Тибет - культура, медицина, буддизм

News image

По-настоящему понять Тибет и его культуру можно только побывав там. Од...

О Будде Гаутаме, принце Сидхардхе

News image

Будда (принц Гаутама, рода Шакья), по рождению названный Сидхартха, что оз...


Женщины в Дхарме (из Ста тысяч песен Миларепы)
Буддизм алмазного пути - Учителя

женщины в дхарме (из ста тысяч песен миларепы)Поклон всем Учителям! Как-то раз Джецюн Миларепа пошёл практиковать медитацию на заснеженную гору Северные Врата Лошади . По пути туда он зашёл в Гебха Лесум, что в области Джунг.

Стояла осень, и в деревнях собирали урожай. На большом поле работой руководила очень красивая пятнадцатилетняя девушка. Она, казалось, обладала всеми качествами Ангела Мудрости (Дакини). Приблизившись к ней, Миларепа сказал: Дорогая Заступница, пожалуйста, подай мне милостыню . Девушка ответила: Дорогой Йогин, прошу, иди к моему дому и подожди меня у дверей. Он - вон там. Я очень скоро приду . Миларепа направился к дому, открыл дверь, толкнув её посохом, и вошёл внутрь. Тотчас же к нему бросилась безобразная старуха с горстью золы в руке и закричала: Ах вы, жалкие нищие йоги! Я никогда не вижу вас в одном месте!

Летом вы всё время клянчите молоко и масло! Зимой постоянно выпрашиваете зерно! Я поспорю, что ты хотел прокрасться, чтобы стащить драгоценности моей дочери и невестки! Ругаясь и дрожа от гнева, она чуть было не бросила золу в Миларепу, когда он сказал: Подожди, бабушка! Пожалуйста, послушай меня! И он спел песню с девятью значениями: Наверху - благоприятные Небеса, Внизу - Три Пути страданий, Между ними - те, кто не свободен выбирать своё рождение (1); Все три - сходятся на тебе. Бабушка, ты злая женщина, И не любишь Дхарму! Посмотри на свои мысли и проверь свой ум. Тебе нужно практиковать учение Будды, Тебе нужен знающий и надёжный Учитель. Хорошо подумай, дорогая хозяйка: Когда впервые ты была послана сюда, Думала ли стать старой козой? Утром ты встаёшь с постели, Вечером ложишься спать, В промежутке бесконечно трудишься по дому. Ты поглощена этими тремя вещами. Бабушка, ты бесплатная служанка. Посмотри на свои мысли и проверь свой ум. Тебе нужно практиковать учение Будды, Тебе нужен знающий и надёжный Учитель, И тогда для тебя всё может измениться. Глава семьи - это самое важное, Доход и заработок - следующие вещи, к которым очень стремятся, Этими тремя путами ты связана. Бабушка, для себя самой ты ничего не оставила. Посмотри на свои мысли и проверь свой ум. Тебе нужно практиковать учение Будды, Тебе нужен знающий и надёжный Учитель, И тогда для тебя всё может измениться. Обретать то, чего хочешь, даже если воруешь, Получать желаемое, даже если отнимаешь, Сражаться с врагами, не думая о смерти и ранах; Этим трём вещам ты подчинена. Бабушка, ты сжигаема яростью При встрече с врагом. Посмотри на свои мысли и проверь свой ум. Тебе нужно практиковать учение Будды, Тебе нужен знающий и надёжный Учитель, И тогда для тебя всё может измениться. Вот то, что интересует тебя; Эти три вещи тебя очаровывают. Бабушка, так уж ли ты добра, когда сплетничаешь? Посмотри на свои мысли и проверь свой ум.

