Четыре благородные истины в буддизмНесмотря на богатое и очень объемное наследие буддизма, все учение ск... |
Тибетские имена обычно применимы иХаньцы имеют такие фамилии, как Чжао, Цянь, Сунь, Ли, а ... |
Усердная работа над десятью советами должна дать возможность каждому |
Учение буддизма - Буддизм в странах мира |
Практика Дзэн - это не то, с чем могут компетентно иметь дело несведущие ученые с помощью простого познания или скрупулезности. Только те, у кого есть непосредственный опыт, могут обсуждать эту тему со всей авторитетностью. Поэтому, было бы глупо не последовать совету совершенных Мастеров, не поразмыслить над историями их жизней, в изобилии содержащими объяснения действительного опыта, полученного за время их борьбы в лоне Дзэн. Лекции и автобиографии Мастеров Дзэн прошлых веков оказались бесценными документами для учеников, и они приняты и почитаемы всеми искателями Дзэн на Востоке, как непогрешимые руководства и спутники в путешествии к Просветлению. Чань (Дзэн) был впервые введен в Китае индийским монахом Бодхидхармой (470-543) в первой половине VI века и был закреплен Шестым Патриархом Хуэй Нэном (638-713) примерно в начале VIII века. У Хуэй Нэна было несколько выдающихся учеников, двое из которых, Хуай Чжан (7-740) и Син Сы (?-775) были чрезвычайно влиятельны. У каждого из них было по одному выдающемуся ученику, а именно Ма Цзы (?-778) и Ши Toy (700-790), а они, в свою очередь, имели несколько замечательных учеников, которые основали прямо или косвенно пять главных школ Дзэн, существовавших в те времена,- Линь Ци, Цяо Дуна, И Яна, Юнь Мэня и Фа Еня. По прошествии времени все эти пять главных школ влились в школу Цяо Дун (по-японски Сото ) или Линь Ци (по-японски Риндчай ), Таким образом, Линь Ци и Цяо Дун - единственные школы Дзэн-буддизма, существующие сегодня. После периода Хуэй Нэна Дзэн распространился почти во всех концах Китая и постепенно стал самой популярной школой буддизма в этой стране. Его широко приняли и практиковали и монахи, и миряне любого общественного положения. Усилиями Хуэй Нэна и его учеников постепенно возникли уникальные стили и традиции Дзэн. Первые 200 лет Дзэн дали Шесть Патриархов: Бодхидхарма - первый, Хуэй Нэн - шестой. В это время Дзэн сохранял свой простой и оригинальный индийский стиль без введения радикальных или причудливых элементов, которые обнаруживаются в более поздних периодах истории Дзэн. В этот ранний период Дзэн был неприукрашен, понятен, высказываем и сух. Из-за недостатка документов, касающихся занятий Дзэн в этот ранний период, мы не знаем с достаточной ясностью точного способа, которым он практиковался. Мы только можем с уверенностью сказать, что не было упражнений в коанах и спектаклей с криками, пинками или битьем, как сейчас. Однако, в эту эпоху произошло несколько событий. Во-первых, должно быть, передавались некоторые словесные наставления по последовательности от Бодхидхармы до Хуэй Нэна. Во-вторых, эти наставления, вероятно, были практическими и применимыми учениями, которые качественно отличались от непонятных упражнений типа коанов, характерных для более позднего времени. В-третьих, занятия Дзэн, скорее всего, следовали индийской традиции, во многом идентичной с учением Махамудры, которое было занесено из Индии в Тибет и широко практикуется в этой стране с IX века. В настоящее время школа Цяо Дун, вероятно, единственная, которая все еще сохраняет в своем учении некоторые индийские элементы и, вероятно, только из нее мы можем вынести информацию о первоначальных занятиях Дзэн. Однако существует большой недостаток документации о практических поучениях Мастеров Цяо Дун. Одна из причин - это традиция школы Цяо Дун, не позволяющая ее последователям записывать словесных поучений. Так время стерло все следы многих устных учений. В старину многие Мастера Дзэн из школы Цяо Дун учили своих учеников самым сокровенным образом. Широко использовалась фраза: Войди в комнату Мастера и получи секретную информацию . Эта практика очень и очень широко использовалась последователями школы Линь Ци, особенно красноречивым