Четыре благородные истины. Из книги

News image

Согласно сутрам о первом повороте, Будда излагал учение о четырех бл...

Не возвращающиеся

News image

Третья степень святости в буддизме – не возвращающиеся. В отл...



Секта Чань
Учение буддизма - Буддизм в странах мира

секта чаньШкола Чань была сопротивлялась любой попытке систематизировать ее учение. Ранние учителя Чань династии Тан (518 - 907 н.э.) не оставили после себя никаких письменных документов, кроме нескольких коротких зашифрованных высказываний, собранных позднее в сборнике Высказывания достойных людей древности .

На их методы обучения повлияла китайская даосистская философия, которая утверждает, что логические конструкции рационалистического сознания являются большим препятствием на пути к просветлению. Они начали использовать парадоксы, такие методы, как разгадывание бессмысленных головоломок, нанесение ударов палкой в определенные моменты, мошенничество или издавание непристойных звуков, чтобы подорвать веру их последователей в рациональное мышление, ввести раскол в их состояние осознанности и добиться просветления.

Эти колоритные методы получили прекрасное название Странные слова и странные поступки . Из них возникли позднейшие дзенские методы, такие как изучение коанов и мондо, когда мастер и новичок обмениваются вопросами и ответами, причем ответы новичка, как правило, всегда неверны. Школа Чань во главу угла ставит не накопление знаний, а практическую реализацию. Считается, что если слишком сосредотачиваться на изучении сутр, на проведении философских дискуссий или на святости, то забывается первоначальная цель - просветление. Поэтому мастер времен Таньской династии сжег деревянную статую Будды, чтобы согреться в холодный день. Другой сказал, что если вы встретите Будду и он загородит вам путь, убейте его. Смысл заключается в том, что любая привязанность к историческим личностям или к фиксированному набору идей, может помешать реализации вашей собственной и универсальной сущности. В этом контексте становится более понятным буддийское и христианское понимание Бога . Точка зрения Дзена в том, что состояние Реальности - это состояние обычной жизни и тот, кто обсуждает концепцию Бога , теряет ощущение Реальности.

Это превосходно иллюстрирует одна из моих любимых дзенских историй о посещении иезуитом дзенского монастыря. Версия, приведенная здесь представляет адаптированный вариант версии, записанной в книге Дзен, Непосредственное восприятие Реальности . Анны Бэнкрофт (Thames & Hudson, 1979). Отец Вильям Джонсон занимался сидением в за-зен, когда учитель подошел к нему, чтобы поправить его позу. Он спроси отца Джонсона, какой метод медитации он использует. Отец Джонсон сказал что он сидит в молчании в присутствии Бога. Мастер сказал: Это очень хорошо, и если вы продолжите, то Бог исчезнет и останется только отец Джонсон . Падре был насколько шокирован и сказал: Нет. Бог не исчезнет, это отец Джонсон может исчезнуть и останется только Бог . Да, да - ответил улыбаясь учитель - это именно то, что я имел в виду, то же самое . Дзен продолжал бурно развиваться в Китае и после смерти Первого патриарха, но дзенские монахи по прежнему продолжали по индийской традиции путешествовать с места на место и просить подаяние. Это стало изменяться с четвертого патриарха Таосина, который осел в одном месте в горной области Северного Китая и ко времени своей смерти собрал вокруг себя многих последователей. При пятом патриархе, Хуи-жене (601 - 74 н.э.) до тысячи монахов изучали Дзен в этом месте. Стало очевидным, что в сложных климатических условиях этой, не слишком плодородной части страны, монахи должны сами обеспечивать себя как пищей, так и топливом. Последователи Хуи-женя построили монастырь и начали обрабатывать землю. Это положило начало важной традиции Дзен, состоящей в том, что в поисках просвещения нужно комбинировать практическую и духовную деятельность. Эта идея была более ясно сформулирована учителем Пай-чангом (749 - 814), который является автором знаменитого дзенского высказывания: Тот, кто ничего не сделал за день, не должен ничего в этот день есть . Он разработал ряд принципов монастырской жизни, которые подчеривали ее строгость и простоту, но в то же время устраняли негибкость и излишнюю приверженность правилам и предписаниям.

Даже на склоне лет Пай-чанг все еще работал в поле каждый день. Легенда гласит, что его последователи, заботясь о его здоровье спрятали его инструменты, чтобы он не мог работать. Пай-чанг отказывался принимать еду до тех пор, пока его инструменты не вернули и он смог отрабатывать свою норму в поле.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Две истины

News image

Учения основываются на: На истине условной (мирской) И истине абсолютной (высшей). Как достичь Тела Истины и Тела Формы зависит от метода и мудрости . Метод и мудрость зав...

15-й Кармапа Кхакхьяб Дордже (1871-1922)

News image

Кхакхьяб Дордже родился на десятый день восьмого месяца года железного барана (1871) в селении Шелкар провинции Цанг, в центральном Тибете. После рождения он устремил взор в ...