Четыре благородные истины в буддизм![]() Несмотря на богатое и очень объемное наследие буддизма, все учение ск... |
Далай-лама написал книгу о Тибете п![]() В 16 в., когда основанная знаменитым проповедником Цзонхавой (1357–1419) буддийская шк... |
Поездка в тайский монастырь Суан Мок в марте 2009 Отчёты и впечатления Образ жизни |
Учение старцев - Учение |
Есть промежуточный вариант за ~500. Последний автобус едет в 10-11 вечера (выезд из Бангкока) и едет до места назначения ~9 часов. Соответственно нужно будет сказать что вы едете до Суан Мок, потому что проезжает он это место ночью или рано утром - и нужно чтобы вас не забыли разбудить (хотя, наверное, остановят там в любом случае, но лучше подстраховаться). Чем хорош автобус - он довозит фактически до ворот монастыря, потому что вход находится прямо у шоссе. Можно поехать на поезде среднего класса, взяв билет за ~500 бат - верхнюю или нижнюю спальную полку. Поездом намного удобнее - потому что можно лечь и нормально поспать. Доехать нужно будет до станции Чайя (Chaya). Оттуда нужно найти транспорт до Суан Мок - примерно 7 километров ехать. В монастыре проживает на постоянной основе не более 10-15 монахов, однако общее их число, с учётом временных, больше. Очень многие приезжают на день, два, неделю, две недели, месяц, три месяца, и до нескольких лет - а потом уезжают. Другими словами, идёт постоянная текучка. Основная административная часть монастыря находится ближе к трассе - здесь располагаются все более-менее крупные постройки, а также библиотека, Дхамма-музей и музей Аджана Буддадасы. Тут же и проходят все официальные мероприятия. За этими постройками есть достаточно большой холм, на котором расположено несколько кути и храм - на самой вершине (правда я туда так и не сходил). Вокруг холма располагаются примерно 100 монашеских кути - есть деревянные, есть бетонные. Некоторые кути находятся в весьма плачевном состоянии, так что в них даже жить уже нельзя - особенно во время дождей. Кути располагаются примерно в 40-50 метрах друг от друга, но чаще не в прямой видимости, а разделённые небольшими участками леса. Огибая холм, кути заканчиваются у подножия горы. ностранцы атакуют монастырь в начале каждого месяца, потому что он известен своими 10-дневными ретритными курсами по медитации для иностранцев, начало которых положил ещё сам Аджан Буддадаса в 1986 году - и с тех пор они проходят на специальной территории под названием каждый месяц вот уже почти 3 десятка лет. Приехать рекомендуется за 1 день до начала - именно тогда проходит запись, собеседование, вступительная лекция настоятеля Аджана По, и ознакомление с территорией Дхамма-Эрмитажа - вообщем заезд . О чём сразу жёстко заявляется - так это о 8 правилах поведения (аттха-сила), плюс тотальное соблюдение Благородной Тишины - нельзя говорить, нельзя общаться даже жестами, не рекомендуется смотреть другим в глаза. Курение также запрещается. Многим это не по плечу , и они уезжают либо сразу, либо через несколько дней после начала ретрита. В среднем каждый месяц набирается ~100 человек - ~50% мужчин и 50% женщин - обычно так. Уезжает примерно 25-35% в течение курса. Любопытно, что курс платный, и деньги не возвращаются (даже если решил уехать во 2-ой день). Говорят, раньше ретрит был бесплатный, потом стали брать 500, затем 1000, и ещё потом, уже 1500 бат за участие. С начала 2009-го стали брать 2000 бат за участие в курсе. С чем это связано сказать не могу - некоторые говорят, что стригут капусту , другие говорят, что столько стоит поддержание центра в рабочем состоянии, а также деньги идут на новые постройки. Я думаю что правда где-то посередине. В целом меня приятно удивило, насколько чётко всё организовано. Впрочем, не так это и странно, если брать во внимание то, что таких ретритов прошло здесь уже порядка 300! Не было ни единой заминочки в организационном плане в течение всех 10 дней. 04.00 Подъём * 04.30 Утреннее чтение 04.45 Медитация сидя 05.15 Йога 07.00 Лекция Аджана По + медитация сидя * 08.00 Завтрак и трудотерапия (работа) 10.00 Лекция * 11.00 Медитация сидя или при ходьбе 11.45 Медитация сидя * 12.30 Обед и трудотерапия (работа) 14.30 Лекция Аджана Дхаммавиду + медитация сидя * 15.30 Медитация сидя или при ходьбе 16.15 Медитация сидя * 17.00 Декламация палийских текстов + медитация метты * 18.00 Чай и купание в горячих источниках 19.30 Медитация сидя * 20.00 Групповая медитация при ходьбе (вокруг пруда) 20.30 Медитация сидя * 21.00 Подготовка ко сну * (ворота здания общежития закрываются на замок в 21.15) 21.30 Электричество выключается Надо сразу отметить, что к графику вас принуждают. Т.