Тебе нужно практиковать учение Будды, Тебе нужен знающий и надёжный Учитель, И тогда для тебя всё может измениться. Поднять тебя со стула - всё равно, что вытащить гвоздь; Ты переставляешь, переваливаясь, как вороватый гусь; Земля и камни, кажется, дрожат, Когда ты тяжело опускаешься на сиденье, Дряхло и неповоротливо твоё тело. Бабушка, ты не можешь не прислушаться. Посмотри на свои мысли и проверь свой ум. Тебе нужно практиковать учение Будды, Что тебе требуется - это знающий и надёжный Учитель, И благодаря этому, возможно, ты увидишь, как изменилась. Ты глуха, нема, чудаковата, туго соображаешь и ковыляешь при ходьбе; Ты трижды уродлива. Бабушка, твоё лицо обезображено морщинами. Посмотри на свои мысли и проверь свой ум. Тебе нужно практиковать учение Будды, Тебе нужен знающий, надёжный Учитель, И тогда для тебя всё может измениться. Твои пища и питьё холодны и отвратительны, Твоя шуба тяжела и как лохмотья, Твоя кровать так груба, что ранит кожу (2); Это - твои постоянные спутники. Бабушка, ты сейчас несчастна: полуженщина-полусобака! Посмотри на свои мысли и проверь свой ум! Тебе нужно практиковать учение Будды, То, в чём ты нуждаешься - это знающий и надёжный Учитель, И тогда для тебя всё может измениться. Труднее, чем увидеть звезду в дневное время; Легко, и это случается часто. Сейчас, со страхом и печалью в сердце, Ты видишь, как приближается смерть. Бабушка, можешь ли ты встретить смерть спокойно? Посмотри на свои мысли и проверь свой ум! То, что тебе нужно - это практиковать учение Будды, То, что тебе нужно - это знающий и надёжный Учитель. Прослушав эту глубокую и необычайно мелодичную песню, старая женщина была так тронута, что не могла не испытать глубокой веры по отношению к Джецюну. Неосознанно, она разжала кулаки, и зола просыпалась через пальцы на пол. Она раскаялась в том, что сделала Джецюну, и так была растрогана от его сочувствия и слов, что не смогла сдержать слёз. Как раз в это время в дом входила девушка, которую Миларепа встретил в поле, чьё имя было Бардарбом. Увидев старуху в слезах, она повернулась к Миларепе и закричала: Что случилось? Неужели ты, последователь Будды, ударил бедную старую женщину? Бабушка тут же вмешалась: Нет, нет, пожалуйста, не обвиняй его понапрасну! Он ничего дурного мне не сказал. Это я обошлась с ним несправедливо, а он дал мне такой правильный и такой необходимый урок, что я очень разволновалась. И, кроме того, это пробудило меня от пренебрежения к Учению. Я глубоко раскаялась и не смогла не заплакать.

О, ты - юная и совсем не такая, как я; у тебя есть вера и благосостояние, и это необыкновенная удача для тебя - встретить такого учителя, как Миларепа. Тебе нужно сделать подношения, послужив ему, и попросить подарить поучения и наставления . Девушка ответила: Вы оба очень удивили меня! Ты действительно великий Йогин, Миларепа? Если это так, то одна встреча с тобой позволит мне в будущем накопить много заслуг. Пожалуйста, расскажи нам о своей линии, это вдохновит нас и других твоих учеников и, несомненно, переменит наши сердца. Так, пожалуйста, расскажи мне об этом . Миларепа подумал: Это одарённая женщина; она станет моей хорошей ученицей . И он запел: Вездесущий Дхармакая - это Будда Самантабхадра, Величественный Самбхогакая - это Будда Ваджрадхара, Спаситель чувствующих существ, Нирманакая - Будда Гаутама; Можно найти поучения всех трёх Будд в моей линии. Такова линия этого йога; вверяешь ли ты ей себя? Твоя линия действительно великолепна, - сказала Бардарбом, - она подобна тому, чем является снежная гора для рек, - истинным источником всех достоинств. Я слышала от людей, что вы, последователи Дхармы, имеете так называемого Учителя, Указующего на Внешнее , и что полагаясь на него можно стать способным наблюдать и видеть внутри себя так называемую Несотворённую Дхармакаю . Что за Учитель у тебя? Кто твой главный Учитель? Миларепа ответил: Я спою короткую песню, чтобы объяснить качества истинного Учителя . Учитель, показывающий истинное знание извне - Учитель, разъясняющий Осведомлённость Ума внутри - Это твой Внутренний Учитель. Учитель, освещающий природу твоего ума - Это твой подлинный Учитель. Я - йогин, у которого есть все три Учителя. Есть ли здесь ученик, который стремится быть преданным им? Эти учителя необычайны! - воскликнула девушка. - Это как нить драгоценных камней на золотой цепи. Но прежде чем мы будем просить их дать поучения, какие Посвящения требуются? Тогда Миларепа запел: Ваза, возлагаемая на твою голову - Это подлинное Посвящение. Я - йогин, который получил все три. Есть ли здесь ученик, который хочет их получить? Бардарбом воскликнула: Эти Посвящения на самом деле глубоки! Они подобны величию льва, держащего в благоговейном страхе всех других животных. Я ещё слышала, что, получив Посвящение, можно практиковать абсолютное поучение, называемое Привод Сознания на Путь . Что это такое? Пожалуйста, будь так добр, разъясни его мне . В ответ на её просьбу Миларепа запел: Внешнее Поучение - это слушать, думать и практиковать; Окончательного Осуществления (3). Я - йогин, который обладает всеми тремя поучениями. Есть ли здесь ученик, который хочет их получить? Бардарбом объявила: Эти поучения действительно подобны нержавеющему зеркалу, которое безупречно отражает образы .

