Колесницы. Буддизм

News image

Обретя просветление, имел возможность тотчас покинуть этот мир, но выбрал ос...

Миларепа

News image

Миларепа Шепа Дордже был учителем тибетского буддизма, поэтом, знаменитым йог...


Взаимозависимое возникновение
Учение старцев - Учение

взаимозависимое возникновениевзаимозависимое возникновение английский: dependent origination, dependent co-arising, interdependent arising пали: патичча-самуппада | paticcasamuppā da Взаимозависимое возникновение - это сердце, самая суть учения Будды.

В Маджхима Никае 28 сказано: « Тот, кто видит взаимозависимое возникновение - тот видит Дхамму. Кто видит Дхамму, тот видит взаимозависимое возникновение », а в Ваккали сутте из Саньютта Никаи Будда говорит: « Тот, кто видит Дхамму, тот видит меня ».

Пробуждение Будды по сути состоит в открытии Взаимозависимого Возникновения. Это понимание того, что любой феномен мира существует только благодаря наличию другого феномена, и эта бесконечно сложная паутина охватывает всё прошлое, настоящее и будущее. Другими словами - что-то всегда зависит от чего-то. Человеческое существование в любой момент времени зависит от внешних и внутренних условий. Всё во вселенной взаимосвязано паутиной причин и следствий таким образом, что и целое и части этого целого зависят друг от друга. Характер и состояние какого-либо феномена в каждый миг времени связаны с характером и состоянием других феноменов, даже если внешне кажется, что никакой связи между ними нет. Поскольку все вещи обусловлены, они являются непостоянными ( ), и потому в них не содержится какой-то неизменной сущности ( ). Можно сказать, что в абсолютном смысле ни одна вещь не существует подлинно, хотя обычному человеку всегда кажется, что вещи существуют сами по себе.

Поскольку в вещах нет неизменной сущности, они являются «пустыми» ( ). Мудрецы, которые видят вещи в истинном свете, обретают глубокую и отбрасывают привязанность и жажду к вещам, к миру, к существованию, и так становятся буддами или . «Когда есть это, есть то. С возникновение этого, происходит возникновение того. Когда этого нет, то нет и того. С прекращением этого, наступает прекращение того» . Когда человек до определённой глубины постиг эту истину, он становится , не может более родиться в низших мирах и в течение максимум 7 жизней обретёт полное просветление. Двенадцать нидан Будда изложил схему Взаимозависимого Возникновения в виде 12-звенной цепи, и хотя он говорил о том, что эта схема крайне глубока и труднопостижима, подробного систематического объяснения связей между всеми этими звеньями в суттах не приводится.

В комментариях встречается общее последовательное объяснение, изложенное следующим образом: 1. Неведение 2. Волевые формирователи (создающие 3. Сознание 4. Имя и форму 5. Шесть чувственных опор 6. Контакт 7. Чувство 8. Жажду 9. Цепляние 10. Становление 11. Рождение 12. Смерть

Данная последовательность встречается как самая распространённая интерпретация, однако в некоторых ранних суттах указаны и менее известные варианты изложения взаимозависимого возникновения, что означает, что рассматривать эту схему в качестве линейной последовательности, где одно звено взаимосвязано только с последующим и предыдущим, неправильно. Судя по всему, связь куда более сложная, и, видимо, имеет своего рода «петли» между различными звеньями. Взаимозависимое возникновние показывает причины и условия бесконечных циклов рождений и смертей живого существа.

Старение и смерть обусловлены становлением и рождением. Если существо родилось, оно должно умереть. Если рождения нет, то нет и смерти. Наше присутствие в мире, этот процесс, который мы называем «жизнью», обусловлен цеплянием и привязанностью к идеям и действиям. Это в свою очередь не может происходить без жажды. Будда увидел, что жажда формируется, когда под действием неведения возникает чувственный контакт с приятными, нейтральными или неприятными ощущениями (в последнем случае возникает жажда перестать испытывать неприятное). Чтобы испытывать чувства, должны наличествовать чувственные опоры и сознание. Таким образом, пока в уме присутствует неведение, существо будет порождать жажду, которая станет причиной следущих рождений.

Будда говорил, что целиком просчитать количество прошлых рождений, то есть увидеть самое первое рождение, невозможно - потому что не имеет начала. Однако можно прекратить будущие рождения, в том случае, если удастся полностью изничтожить первое звено взаимозависимого возникновения - т.е. неведение.

Каноническое описание Взаимозависимого Возникновения можно посмотреть, например, в из Сантютта Никаи.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Нёндро Дарение Мандалы

News image

Два первых упражнения Нёндро делают нашу ситуацию ясной, открывают нас для Прибежища и Просветлённого Настроя и очищают тело, речь и ум. Что происходит в результате оч...

Лама Оле Нидал

News image

С 1968 по 1981 годы Оле Нидал получил Прибежище, обеты Генйен, обет Бодхисаттвы и множество посвящений Ваджраяны и объяснений от последнего Его Святейшества XVI Гьялва Ка...