Мастером Цзун Тао (1089-1163). В течение многих поколений Цяо Дун и Линь Ци являются двумя соперничающими школами Дзэн, и каждая в некоторой степени, предлагает различный подход к практике Дзэн. Из этих подходов каждый ученик может выбрать тот, который лучше всего ему подходит и больше всего ему помогает. Вопрос о превосходстве или предпочтительности простого, осязаемого, наглядного индийского подхода к Дзэн, отстаиваемого школой Цяо Дун, над смущающим, непонятным и эзотерическим китайским Чань довольно неоднозначен. Оба эти подхода имеют свои преимущества и недостатки. Если человек хочет обойти неясные и загадочные элементы Дзэн и попытается прямо понять простое и реальное учение, которое подлинно практично, подход Цяо Дун, вероятно, самый подходящий. Если человек хочет проникнуть глубже в сердце Дзэн и готов принять начальные тяготы и разочарования, подход секты Линь Ци, самой влиятельной и популярной школы сегодня в Китае и в Японии, вероятно, предпочтительнее. Лично я не думаю, что подход Цяо Дун плох, хотя на начальных стадиях он может и не дать такого глубокого и свободного понимания, как Линь Ци. Однако простой реальный подход Цяо Дуна может оказаться много лучше приспособленным к людям XX века. Основная причина в том, что упражнение коан - суть, если не единственная опора практики Линь Ци - слишком труден и чужд современному уму. Кроме того, занимаясь Дзэн посредством упражнений коанов постоянно полагаться на компетентного Мастера Дзэн от начала и до конца. Это также трудная задача. Кроме того, упражнения коанов стремятся создать постоянное напряжение ума, которое не освободит, а только усилит огромную умственную напряженность, которой многие страдают в этот атомный век. Тем не менее, если человек может получать постоянное руководство компетентного Мастера и жить в благоприятном окружении, метод коана может оказаться, в конце концов, лучшим - методом. Сегодня, когда говорят о занятиях Дзэн, люди немедленно думают о коане (или Хуа Toy), как будто нет другого способа практики. Ничто так не далеко от истины. Упражнение Хуа Toy не обрело популярности до позднего периода династии Сун в XI веке. От Бодхидхармы до Хуэй Нэна через Линь Ци и Тань Шаня - целый период, примерно, в 400 лет - нет никаких следов установившейся системы упражнений Хуа Toy. Выдающиеся Мастера Дзэн этого периода были великими художниками , они были очень гибкими и разносторонними в своем учении и никогда не ограничивались какой-то одной системой. В основном благодаря красноречивому Мастеру Цун Тао (1089-1163), упражнение Хуа Toy стало самым популярным, если не единственным средством, которым ученики Дзэн занимались прошедшие восемь веков. Интересен вопрос, как до популяризации и стандартизации упражнения коан ученики занимались в старину? Как те великие личности - Хуэй Нэн, Ма Цзы, Хуан Бо и Линь Ци сами практиковали Дзэн? У нас достаточно причин полагать, что в старину оплотом медитационной техники был, вероятно, тип медитации безмятежное отражение , который теперь можно найти в учении школы Цяо Дун. Теперь, что же конкретно представляют собой учения обеих школ, и чем же именно подход Цяо Дуна отличается 1 от Линь Ци? Для того, чтобы ответить на эти вопросы по возможности кратко, скажем, что подход Цяо Дуна к занятиям, это учить ученика наблюдению за собственным умом в спокойствии. Подход Линь Ци, с другой стороны, - заставить ум ученика работать над решением неразрешимой проблемы, известной как Коан или упражнение Хуа Toy. Первый можно считать открытым или экзотерическим, последний - сокровенным или эзотерическим. Если в начале хороший учитель может правильно направлять ученика, первый подход не слишком труден. Если можно получать словесные поучения от опытного Мастера Дзэн, он скоро научится, как наблюдать ум в спокойствии , или, по выражению Дзэн, как заниматься медитацией безмятежное отражение . В отличии от практики безмятежного отражения школы Цяо Дуна подход Линь Ци, с его упражнениями коанов,- полностью вне досягаемости начинающего. Его сознательно ввергают в абсолютную темноту, пока свет