Миларепа ответил: Получивший эти поучения уходит в уединённое жилище и применяет их на практике . Девушка затем спросила: Не расскажешь ли ты мне об этих практиках? Миларепа запел в ответ: Житие в грубой, пустой и одинокой хижине - Узнавание единственно Абсолютного, всё дальше и дальше - Это Абсолютная Практика. Я - йогин, который знает все три. Есть ли здесь ученик, который хочет им учиться? После услышанного девушка сказала: Практика, рассказанная тобой, подобна великому орлу, парящему в небе. Его великолепие затмевает всех других птиц! Она продолжала: Я слышала, как говорили, что некоторые йогины знают поучение, называемое Практика Пэй (4), которое очень полезно для совершенствования медитации. Не мог бы ты рассказать о нём? Миларепа тогда запел: Ум пробуждается от спячки. Это Абсолютное Поучение Пэй . Я - йогин, который знает все три. Есть ли здесь ученик, который стремится знать их? Твоё Поучение Пэй - действительно замечательно! - воскликнула Бардарбом. - Это подобно приказу или призыву императора; оно ускоряет и усиливает достижения.

Но если кто-то практикует его, что он будет переживать? Миларепа запел в ответ: Он будет переживать Путь вне Усилий, великую прозрачность; Он будет переживать Плод вне Усилий (5), великую Махамудру; Я - йогин, кто добыл все эти опыты. Есть ли здесь ученик, который стремится поступать так же? Бардарбом затем сказала: Эти три опыта подобны яркому солнцу, испускающему сияние с безоблачного неба, которое освещает всё на земле ясно и отчётливо. Они, поистине, удивительны! Но какую убеждённость ты обрёл через эти поучения? Миларепа запел опять: Нет Рая и нет Ада - это убеждённость Знания (6), Нет медитации и нет отвлечения - это убеждённость Практики, Нет надежды и нет страха - это убеждённость Достижения. Я - йогин, обладающий этими тремя убеждённостями. Есть ли здесь ученик, который стремится обрести их? После этого девушка искренне поверила Джецюну. Она припала к его ногам и с большим почтением пригласила во внутреннюю комнату, послужила ему и сделала наилучшие подношения. Затем она сказала: Дорогой Учитель, до сих пор мне мешало моё неведение, и я не могла думать об истинном Учении. А сейчас, поскольку ты так сострадателен, пожалуйста, возьми меня к себе слугой и ученицей . Так девушка осознала свои ошибки, происходящие от самомнения. После этого она спела: О несравненный Учитель! Наисовершеннейший из людей, воплощение Будды! Как я глупа, слепа и невежественна. Как этот мир неправилен и грешен! Летняя жара была так сильна, что рассеяла прохладные облака, И я не находила убежища в тени. Холод зимы был так суров, Что, хотя всё ещё росли цветы, я никак не находила их. Влияние моего дурного привычного мышления было так сильно, Что я не видела в тебе достигшее совершенства существо. Из-за грешной кармы я получила это низкое женское тело.