е. всячески будут следить за тем, чтобы вы не отлынивали. Сразу говорится о том, что все мероприятия обязательны для посещения. Разумеется, это создаёт определённую дисциплину, но с другой стороны есть и негативный эффект - постоянное тонкое напряжение, которое сказывается на общем медитативном настрое. Хотя поскольку это ретрит для новичков, то по-другому, видимо, никак - иначе вся толпа в 100 человек разбредётся, и это будет не ретрит а чёрти что. Хотя разрешается - если вы уже были на ретрите - не ходить на некоторые лекции (например, на инструктаж по практике) и вместо этого медитировать в залах. Всего таких залов 4 - три открытых, один закрытый. Йогу ведёт женский инструктор для женщин, и мужской инструктор для мужчин. Могу сказать, что у них удалось разделение полов - т.е. единственные моменты, когда женщины и мужчины видят друг друга - это когда идут на обед или с обеда (притом на обеде они опять же раздельно питаются), или на медитации в главном зале (где сидят также раздельно). Всё остальное время мужчины и женщины порознь, и это сильно помогает не отвлекаться. Из негативных моментов на этот же счёт, что я для себя отметил, было то, что вообще не говорилось о камме и перерождениях. Я так и не понял - то ли это делалось с расчётом на политкорректность - т.е. чтобы не ущемлять различные религиозные верования людей - то ли это особый ориентир на материалистическое западное мышление, то ли в монастыре действительно пропагандируют воззрение о том, что весь буддизм говорит только об этой жизни, т.е. о том, как избежать страданий здесь-и-сейчас, а что будет после смерти - это нам неизвестно . Патичча-самуппада рассматривалась тоже исключительно с этой позиции (говорилось о том, что весь круг она делает за доли секунды, а рождение и смерть - это рождение и исчезновение чувства самости, эгоизма - и не более того, соответственно и все миры рассматриваются только как состояния ума здесь и сейчас). Все 10 дней посвящены только этой практике - плюс классическая медитация ходьбы с отслеживанием ощущения прикосновения стопы к земле на 3 счёта или на 5 счетов. Надо отметить, что метод Аджана Буддадасы довольно уникальный - в том смысле - что я не встречал, чтобы кто-то ещё из учителей так трактовал ступени развития анапанасати. Суть заключается в том, что требуется развить первые 4 ступени - Объяснялось так, что в первом шаге вы должны стараться дышать как можно длиннее, сохраняя осознанность на дыхании. Чем длиннее вам удаётся вдыхать и выдыхать (по времени), тем круче вы совершенствуете первый этап. Здесь же говорится о том, что если вы всё делаете правильно, то увидите насколько длинное дыхание приятно и успокаивающе, и потому оно и правильное. Объяснение второго этапа довольно странное - нужно дышать короткими вдохами и выдохами, чтобы понять, что короткое дыхание - плохое - приводит к стрессу и его развивать не нужно. Третья ступень объясняется так, что вы должны увидеть, что есть отдельно тело, и отдельно дыхание. Это должно якобы дать определённые прозрения в их природу. Четвёртый шаг объясняется как развитие нимитты и в идеале - джханы. Причем нимитту вы должны вызывать сами, усилием воли, а затем, для увеличения силы ума, следует её увеличивать, уменьшать, перемещать и производить прочие искусственные манипуляции с ней. После этого нужно сделать ее форму очень простой (например, в виде точечки или кружочка) и сосредоточиться на ней для вхождения в джхану. После этого нужно сразу начать випассану - т.е. рассмотрение характеристик непостоянства, т.д. То есть после первых 4 шагов переходите к последним четырём (по анапанасати сутте). Это Аджан Буддадаса называл быстрый метод . А есть ещё длинный метод , который включает в себя промежуточные шаги в виде развития 5-11 шагов, но они, как объяснялось, не являются обязательными. Вот такая довольно странная методика, однако её четко придерживаются на курсе - по крайней мере, в теории. 9-ый день посвящен усиленной практике - все лекции отменены, завтрака нет, только обед, много медитаций. Под вечер десятого дня предлагалось высказаться всем желающим о своих результатах, практике, пожеланиях и т.