Тибет - культура, медицина, буддизмПо-настоящему понять Тибет и его культуру можно только побывав там. Од... |
Религия БонВ Тибете религия Бон появилась еще до того, как род... |
Направление тантрического буддизма в махаяне |
Учение буддизма - Буддизм в странах мира |
Буддизм тибетский (тибет. санге-ки чё, санже чой, чё, чой). Направление тантрического буддизма в махаяне. Европейское название ламаизм считается недостаточно точным, так как лама? — титул священнослужителя, который может не быть монахом. Буддизм проник в Тибет из Индии. Под влиянием различных школ, в том числе китайских, он сформировался как самобытное направление, взаимодействующее с местным учением бон и автохтонными религиями (тибет. ми шос). В период гонений на буддизм в Индии (XII—XIII вв.) многие мудрецы нашли убежище в Тибете и привезли туда ценнейшие манускрипты, которые до сих пор хранятся в монастырских библиотеках. Тибет стал теократическим государством, в котором Далай-Лама (великий Лама, Лама-Море) был правителем, обладающим светской и духовной властью. Это во многом объясняет особенности тибетской культуры. Психотехника тибетского буддизма поднялась на такой высокий уровень, что казалась европейцам сверхъестественной. Ритуал охватывал все стороны жизни монахов и играл важную роль в жизни мирян, связанных с монастырями родственными, экономическими и духовными узами. В XIII в. Тибет вошел в состав Китая. После подавления восстания тибетцев 1959 г Далай-Лама XIV эмигрировал из страны. Его считают воплощением Авалокитешвары и почитают в буддийских общинах различных стран. Буддизм сохранился в Тибете в виде учения ваджраяны. Он имеет свой язык, пантеон, канон, практики, школы. Целью духовной практики буддиста считается всеведение, в котором наступает освобождение, нирвана (тибет. тхарпа, нян-дэ). Тибетцы почитают Будду Шакьямуни (тибет. Шакья-Тхуб-па, Шакья-Тон-па, Сан-ге, Сан-жей), божеств (тибет. лха), личных покровителей (тибет. идам, йидам) различного уровня, будд, бодхисаттв, низших богов, гневных божеств, способных победить все, что мешает спасению от новых рождений. Покровителя для ученика (тибет. нян-той) выбирает учитель, руководствуясь знанием его недостатков. В процессе практики идам, который может иметь мужской или женский облик, быть мирным, гневным или полугневным, он уничтожает в сознании адепта определенные аффекты. Аналогичные функции выполняют херуки, подобные идамам. Идамы-срунма охраняют буддизм и буддистов, выступая аналогами дхармапал в Индии. Тибетский канон составляет сотни томов, содержащих 20 606 текстов. В него входят «Трипитака», сборники «Ганджур» («Канджур», «Канджура»), «Данджур» («Танджур», «Танджура»), сутры, шастры, тантры, произведения ваджраяны, труды по медицине, алхимии, философии, религии, астрологии, музыке, истории, технике и др. Обучение может продолжаться до тридцати лет, после чего адепт доказывает авторитетной комиссии свою компетентность. Тибет долго был страной, закрытой для европейцев, но в нем провели много лет исследовательница А. Дэви-Неел (А. Дэвид-Ниль, 1868—1969) и Э.Л. Гоффманн (Лама Анагарика, Говинда, 1898—1985). О Тибете писали Н.К. НиколайРерих и Ю.Н. Рерих. Некоторые практики сохраняются только в тибетских монастырях. 84.1. Бардо (Бар-до). Тибетский термин, означающий «пребывание между» (сс. антара-бхава). Переход. Промежуточное, переходное состояние, в частности, между смертью и новым рождением. Механизм перерождений рассматривается в учении Наропы? («Шесть йог Наропы»), в тибетской «Книге мертвых?» («Бардо тёдол», «Бардо тходол», «Бардо Тодрол»), в книге о тибетской медицине «Чжуд ши» и др. Согласно буддийскому учению, сознание в переходный период обладает свободой воли и может не только повлиять на следующее рождение, но и получить освобождение от него. Подготовке к переходу и похоронному обряду придается очень большое значение. Специальная практика при жизни и чтение над усопшим «Книги мертвых» должны помочь ему выбрать правильный путь. Чтение над монахом и мирянином продолжается семь недель. Предполагается, что сознание умершего частично сохраняется и способно уловить подсказку. Описаны шесть основных состояний перехода (тибет. бардо) в процессе жизни и смерти. Рождение (тибет. жей-ней, жэй ней бардо), сон (тибет. ми-лам, рМи-лам бардо) и медитативный