О Будде Гаутаме, принце Сидхардхе![]() Будда (принц Гаутама, рода Шакья), по рождению названный Сидхартха, что оз... |
Биография Далай-ламы![]() Его Святейшество Далай Лама XIV Тэнзин Гьяцо (Океан Держатель Учения) ро... |
Женщины в раннем буддизме Тайланд Ранний период развития буддизма |
Учение старцев - Истоки |
Эти сомнения остались зафиксированы в «Бхиккхуни-самъютте» ( ) - небольшой главе «Самъютта-никаи». В состав «Бхиккхуни-самъютты» входят десять небольших сутр, построенных по одному образцу - монахиня встречается с Марой, буддийским демоном-искусителем, и тот задаёт ей какой-либо провокационный вопрос. Этот сюжет не следует понимать слишком буквально - Мара в буддийской традиции скорее олицетворяет внутреннюю слабость и неуверенность, чем какое-либо антропоморфное мифологическое существо. Одно из самых частых сомнений заключалось в том, что надо наслаждаться жизнью сейчас, пока ещё молода, чтобы потом не раскаиваться в упущенных возможностях (сутры №№ 1, 4 и 5). Другие искушения - желание иметь детей (сутра №3), сомнение в том, что женщина вообще может добиться просветления (сутра №10), сомнение в учении Будды и желание перейти в другое учение (сутра №8). Один из вопросов - о том, что женщине небезопасно заниматься созерцанием в уединённых местах, в которых она может подвергнуться насилию (сутра №5). В данном случае сомнение разрешается тем, что монахиня уже овладела сверхъестественными способностями настолько, что может противостоять любым насильникам. Однако примечательно, что этот вопрос Мары был обращён к монахине, изнасилованной вскоре после посвящения ( ), то есть сомнения подобного рода не были беспочвенны. Наряду с такими более или менее бытовыми вопросами у монахинь возникали и доктринальные сомнения - это прежде всего вопрос о том, кто сотворил мир и все живые существа (сутры №9 и №10). Будда, как известно, отрицал существование какого-либо бога-творца этого мира, поэтому для ответа на этот вопрос требовалось хорошее знание буддийского учения. Это вообще один из самых распространённых вопросов, которым Мара пытается смутить как монахинь, так и монахов. Тем не менее монахини дают все нужные ответы и посрамлённый Мара, печальный и разочарованный, исчезает с места искушения. Собственно, важны не столько ответы - во всех сутрах подчёркивается, что победа над Марой происходит тогда, когда женщина узнаёт, распознаёт его, то есть осознаёт свои сомнения и колебания. В этом проявляется опыт «сати» - внимательности, осознанности - одной из ступеней буддийской практики. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
Международный Ретритный Центр Аскат в Го![]() РЦ Аскат был основан в 1996 году с благословления Ламы Оле Нидала и находится под духовным руководством главы школы Карма Кагью - Его Святейшества XVII Ка... |
Послание Ламы Оле Нидала для спутника Ке![]() Понимайте, что у немногих людей есть шанс работать со своим умом, исходя из внедвойственной точки зрения. Понимайте непостоянство всего, снаружи и внутри. Можно умереть в лю... |