д. Как ни странно, желающих поболтать перед микрофоном оказалось предостаточно - и тут же можно было понять о том, как у кого всё шло, и что вообще за люди присутствовали на ретрите. Некоторые живут так в Азии десятки лет. Буддистов среди оставшихся почти не оказалось, если не считать старенького француза - Мишеля - который практикует тибетский буддизм. Так что можно сказать, что серьёзных буддистов на этом ретрите вы едва ли встретите. Позже я познакомился с одним хорватом, который проходит все ретриты всех духовных традиций Азии =). Он рассказал, что многих из тех, кто часто проходит ретрит в Суан Мок он потом видит в Бангкоке в самых злачных местах (видимо и сам такой). Т.е. люди грешат по полной , а потом заряжают батарейки духовности в Суан Мок - набираясь сил для новых приключений. Жизнь в монастыре Суан Мок осле ретрита я остался в самом монастыре ещё на 2 недели. Вначале мне предлагали поговорить с Аджаном Дхаммавиду, чтобы пожить и попрактиковать с ним - но я решил отправиться к своему старому другу Хуберту, который живёт монахом в СуанМок уже 1.5 года. С ним же мы выпросили для меня у настоятеля - Аджана По - монашеский кути, чтобы мне можно было там пожить в боевых условиях и попрактиковать. Аджан сказал - what can I do for you? - а потом - no problem . И так мне досталось разрешение =) Вначале я хотел взять деревянный кути, вдали от трассы и основных тропинок, чтобы никто не мешал. Однако, когда мы попросили его на ресепшене у монаха, тот ответил, что это кути уже заняли пчёлы =) Поэтому мне дали что дали - как оказалось, бетонное кути, сразу за холмом, неподалёку от библиотеки. Досталось оно мне в ужасном состоянии - всё грязное, в мусоре, с прогнившей старой монашеской и не-монашеской одеждой, кучей одеял, пакетов, мусора и книг по Дхамме, разбросанных на веранде, вокруг кути и в самом кути. Такого бардака я не видел уже очень давно - и мне пришлось потратить 1 полный день только на то, чтобы всё очистить, и потом ещё последующие два дня в перерывах между медитациями я делал уборку прилегающей к кути территории. Кроме того, всё деревянное в этом кути практически съели термиты - дверь держалась на честном слове, с кроватью и оконными рамами было чуть лучше, но она тоже вся была напрочь изъедена. Потом, как оказалось, термиты ушли из кути, но не совсем - и 3 дня я боролся с тем, чтобы они не проложили свои тропы вновь по веранде (битва шла с переменным успехом, но в конечном счёте мне удалось сделать так, чтобы их тропа прошла под верандой). Сам он, однако, буддистом, как я понял, не был. Живёт на процент со вклада в банке Германии, а также ему дают особую визу, которую нужно продлевать раз в год (как и монашескую, кстати). Но это возможно для иностранца только если тебе 50 лет или больше, и если у тебя на счету в банке в Тайланде есть 800.000 бат - т.е. столько же рублей. Жить в самом монастыре достаточно шумно - во-первых, из-за посетителей, которые периодически появляются на тропинках и разговаривают, смеются, кричат, бегают, и т.д. Во-вторых - из-за лесных жителей - обезьяны, геконы, огромные вараны, белки и собаки скучать не дают. Собаки, кстати, могут начать выть на луну в 2-3 часа ночи. Ну и, в-третьих, насекомые. Они не просто трещат - а можно сказать пилят воздух =) Самая громкая пилилка наступает утром и заканчивается вечером - причём гул стоит такой, что хоть бируши вставляй. Быть может, к этому привыкаешь, и потом это перестаёт отвлекать, но на своём опыте могу сказать так, что когда я вернулся в Россию и медитировал в помещении, где тишина звенит - внимательность и концентрация были в разы мощнее, чем в любой день, проведённый в Тайланде. Так что нам нужно ценить имеющиеся у нас в России возможности! Также вспомнил о том, насколько тихо у нас в лесах под Питером в августе - когда нет ни птиц, ни мух, ни комаров. Вот где идеальные условия для практики - не нужно никуда далеко ехать. Ещё одно крайне важное понимание, которое на опыте пришло ко мне - это то, что практику невозможно ускорить. Изначально я думал, что в России мне не хватает повседневной практики и 2-дневных ретритов нашей вихары для меня слишком мало. Я думал, что если будет целый месяц практики - то это однозначно углубит её - но этого не произошло, хотя я практиковал постоянно, аккуратно, и настойчиво. В последние дни перед отъездом я посещал библиотеку - там много книг - в том числе и на английском - всё не прочитать. Но мне попалась в руки старая брошюра лекций Аджана Чаа, где был в точности описан мой главный вопрос. Такое ощущение, что сам Аджан взял и ответил =) В книге было написано, что практика самадхи подобна выращиванию дерева, и всё что вы можете сделать - это создать подходящие условия. Но расти оно будет само, со своей скоростью, в силу законов природы. Выколупать плоды из веток раньше срока не удастся - и тот, кто попытается это