транс, самадхи (тибет. сам-тан бардо) относятся к прижизненным переходным состояниям, которые вместе называют кене бардо. При разрушении тела наступает бардо смерти, смертного часа (тибет. чикей, чи-кхей бардо). Остаточная карма при этом формирует комбинацию вспышек дхарм сознания, призрачное тело (сс. гандхарва, тибет. дися). Если умирающий видит Ясный Свет дхарматы, он может слиться с ним и перейти в состояние абсолюта, духовного бессмертия. Этот переход называют бардо Ясного Света, дхарматы (тибет. хонид, чонид, шой нид бардо). Упустивший этот шанс обречен на новое рождение, он проходит через бардо воплощения, ожидания нового бытия (тибет. сидпа, срид-па бардо). Его одолевают искушения, переживание реальности, кармические наваждения, персонифицируемые как иллюзорные сущности бодхисаттв, идамов, свирепых херуки и т.д. При хорошей карме новое рождение может быть лучше предыдущего, но все может оказаться самообманом, и новая жизнь будет полна страданий. Если остаточная карма не уничтожена, призрачное тело переходит в новое лоно. Остаточная карма взаимодействует со спермой отца и кровью матери. Происходит зарождение живого существа в одном из шести миров сансары. Процесс переноса (тибет. Пхова) составляющей сознания, призрачного тела отличается от переселения субстанциальной души, так как, согласно буддийской теории дхарм, он связан со вспышками дхарм в определенной комбинации, зависящей от кармы. Умение вызывать ощущения Ясного Света в состоянии прижизненных бардо способствует достижению высшей цели — получению освобождения от новых рождений. 84.2. Дубтхаб (сГью-лус). Тибетский термин, означающий визуализацию (сс. прана-пратиштха). Фиксирование праны. «Метод успеха». Практикуя визуализацию, адепт вызывает образование фантомов, трехмерных изображений будд, идамов, учителя, с которыми можно вступить в контакт, в отношения с обратной связью, вести диалог, который трактуется как внутренний диалог в сознании адепта. Голограмма, образующаяся в сознании, может стать, как утверждают, видимой для третьих лиц. Зная, что образы иллюзорны, учителя обучают учеников свертывать, убирать их по собственному желанию, т.к. процесс может привести к галлюцинациям, когда «неуправляемый дух» начинает сам управлять адептом. Визуализируют собственные внутренние органы, потоки праны, силу, энергию, свет и т.д. Метод широко применяют в целительской практике. К нему прибегают индийские факиры. Мандалы, мантры, янтры — обязательные элементы практики визуализации. В литературе как синонимы используют термины «объективация» и «материализация». 84.3. Тумо. Туммо (гТум-мо). Тибетский термин, означающий генерирование внутреннего тепла (сс. чунда-йога). Практикуя тумо, адепт концентрирует внимание на области своего пупка и, визуализируя огонь, отождествляет себя с ним. Затем он направляет огонь по определенным каналам в организме. Количество реально выделяемого тепла при этом так велико, что способно высушить мокрую накидку или растопить снег вокруг адепта. Практика сопровождается распеванием мантр и контролем за дыханием. После длительных тренировок генерирование тепла происходит спонтанно при понижении температуры воздуха. Практикующие тумо никогда не ощущают холода. О мудрецах (тибет. респа), сидящих голыми среди снегов и льдов в Гималаях, слагают легенды. 84.4. Шамбала (Шамбхала, Шамбара). Страна, с которой в ваджраяне связано учение о космических циклах (сс. калачакра). В Тибете сс. отождествляют со страной Тарсиг, выходцами из которой считают себя исповедующие религию бон. Учение о калачакре занимает центральное место в школе гелук (гелуг-па). Его описание составляет пять томов канонических текстов «Ганджура». Согласно одной версии, Будда Шакьямуни проповедовал учение о калачакре в Шамбале, согласно другой версии, правитель Шамбалы Сучандра передал его Будде. Предполагают, что Шамбалой называлась небольшая страна в древнем Китае, расположенная между реками Янцзы и Хуанхэ. В тантрическом буддизме считается, что она находится высоко в горах севернеё реки Сита (Шита). В ней скрыт тайный центр управления миром и пребывают великие души (махатма, махасиддха?). Ею правит Ригдендапо (Ригденджапо, Ригден Дагпо, Хормо-чэн). Столица Шамбалы — г. Калава. С Шамбалой связывают предсказание о грядущем распространении буддизма во всем мире после страшной войны. Путь к Шамбале лежит через медитации и трансформацию сознания, а сама она представляет одно из полей Будды, т.