Я никогда не осознавала тождественности себя и Будды. Я редко думала об учении Будды. Хотя желала Дхармы, Ленивая и вялая, я растрачивала время по мелочам. Для женщины родиться состоятельной - это путы и несвобода. Для женщины родиться бедной - значит потерять общение. Велико наше честолюбие, но наша настойчивость мала. Мы - знатоки в злословии, изобpетательны в упpёках, Источники новостей и сплетен. Мы - те, кого нельзя подпускать к помолвленным, Ибо, хотя мы всем даём еду и деньги, Пpо нас говоpят, что мы жадны и сваpливы. Редко pазмышляем мы о непостоянстве и смеpти. Гpеховные пpепятствия всегда следуют за нами, как тени. Сейчас я искpенне, с нетеpпением ожидаю Дхаpму. Пpошу, дай мне поучение, лёгкое для пpактики и понимания! Это очень понpавилось Милаpепе, и он запел в ответ: Счастливая и удачливая девушка, Похвалить мне твою истоpию или отнестись к ней с пpенебpежением? Если я похвалю её, ты возгоpдишься, Если отнесусь с пpенебpежением, ты pазозлишься, Если я скажу тебе пpавду, это покажет твои скpытые недостатки. Если ты искpенне хочешь пpактиковать Дхаpму, И смахни гpязь со своего сеpдца. Искpенность и ревностность хоpоши, Но скpомность и умеpенность лучше. Если бы ты даже отказалась от своего сына и мужа, Лучше было бы довеpиться знающему Учителю. Хотя ты можешь бросить миpскую жизнь, Лучше прилагать усилия ради будущего Пpосветления (7). Хотя можно отказаться от скупости и алчности, Всё же лучше давать не жалея. Мудpо знать эти вещи. Если у тебя хоpошее настpоение, Ты игpаешь и шутишь проницательно, как кpыса. Ты можешь быть очень кpасноpечивой, Но не иметь Дхаpмы в своём сеpдце. О кокетстве знаешь слишком много, Но слишком мало о пpеданности. Моя доpогая, ты полна хитpости и лживости, Как тоpговец на базаpной площади. Тpудно тебе пpактиковать Дхаpму. Если ты хочешь пpактиковать учение Будды пpавильно, Тебе нужно последовать за мной и пойти по моему Пути, Медитиpуя не отвлекаясь на отдалённой гоpе. Ты Джецюн, дpагоценный Йогин! Каждый, безусловно, извлечёт пользу, общаясь с тобой. Сонная, я иду спать ночью. Раб домашней pаботы я. Где мне найти вpемя пpактиковать Дхаpму? Милаpепа отвечал: Если ты серьёзно хочешь практиковать Дхарму, то должна понять, что мирские дела - это твои враги, и отказаться от них . И он запел песню, называемую Четыре Отречения : Слушай, удачливая девушка, Обладающая благосостоянием и верой! Будущие жизни длятся дольше, чем эта - Ты знаешь, как к ним подготовиться? Отдавать со скупым сердцем, Как будто кормить чужого сторожевого пса, Приносит больше вреда, чем пользы, Ничего не принося в ответ кроме злобного укуса. Откажись от скупости теперь, когда знаешь, что она - зло. Послушай, удачливая девушка!

Мы мало знаем об этой жизни, что и говорить о последующей. Ты приготовила и зажгла свою лампу? Если она не готова, То медитируй на Великий Свет. Если ты решаешь помочь неблагодарному врагу, Ты приобретёшь не друга, а ущерб. Остерегайся этого зла и отбрось его. Послушай, удачливая девушка! Будущие жизни - хуже, чем эта жизнь. Есть ли у тебя проводник или охрана для твоего путешествия? Если у тебя нет подходящего спутника, Положись на святую Дхарму. Они препятствуют и противостоят Дхарме. Они никогда не помогают, а только вредят. Знала ли ты, что твои родственники - это твои враги? Если это так, тебе безусловно следует оставить их. Послушай, удачливая девушка! Путешествие в будущей жизни опаснее, чем в этой. Ты приготовила для этого хорошего коня настойчивости? Если нет, ты должна хорошо постараться и усердно работать. Остерегайся врага, Инертности , который сбивает с пути. Бесполезны торопливость и волнение, они только вредят. Ты уже знаешь, что твои враги - это леность и капризы? Если ты понимаешь мои слова, ты должна отбросить их. Бардарбом затем сказала: Дорогой Лама, я ещё не сделала каких-либо приготовлений к следующей жизни, но начну сейчас же. Пожалуйста, будь так добр поучить меня Практике . Так просила она его с великой искренностью. Миларепа был восхищён и ответил: Я рад, что ты действительно решила посвятить себя Дхарме. В традиции моей Линии не нужно изменять имя или срезать волосы (8). Можно достичь Состояния Будды как мирянину, так и монаху. Можно стать хорошим буддистом и без изменения общественного положения . После этого он спел песню, называемую Четыре Иносказания и Пять Значений , дающую наставление по Практике Ума: Послушай, удачливая девушка, У которой есть благосостояние и вера! Думая о величии неба, Медитируй на Безбрежность без центра и края. Думая о солнце и луне, Без темноты и неясности. Будь подобна твёрдой, неменяющейся горе перед тобой И медитируй устойчиво и твёрдо. Подобно океану, безгранично великому и неизмеримо глубокому. Так медитируй на свой Самоум, Практикуя без сомнений и заблуждений. Затем, дав наставления в физической и умственной практиках, Миларепа отправил её медитировать.

