Религия Бон

News image

В Тибете религия Бон появилась еще до того, как род...

Приход буддизма в Тибет

News image

Существует легенда, что первые семена буддизма попали в Тибет с Не...


Сайя Тхетджи Миряне
Учение старцев - Учение

сайя тхетджи мирянеУ Сайи Тхетджи в детстве не было возможности стать саманерой (младшим монахом), что в те времена являлось важной, хоть и распространённой практикой в Бирме. Однако позже, когда его племяннику исполнилось 12 лет, он получил пострижение в саманеры, а после - и в бхиккху. Когда ему было 23, он обучался медитации анапанасати у учителя-мирянина - Сайя Ньюнта, и практиковал её семь лет.

Семья Тхетджи проживала достаточно благополучно и мирно, до тех пор, пока деревню не охватила эпидемия холеры в 1903-ем. Многие его родственники, включая его собственного сына, умерли. Это так глубоко затронуло Тхеджи, что он не мог найти спасения от депрессии. В отчаянии он отпросился у жены и родственников и ушёл из деревни в поисках бессмертия .

В сопровождении друга - У Ньё, Тхеджи путешествовал по всей Бирме, практикуя затворничество в горах и лесных монастырях, обучаясь у различных учителей, и мирян, и монахов. Один из учителей посоветовал ему отправиться на север, к Достопочтенному . Тхетджи обучался у Леди Саядо семь лет, а жена и невестка посылали ему деньги в качестве поддержки, поскольку фермерские дела у них шли достаточно хорошо. Через 7 лет, вместе с У Ньё, он вернулся в родную деревню, но стал вести прежнюю домохозяйскую жизнь. Леди Саядо советовал ему усердно работать над развитием самадхи и мудрости, так чтобы он сам потом мог обучать медитации других. Поэтому они поселились в гостевой зале, которую стали использовать как зал для Дхаммы. Там они постоянно медитировали. Одна из соседок готовила им еду, пока они практиковали в затворничестве. Тхетджи жил так в течение года и быстро совершенствовался в медитации. В конце этого затворничества он понял, что ему нужен совет учителя, но тот был достаточно далеко, поэтому Тхетджи обратился к тем книгам, которые написал Леди Саядо. Жена была очень недовольна такой жизнью мужа, и даже хотела подать на развод. Тхетджи объяснял ей, что теперь живёт в соответствии с 8 обетами мирянина и что отныне их отношения могут быть только такие, как у брата и сестры.

Со временем она согласилась, и стала продолжать помогать ему вместе с невесткой. Он был неимоверно им благодарен и сказал, что за эту щедрость он может заплатить только лекциями по Дхамме. Другие родственники и жители деревни поначалу думали, что он обезумел от горя и ведёт затворнический образ жизни, поскольку сошёл с ума. Однако после того, как он начал давать лекции, они увидели, что он действительно изменился, и в самом деле живёт в соответствии с Дхаммой. Вскоре его стали просить обучать медитации, и он собрал свою первую группу в 15 человек в 1914-ом, когда ему был 41 год. В том зале, где он жил, он стал давать лекции по Дхамме и медитации. Люди не могли поверить, как он мог давать такие глубокие лекции, не имея теоретических познаний в Дхамме. В 1915-ом Тхетджи взял жену и её сестру, а также ещё нескольких родственников, чтобы отправиться на север и поклониться Дост. Леди Саядо - его учителю, которому тогда было уже почти 70 лет. Тхетджи рассказал учителю о своих достижениях в медитации и тот был очень доволен. На следующий день Леди Саядо созвал монахов и сказал, что этот мирянин теперь может обучать медитации не хуже его самого.

Тхетджи обучал медитации порядка 25 монахов, которые хорошо знали древние тексты. В этот момент он стал известен как Сайя Тхетджи (Сайя означает учитель ). осле возвращения домой, всё больше и больше людей стало приходить к Сайя Тхетджи, и его репутация как учителя медитации продолжала распространяться. Он учил всех - и малограмотных фермеров, и рабочих, и тех, кто хорошо знал древние тексты. Деревня находилась неподалёку от столицы Бирмы, а потому здесь вскоре появились и городские жители, как . Медитационный центр Тхетджи продолжал набирать популярность, и с течением нескольких лет количество занимающихся учеников дошло до 200 человек, включая монахов. Места не хватало, а потому более продвинутые ученики практиковали медитацию у себя дома. Тхетджи жил в одиночестве и тишине и ел один раз в день. Как и монахи, он никогда не обсуждал собственные достижения в медитации. Если его спрашивали, он никогда не отвечал, до какой ступени ему - или его ученикам - удалось дойти, хотя многие считали, что он достиг уровня анагамина, предпоследней стадии просветления и потому многие его называли Анагам Сайя Тхетджи. Поскольку чителей-мирян в то время было очень мало, Сайя Тхетджи встречался с некоторыми проблемами, которых не было у монахов.

Его критиковали за то, что он не знал буддийских писаний. Сам он не обращал внимания на эту критику и показывал, что результаты практики говорят сами за себя. 30 лет он обучал медитации всех, кто к нему приходил, помогая им советами от своего опыта и используя в качестве инструкций книги Леди Саядо. Когда ему было 72, его жена уже умерла, невестку охватил паралич, да и его здоровье оставляло желать лучшего. Он раздал всё своё имущество родственникам, оставив 50 акров рисовых полей и 20 водяных буйволов для поддержания зала Дхаммы. Эту работу он поручил тем, кто хотел ему чем-то помочь. Вскоре он переехал в Рангун для прохождения лечения, а также чтобы посетить своих учеников в столице. Там он сообщил, что вскоре умрёт в Рангуне, и что будет кремирован в месте, где ещё ни разу не проходила кремация. Также он сказал, что его останки не должны храниться в святых местах, поскольку он ещё не полностью свободен от загрязнений, что он ещё не архат. Он наставлял всех быть прилежными в практике, уважать всех монахов и монахинь, следить за телом, речью и умом, и отдавать дань уважения Будде во всех своих делах. В свои последние дни Сайя Тхетджи обычно ходил медитировать на пагоду Шведагон. Каждую ночь он сидел, вместе с примерно 50 своими учениками, в медитации. Во время этих медитаций он не произносил ни слова, а молча медитировал. Одним вечером, примерно в 10 часов, во время одной из таких групповых медитаций, он медитировал лёжа на спине, и его дыхание внезапно стало громким и глубоким. Затем оно становилось всё более спокойным и протяжённым и казалось, что каждый вдох и выдох занимает по пять минут.

После трёх таких дыханий, вдохи и выдохи прекратились и Сайя Тхетджи умёр. Его тело кремировали на северной стороне пагоды Шведагон.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Практика высшего медитативного сосредото

News image

Существует множество видов медитативного сосредоточения как, безмятежность. Суть безмятежности заключается в сосредоточение, то есть удержание сознания на определенном объекте, не отвлекаясь, таким образом, создавая соединения с ...

17-й Кармапа на Западе

News image

Кто мог бы представить себе лучшее начало нового тысячелетия в Европе? На Запад впервые приехал Гьялва Кармапа - один из высочайших буддийских мастеров, считающийся живым Бу...