е. на уровне высшей истины Шамбала относится к категории идеального, обозначая область надиндивидуального сознания или один из уровней измененного состояния сознания. 84.5. Шесть йог Наропы (тибет. чхос-друг). Шесть учений или шесть наставлений индийского мудреца из Кашмира Наропы (Нарота, 956—1040 или 1016—1100), жившего в Тибете и признанного духовным патриархом в школе Кагью. Будда Шакьямуни утверждал, что развязать шесть узлов на шелковом платке можно, только зная, как и в каком порядке они завязаны. Следуя наставлениям Наропы, ученик (тибет. нян-той) обучается правильному поведению в переходных, промежуточных состояниях (бардо). Таких состояний шесть: бардо рождения (утробы), бардо сна, бардо транса, бардо умирания, бардо перехода в высшее состояние (трансцендирования) и бардо воплощения для нового рождения. Человек, уничтоживший свою карму, получает освобождение. Человек, упустивший этот шанс, может получить лучшее рождение. Сначала он практикует правильные позы (асана), учится управлять дыханием (пранаяма), активизировать психофизиологические центры (чакра), направляя прану по определенным каналам (нади). Поддерживает температуру своего тела, визуализируя огонь, практикуя туммо. Визуализирует образы покровителя-идама, гневных божеств и других сущностей. Учитель раскрывает перед ним иллюзорность этих образов и обучает методом свертывания их по собственному желанию. Преодолевая страх перед миражами, адепт осваивает «путь сна», управляя сновидениями. Он достигает транса, вызывая ощущение Ясного Света, что предшествует состоянию нирваны (тибет. тхарпа), освобождению. Так как достичь его в течение одной жизни почти невозможно, учитель раскрывает перед адептом «ядро пути», объясняя механизм переноса (тибет. Пхова) составляющей сознания и остаточной кармы, т.е. носителя кармической информации (дися?), в новое лоно. Учение Наропы формирует личность адепта, ориентируя его на достижение высшего состояния — Махамудры, абсолюта в этой или в будущей жизни. Важным элементом практики при этом считается созерцание пустоты. Учение Наропы рассматривают как систему из шести учений о шести видах измененного состояния сознания и практики управления собственной жизнью и смертью с целью достижения духовного бессмертия. Все йоги Наропы причислены к высшим знаниям тантрического буддизма (ануттара-йога-тантра) и входят в учения и практики многих школ. 84.6. Школы тибетского буддизма. Тибет оказался благоприятной средой для проповедей индийских мудрецов. Возникли монастыри, владеющие ценными рукописями и предметами культа, вывезенными из Индии. На базе крупнейших монастырских общин формировались школы и новые традиции, в том числе учительская. Появились тибетские священнослужители. Буддизм адаптировался к тибетскому менталитету, взаимодействуя с местными религиями, в основном с учением бон. Наиболее известны четыре крупных школы тибетского буддизма. Гелуг (па). Школа гелуг, гелук, гелу, гэлуг. «Система добродетелей». Школа желтошапочников, названная так из-за цвета головного убора монахов. Основана в XIV—XV вв. Цонкапой (Цонкаба, Цзонхапа, Цзонкаба, Цзонхава, Цзонхаба), который почитается как воплощение бодхисаттвы Манджушри (Маньчжушри), олицетворяющего мудрость, всеведение. Цонкапа создал многотомный труд, интегрирующий многие учения и содержащий руководство «Ступени пути» (тибет. «Лам-рим»). Гелуг — самая влиятельная школа в Тибете. В ней был разработан статус Далай-Ламы («Лама-Море»), который признается четвертой драгоценностью и почитается всеми школами, как и Будда, Дхарма, Сангха. По традиции, Далай-Лама, возглавлявший теократическое государство Тибет, всегда был представителем этой школы. Он играл и продолжает играть большую роль в консолидации буддистов в направлении тибетского буддизма. Учение опирается на идеи индийской школы мадхьямика и сс. основателя Нагарджуны. Целью буддиста признается состояние всеведения, связанного с бодхисаттвой Маньчжушри, называемого Буддой Знания. Всеведения, как считают, достиг и Цонкапа. В гелуг глубоко изучаются философские произведения буддийской литературы. Одна из важнейших задач практики — развитие памяти и спорадической мудрости, проявляющейся