сделать - получит только тонну дополнительной дуккхи для себя. Вот так я осознал, что не нужно чего-то ждать от практики (и за счёт этого ожидания выстраивать её так или иначе), а нужно её просто делать с теми способностями, которые есть в данный момент. Ну и ещё интересную вещь рассказал мой знакомый монах - Бханте Хуберт, который искренне практикует и строго придерживается монашеских обетов вот уже 1.5 года. В Тайланде, как он объяснил, есть разные уровни монахов. Как говорил Саду Ратанасара Махатхера - у религии есть кора и сердцевина. Без первого она засохнет, без второго сгниёт. Вот так и тут - есть разные уровни монашества, которые либо ближе к коре, либо ближе к сердцевине. Есть уровень монашества, которое заключается фактически в том, что монаху нужно соблюдать монашеские правила. Таких монахов подавляющее большинство. Они как правило не практикуют медитацию вообще - им просто лень или они не видят в этом особого смысла. Многие из них либо просто удобно живут , либо по-своему зарабатывают для монастыря (ну и для себя немного) деньги, справляя всяческие ритуалы, чантинги, освящение амулетов и так далее. Это уровень кора , который очень толстый в Тайланде (хотя я думаю и везде) =) Затем есть более серьёзные монахи, которые изучают Дхамму на том или ином уровне, читают лекции, обучают в школах Дхамме или участвуют в тех или иных соц. проектах, применяя там свои знания, полученные от изучения. Это уже ближе к сердцевине, но такие монахи всё равно не практикуют медитацию, или очень редко. Это уже ближе к сердцевине. Затем есть ещё более серьёзные монахи, которые и изучают, и практикуют на ретритах. Но всё равно не могут жить одни в лесу, например. Им нужно общество, им нужно общение, им нужно заниматься теми или иными делами. Без этого они пока не могут, а если и могут - то в силу каких-то обстоятельств или желаний - не хотят =) Это ещё ближе к сердцевине. Затем есть ещё более серьёзные монахи, которые и изучают и практикуют, живя в одиночестве, стараясь ни с кем особо не общаться. Таких монахов очень мало - может быть сотни в Тайланде. Их не завлекает больше внешний мир - по крайней мере, на данном этапе. Если их практика развивается, то они не сойдут с этой ступени, а перейдут на более глубокую, ещё ближе к сердцевине. Каким образом? Они принимают какие-либо из 13 аскетических практик, стараются жить ещё проще, ещё скромнее, ещё спокойнее, работая со своими привязанностями и омрачениями, которые раскрываются в сфере их осознанности. Здесь нет возможности показать себя остальным . Если ты подмёл все дорожки в монастыре - спасибо тебе никто не скажет. Если ты накидал на них разбитых бутылок и стёкол - никто тебя не поругает. Всё сделано так, что своё эго вы никак не можете выставить напоказ другим. Точнее можете - но не будет ответной реакции. Это всё равно как если со стенкой разговаривать. В конечном счёте все выпендрёжники просто-напросто сами покидают монастырь, потому что им становится элементарно скучно. А серьёзные практикующие практикуют. Они смотрят на свой ум, и работают только со своим умом - не с чужим. Никто ни за кем не бегает и не спрашивает о результатах практики. Никто не обсуждает ни с кем свою практику. Если есть личный вопрос - можно спросить у монахов со стажем медитации лет в 20-30. Они могут объяснить что-то. А потом ты вновь сам по себе - в течение недель, месяцев и лет. Каждый практикует сам. Каждый сам считает нужным то, что ему делать, а что не делать - потому что это личное дело каждого. Кто-то читает лекции мирянам - кто-то не читает. Кто-то читает чантинги с утра - кто-то не читает, а сидит в кути. И так во всём. Если монах посчитал нужным - он уехал - и никто не будет спрашивать куда, зачем, почему. Некоторые монахи, что живут в одном монастыре, могут не встречаться друг с другом в течение месяцев. А потом пересечься, поболтать 10 минут - и опять разойтись ещё, допустим, на 3 месяца. Вот таким образом течёт жизнь в этом монастыре. Каждый предоставлен сам себе - и каждый старается практиковать на том уровне, на котором он находится. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
16-й Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже (192![]() Рангджунг Ригпе Дордже [...] родился на пятнадцатый день шестого месяца года деревянной крысы (1924) в Денкхоке на берегу реки Дричу, около дворца Атхуп в ... |
Две истиныУчения основываются на: На истине условной (мирской) И истине абсолютной (высшей). Как достичь Тела Истины и Тела Формы зависит от метода и мудрости . Метод и мудрость зав... |