Позднее, получив некоторые переживания, чтобы рассеять сомнения и разрушить препятствия девушка пришла и спела ему: О Джецюн, драгоценный Учитель, Человек завершения, Тело Превращения Будды! Это было замечательно, когда я созерцала небо! Но я чувствовала себя неудобно, думая об облаках. Как нужно медитировать на них? Это было хорошо, когда я созерцала солнце и луну! Но я чувствовала себя неудобно, думая о звёздах и планетах. Как нужно медитировать на них? Это было замечательно, когда я созерцала твёрдую гору! Но я чувствовала себя неудобно, думая о деревьях и кустах. Как нужно медитировать на них? Это было замечательно, когда я созерцала природу Самоума, Но я чувствовала себя неудобно, наталкиваясь на текущие без конца мысли (9)! Как нужно медитировать на них? Прослушав её песню, Миларепа был очень доволен. Он понял, что она действительно получила Переживания в медитации. И, чтобы устранить её сомнения и облегчить дальнейшее понимание, он запел: Послушай, удачливая девушка, У которой есть благосостояние и вера! Если ты прекрасно чувствовала себя, медитируя на небо, пусть будет так и с облаками. Облака - это ничто иное, как проявление неба; Поэтому оставайся прямо в небесной сфере! Если ты можешь медитировать на них, тогда почему не на звёзды? Поэтому погружайся в солнечный и лунный свет! Если ты можешь хорошо медитировать на гору, пусть будет так и с деревьями! Поэтому придерживайся прочности горы! Волны - это движение океана, Если ты можешь хорошо медитировать на океан, почему не на волны? Поэтому растворяйся прямо в океане! Если ты можешь хорошо медитировать на ум, пусть будет так и с потоком мыслей! Поэтому растворяйся в самой Сущности Ума! С тех пор Бардарбом старалась сосредотачиваться на истинной природе ума и в конце концов достигла полного Осуществления за одну жизнь. Во время смерти она полетела в Чистую Страну Дакини в своём человеческом теле. Все люди слышали звук маленького барабанчика, который она держала в этот момент. Это история встречи Миларепы с его ученицей Бардарбом, одной из его четырёх наследниц, в месте Гебха Лесум области Джунг.

1. Гонимые силой кармы, самсарические существа не в состоянии выбирать своё рождение во время перевоплощения.

2. Это свободный перевод.

3. Опыт (Нямс) и (Окончательное) Осуществление (рТогс) - эти два слова трудны для перевода. Опыт - это непрямой, неполный, несовершенный, полупрозрачный опыт и понимание того, чего йогин достигает в медитации, в то время как Осуществление - это прямой, полный, ясный, совершенный опыт. Первое - это подобие Просветления, в то время как второе - настоящее Просветление. Первое - как опыт приближения путешественника к городу, который видит город как целое, но ещё не достиг его; однако он получил полную картину и представление о нём. Осуществление же наступает тогда, когда путешествующий - в городе и знает на самом деле, что это такое.

4. Практика Пэй или поучение Пэй (тиб.: Пхат): слово, часто применяемое в тантрических формулах. Оно используется как средство отсечения отвлекающих мыслей и пробуждения сознания от сонного состояния, случающегося во время медитации. Применяя поучение Пэй , йогин, во-первых, сосредотачивается на потоке мыслей, сонном состоянии, видениях или любых других препятствиях и затем внезапно кричит ПЭЙ изо всей силы. С помощью этого препятствия со временем устраняются.

5. Основа, Путь и Плод вне Усилий. Основа - основной принцип, природа Состояния Будды. Путь - культивация этого принципа. Плод - это конечное достижение или реализация основного принципа.

6. Знание (тиб.: лТа.Уа) или Видение абсолютного несуществования бытия.

7. Букв.: стараться ради Великого Дела .

8. Срезать волосы - это относится к обриванию головы во время церемонии посвящения в монахи. 9. Текущие без конца мысли: только через саму медитативную практику возможно ощутить непокорные и неустанно бегущие беспорядочные мысли, постоянно возникающие в уме.

Перевёл с английского Александр Арбузов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Гендюн Ринпоче: Двери в Девачен

News image

Во время смерти мы должны быть свободны от страхов и не опасаться страдания. Наоборот, мы должны вспомнить все свои позитивные действия, совершённые в жизни, и по...

Цам - удаление злых духов

News image

Цам (чам) – это ежегодное торжественное богослужение в виде комплекса танцев и пантомим, которые исполняются ламами и монахами в специальных красочных костюмах и ритуальных мас...