Карма - закон причины и следствия

News image

Закон Кармы говорит о том, что наше положение в настоящем оп...

Тибетские имена обычно применимы и

News image

Ханьцы имеют такие фамилии, как Чжао, Цянь, Сунь, Ли, а ...



Дхамма без перерождения?
Учение буддизма - Учения Будды

дхамма без перерождения?Дхамма без перерождения? Перевод с английского П.А. Copyright © 1987 Buddhist Publication Society, В соответствии с нынешней потребностью в религиозных учениях, которые лично значимы и непосредственно проверяемы, в определенных буддийских кругах решили серьезно пересмотреть традиционную и уважаемую доктрину перерождения.

Хотя мало кто из современных буддийских мыслителей считает, что от этой доктрины следует отказаться как от 'ненаучной', есть и другое мнение, согласно которому вне зависимости от того, существует ли перерождение или нет, эта доктрина не имеет особого отношения к практике Дхаммы и поэтому необязательна в буддийском учении. Говорится, что Дхамма имеет отношение лишь к здесь и сейчас, помогая нам решать наши персональные проблемы путем повышения самоосознанности и внутренней честности. Все остальные грани буддизма мы можем оставить в прошлом как религиозные атрибуты древней культуры, совершенно непригодные для Дхаммы нашего технологического века. Если мы на время попридержим свои предпочтения и напрямую обратимся к первоисточникам, то мы обнаружим бесспорный факт – Будда сам учил о перерождении и считал эту доктрину основной в своем учении.

Рассмотренные в совокупности слова Будды показывают нам, что доктрина перерождения есть нечто гораздо большее, чем простая уступка преобладавшему в то время мировоззрению или азиатская культурная особенность; эта доктрина позволяет сделать далеко идущие выводы по поводу всей практики Дхаммы, влияя одновременно на цель начатой практики и на мотивацию её осуществления. Целью буддийского пути является освобождение от страдания ( дуккха ), и Будда совершенно ясно показывает, что страдание, от которого надо освободиться – это страдание привязанности к сансаре, кругу повторяющихся рождений и умираний. В подтверждение этому Дхамма действительно имеет видимые и поверяемые аспекты. Путем прямого наблюдения нашего опыта мы можем видеть, что печаль, внутренние конфликты, страх и скорбь всегда возникают из-за нашей жадности ( абхиджха ), отвращения ( доса ) и неведения ( авиджа ) и таким образом, могут быть уничтожены путем избавления от этих омрачений. Важность этой ясно видимого аспекта практики Дхаммы не может быть недооценена, так как она служит подтверждением нашего доверия к эффективности освобождающего пути, данного Буддой. Однако преуменьшить доктрину перерождения и объяснить весь смысл Дхаммы как уменьшение психического страдания путем развития самосознания означает лишить Дхамму тех более обширных перспектив, от которых происходит ее полная ширина и глубина. Поступая так, мы рискуем превратить ее в нечто немногим большее, чем изощренную древнюю систему гуманистической психотерапии. Сам Будда ясно показал, что коренной проблемой человеческого существования является не просто факт того, что мы уязвимы для печали, скорби и страха, а то, что мы привязываем себя эгоистическими стремлениями к постоянному, самопорождающемуся набору рождения, старения, болезни и смерти, внутри которого мы испытываем более специфические формы психических страданий. Он так же показал, что главная опасность омрачений ( упаккилеса ) заключается в поддержке ими круга перерождений.

Пока мы привязаны к ним в глубинных слоях нашего сознания, они тянут нас через круг становлений, в котором мы проливаем потоки слез, которых 'больше чем воды в океане'. Когда эти причины и следствия внимательно рассмотрены, мы видим, что практика Дхаммы не служит для создания комфортного примирения с нашим настоящей индивидуальностью и с нашим положением в мире, но порождает далеко идущую внутреннюю трансформацию, которая выльется в наше полное освобождение от цикла существований. Скорее всего, большинство из нас становится на путь Дхаммы из-за гнетущего чувства неудовлетворенности жизнью, чем из-за острого восприятия опасности круга перерождений. Однако если мы собираемся следовать Дхамме целиком и полностью, чтобы раскрыть ее потенциал в даровании нам мира и высшей мудрости, для мотивации нашей практики необходимо перерасти то, что вначале побудило нас встать на путь. Наша базовая мотивация должна расти в направлении важнейших истин, раскрытых нам Буддой и, заключая в себя эти истины, она должна использовать их для воспитания собственной способности вести нас к осуществлению цели. Наша мотивация приобретает необходимую зрелость путем взращивания правильного воззрения ( самма диттхи ), первого фактора Благородного восьмеричного пути ( арийа-магга ), который, как это было объяснено Буддой, включает понимание принципов каммы и перерождения как фундаментальных принципов структуры нашего существования. Хотя осознанность настоящего является ключом к развитию медитации видения-как-есть ( випассана ), было бы ошибочной крайностью утверждать, что практика Дхаммы целиком состоит из подержания этой осознанности настоящего.

Буддийский путь подчеркивает роль мудрости в качестве средства освобождения, и мудрость должна состоять не только в проникновении в настоящий момент в его вертикальной глубине, но и в понимании прошлых и будущих горизонтов, которые разворачивает наше существование в настоящем.

Получение полного знания принципа перерождения даст нам панорамную перспективу, из которой мы сможем наблюдать наши жизни в более широком контексте и в полной сети взаимосвязей. Это подстегнет нас в продвижении по пути и откроет глубокую важность цели, к которой направлена наша практика – прекращения круга перерождений как окончательного освобождения от страдания.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

14-й Кармапа Тхегчог Дордже (1798-1868)

News image

Тхегчог Дордже родился на десятый день двенадцатого месяца года огненной змеи (1798) в селении Дананг области Залмо Ганг провинции Кхам. Над селением появилось несколько радуг. Но...

Нёндро Что такое Прибежище?

News image

Что такое Прибежище? Важно понять, что на протяжении всей своей жизни мы занимаемся тем, что ищем прибежище, но находим его в преходящих вещах. Находя прибежище в ...