неожиданно не озарит его. Безмолвно и безмятежно он забывает все слова, Ясно и ярко То предстает перед нами. Когда он постигает его, Оно громадно и бескрайне, В его сущности это яркое осознание необыкновенно отражается, Это чистое отражение, полное чуда. Роса и луна, звезды, и потоки, Снег на соснах и облака, парящие На горных вершинах. Из темноты все становится ослепительно яркими, Из мрака все оборачивается к великолепному свету. Бесконечное чудо пронизывает эту безмятежность, В этом отражении все намеренные усилия исчезают. Безмятежность - конечное слово, Отражение - это реакция на все. Лишенная какого-либо усилия, Эта реакция естественна и самопроизвольна. Дисгармония возникает, Если в отражении нет безмятежности, Все станет напрасным и второстепенным, Совершенна и полна. О, смотрите! Сто рек текут К великому океану! Без некоторых пояснений и комментариев к этому стихотворению значение безмятежного отражения может оставаться загадочным - для многих читателей. Китайское слово Мо означает молчаливый или безмятежный, Хао (ehao) означает отражать или наблюдать . Мохао (Mochao) можно, таким образом, перевести как безмятежное отражение или безмятежное наблюдение . Но и безмятежное и отражение здесь имеют особые значения и не должны пониматься в общем смысле. Значение безмятежного много глубже, чем простое спокойствие или покой , оно подразумевает трансцендентность под всеми словами и мыслями, обозначая состояние вне проникающего мира. Значение отражения подобным образом много глубже, чем его обычный смысл созерцание проблемы или идеи . У него нет привкуса интеллектуальной активности или созерцательной мысли, но есть зеркально-прозрачное осознание, всегда светящееся и яркое в своем чистом самоощущении. Говоря еще более кратко, безмятежный означает спокойствие безмыслия (по-китайски: wu men), а отражение значит яркое и ясное осознание. Поэтому безмятежное отражение - это ясное осознание в спокойствии безмыслия. Вот, что имела в виду Алмазная Сутра говоря: не останавливаясь ни на каком предмете, ум все же возникает . Большая проблема - как привести ум в такое состояние? Для этого нужно словесное поучение и особая тренировка под руководством Учителя. Надо сначала открыть глаз мудрости ученика, иначе он никогда не узнает, как привести свой ум в состояние безмятежного отражения. Если человек знает, как заниматься этой медитацией, он уже сделал кое-что в Дзэн. Непосвященные никогда не знают, как выполнять эту работу. Поэтому медитация безмятежного отражения секты Цяо Дуна не является обычным упражнением квиетизма или покоя. Это медитация Дзэн, Праджня-парамиты. Тщательное изучение вышеприведенного стихотворения покажет, что там безошибочно можно найти интуитивные и трансцендентные элементы Дзэн. Лучший способ научиться этой медитации - заниматься у компетентного Мастера Дзэн. Однако, если вы не можете найти такого учителя, вам следует попытаться работать через следующие Десять Предложений : квинтэссенцию поучений по практике Дзэн, которую автор узнал с большим трудом. Он искренне надеется, что ее оценят, взлелеют и ею будут заниматься серьезные ученики Дзэн на Западе. - смотрите внутрь на состояние вашего ума прежде, чем возникает какая-либо мысль; - когда мысль все же возникает, сразу же устраните ее и верните свой ум к работе; - старайтесь привести свой ум в состояние, как будто вы только что были шокированы; - читайте и перечитывайте как можно чаще Сутры Праджня-парамиты, такие как Алмазная Сутра и Сутра Сердца, Праджня Восьми Тысяч Стихов, Махапраджня-парамита Сутра и т.д. Усердная работа над этими десятью советами должна дать возможность каждому уяснить себе, что значит безмятежное отражение . |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
Где купить книги издательства АлмазныйГде купить книги издательства Алмазный Путь ? Интернет-магазин Дом Книги , Площадь Ленина, 3. Букинист , ул. Шубина, 20. Гармония , ул... |
Ассоциация Письмо Е.С. Гьялва КармапыПисьмо Е.С. Гьялва Кармапы Е.С. 17-ый Гьялва Кармапа Тринлей Тхайе Дордже От 28.03.03 Всем, к кому это может иметь от... |