при полной концентрация и сосредоточенности сознания адепта. Школа первой ввела аттестацию монахов компетентной экзаменационной комиссией. Монахи соблюдают безбрачие и полную трезвость, отдавая все силы получению знаний и практике освобождения Кагьюд (па). Школа кагьюд (кагью, каргью, каджуд, кхаги-уд). Школа устного предания, прямой передачи учения от учителя ученику. Согласно легенде, учение восходит к будде Ваджрахаре, отождествляемому с Адибуддой. Предполагают, что она была основана индийским мудрецом Тилопой в XI в. Духовными учителями школы считают Наропу, Марпу, Миларепу, Гампопу. К школе кагьюд принадлежал Лама Анагарика, Говинда (Э.Л. Гоффманн), проживавший в Тибете много лет. Дочерние школы: карма (па) черношапочников и карма (па) красношапочников. В школе кагьюд разработаны учения о Махамудре, калачакре, о переходных состояниях (бардо), о единстве мужского и женского начал, помогающие трактовать результаты практики, в которую входят йоги Наропы и психотехники, позволяющие обрести сверхъестественные способности (сиддхи, риддхи, иддхи). В школе черношапочников (карма-кагью) возникла традиция тулку (тюльку), распространившаяся на другие школы и сохранившаяся в современном Тибете. Её называют добровольным перерождением. О нем перед смертью сообщает глава школы или влиятельный лама, который согласен вернуться в мир, чтобы помогать другим людям обрести освобождение от новых рождений. Умирающий называет признаки, по которым его можно будет узнать. Через некоторое время приближенные умершего отыскивают ребенка, узнающего предъявленные ему вещи и называющего особые приметы. Убедившись в том, что именно в нем перевоплотился умерший, мальчика забирают в монастырь, где воспитывают определенным образом для выполнения ответственной миссии. Он может стать главой школы или иерархом высокого уровня. Известны случаи появления самозванцев, вокруг которых плелись интриги и начинались смуты. Традиция отыскания тулку строго регламентирована и соответствует древнему ритуалу. Ньингма (па). Школа ньингма, ньинма. «Древний порядок». Школа красношапочников (одна из двух). Старейшая буддийская школа в Тибете, основанная в VIII—IX вв. индийским мудрецом Падмасамбхавой, «Рожденным из цветка лотоса», последователем школы ваджраяна. Его считают воплощением, эманацией будды Амитабхи. В школе разработана эзотерическая многоступенчатая система ануттара-йога-тантра, признанная высшей тантрической мудростью. Она содержит эффективные психотехники, позволяющие достичь состояния Махамудры в течение одной жизни, и философское обоснование их Наиболее популярно в современном мире учение дзогчен (великое совершенство). Оно обращено к сознанию непосредственно через невербальные связи. Утверждают, что тело адепта высшего уровня подготовки дематериализуется при смерти, исчезает, превращаясь в «радужное тело». Дзогчен содержит элементы автохтонных верований и практик, претендует на статус самостоятельного учения и имеет своих учителей. Школа ньингма допускает немонастырский образ жизни странствующих монахов. Саскья (па). Школа саскья, сакья. Название происходит от местности Серая (Светлая) Земля. Образовалась в XIV в. Согласно учению саскьи, цель пути имманентна самому пути, ведущему к освобождению, она имплицитно, неявно присутствует в сознании адепта. Учение опирается на основные положения виджнянавады (йогачара). Монахам разрешается иметь семьи. В период расцвета школа сыграла большую роль в формировании теократического государства Тибет. Движение римей. «Неделимое». Возникло в XIX в. Объединяет с просветительскими и миссионерскими целями школы ньингма, саскья и кагьюд. Адепты любой из них могут посещать библиотеки двух других и осваивать их практики. Общая доктринальная база позволяет обучаться во всех трех Центры римей существуют в различных странах. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
Его Святейшество Кюнзиг Шамар XIV МипамНачиная с XIII века, Шамарпы сознательно воплощались как учителя и ученики Гьялва Кармапы, духовного главы школы Карма Кагью тибетского буддизма. Считается, что таким образом осуществилось пр... |
Виды практики медитацииУ буддийской медитации есть живая традиция с долгой и богатой историей. Принципы випассаны и саматхи были развиты из огромного количества практик медитаций, каждая из кот... |