни людей, их работу и так далее, я разрешаю делать простирания в таком темпе, как это возможно, и параллельно выполнять другие практики. То есть, заканчивая одну практику Нёндро, переходить к следующей, даже если вы не закончили простирания, и при этом продолжать простирания. Мы с Ханной сделали простирания, а потом - другие практики шаг за шагом. Но в то время мы жили на Востоке, были как в отшельничестве. Кроме того, мы физически очень выносливы, можем очень много работать. Мы могли делать 3-4 тысячи в день. Для нас было легко и естественно - закончить их и потом продолжать дальше. Но сегодня мы так говорим людям, которые заняты многими другими вещами, у которых не такие спортивные тела. Хотя, наверное, у меня нет нигде более здоровых и сильных учеников, чем здесь. Вы находитесь в очень хорошей форме. Я думаю, что у вас здесь хорошо поставлена спортивная подготовка. У вас есть тенденция полнеть по мере взросления, что, видимо, обусловлено плохим питанием или тем, что вы слишком много едите, но до тридцати лет - я не думаю, что есть более здоровое население, чем здесь. Итак, я обычно советую делать столько простираний, сколько можете, и наряду с простираниями последовательно выполнять другие практики. Мы говорим, что полезно делать много простираний, потому что это наиболее трудная часть. Если вы сможете проделать их быстро и энергично, то остальное будет легко. С другой стороны, когда люди уже закончили свои простирания, я советую им делать сотню простираний каждое утро на протяжении всей оставшейся жизни. Потому что вы, наверное, не сможете найти гимнастику здоровее и лучше этой. Но, вообще, делайте то, что можете. Делайте то, что вам подходит. А если простирания вызывают множество диких чувств и так далее, то делайте также и другие вещи. Это всё хорошо. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
1-й Кармапа Дюсум Кхьенпа (1110-1193)Дюсум Кхьенпа родился в год железного тигра (1110) в селении Ратаг на снежных хребтах Тречё в До Кхаме, восточном Тибете. Отец его был йогином, практикующим Ям... |
Поездка в Кассель, 2006“Весь мир приглашается в Кассель. Давайте учредим новую традицию: раз в год, мы все, из как можно большего количества стран, будем встречаться так, как будем де... |