Влияния на культуру Тибета![]() Фактически, вся история Тибета связана с приходом и развитием буддизма. Пр... |
ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ![]() Ламаизм – так иногда называют данный вид буддизма, развился в Ти... |
Практика высшего медитативного сосредоточения |
Библиотека - БУДДИЗМ ТИБЕТА |
Рассмотрим теперь, как добиться успеха в занятиях медитативным сосредоточением, которое представляет собой однонаправленное сосредоточение сознания на объекте. Имеется много видов медитативного сосредоточения; здесь мы разъясним безмятежность (шаматха). Суть безмятежности — это сосредоточенное удержание сознания на каком-либо объекте, без отвлечений, в соединении с блаженной подвластностью ума и тела. Если это сопровождается принятием Прибежища, то это буддийская практика, а если она дополняется устремленностью к высшему просветлению ради [блага] всех живых существ, то это практика махаяны. Ее замечательные свойства таковы, что когда достигается безмятежность, сознание и тело проникаются радостью и блаженством; благодаря подвластности ума и тела оказывается Возможным направить сознание на любой благой объект по своему желанию; приобретается и множество необычных способностей, как ясновидение и эманации. Главная цель и преимущество безмятежности в том, что с ее помощью можно достичь особого постижения (випашьяна) посредством которого осознается пустота, и тем самым освободиться от круговорота бытия. Кроме того, и другие достоинства трёх колесниц (хинаяны, махаяны и тантраяны) также по большей части возникают благодаря безмятежности. Она приносит множество благ. Для достижения безмятежности необходимы следующие условия. Место для практики должно быть тихим, без шума, ибо шум для сосредоточения — как заноза; и местность и вода тоже должны быть соответствующими. Сам медитирующий должен быть неприхотлив, пребывать в удовлетворённости, быть свободным от мирских хлопот и суеты, избегать недобродетельных физических и словесных действий. Путём слушания и размышления он должен уничтожить ложные представления о предметах медитации; он должен знать, как размышлять над пагубностью желаний, над смыслом непостоянства и т. д. О подлинной практике безмятежности Майтрея говорит в Различении Срединного Пути и крайностей (Мадхьянтивибханга): Причина для её возникновенья — отбрасывание пяти ошибок Пять ошибок, которые нужно отбросить: 1. Леность: нежелание заниматься медитативным сосредоточением. 2. Забывчивость: неудерживание в памяти объекта медитации. 3. Сонливость и возбуждённость [рассеянность]: прерывание медитативного сосредоточения. 4. Неприменение противоядий: приводит к сонливости и возбужденности. 5. Чрезмерное применение: продолжать применять противоядие, хотя сонливость и возбужденность уже устранены. Восемь противоядий — это средства для отбрасывания пяти ошибок. Противоядия от лености: 1. Вера: видеть благие качества, которые дает медитативное сосредоточение. 2. Вдохновение: стремиться обрести эти благие качества. 3. Усилие: получать удовольствие от занятий медитативным сосредоточением. 4. Подвластность ума и тела: следствие (усилия). Противоядие от забывчивости: 5. Внимательность: постоянно сохранять сосредоточенность на объекте. Противоядие от сонливости и возбужденности: 6. Бдительность: сразу замечать, что сонливость или возбужденность возникли или возникают. Противоядие от неприменения: 7. Применение: использовать противоядие от сонливости или возбужденности. Противоядие от чрезмерного применения: 8. Воздержание от применения: ослабить своё усилие. При употреблении восьми противоядий пять ошибок постепенно уничтожаются, и человек проходит девять состояний сосредоточенности: 1. Установление сознания: собрать сознание и направить его на внутренний объект [например, на визуализированный облик Будды]. 2. Продолженное установление: продлить сосредоточенность на объекте дольше, чем в предыдущем состоянии. 3. Восстановление: немедленно распознавать отвлечение и возвращаться к объекту. 4. Усиленное установление: собрать сознание для перехода от сосредоточенности на главных [аспектах объекта медитации] ко всё более и более устойчивому установлению его на второстепенных [чертах объекта]. 5. Дисциплинирование: сознавать благие качества, которые дает медитативное сосредоточение, и черпать в них радость. 6. Умиротворение: пресечение неприязни к медитативному сосредоточению. 7. Полное умиротворение: посредством усилия уничтожаются даже лёгкая сонливость и возбуждённость, как только они появляются. 8. Неотлучность: медитативное сосредоточение постоянно так, что уже ничто неблагоприятное не может прервать этот процесс. 9. Естественность: фиксация на объекте происходит сама собой, без усилий. Эти девять состояний сосредоточенности достигаются посредством шести сил. Первое состояние — силой слушания, второе силой размышления, третье и четвертое — силой внимательности. Пятое и шестое — силой осознания, седьмое и восьмое — силой усилия, девятое — силой знакомства. Девяти состояниям сосредоточенности отвечают четыре вида умственной деятельности [посредством которых сознание овладевает своим объектом]: 1. Принудительная фиксация: во время первого и второго состояния сосредоточенности сознание с усилием фиксируется на объекте концентрации. 2. Прерывающаяся фиксация: от третьего до седьмого состояния сосредоточенность перемежается [с рассеянностью]. 3. Стабильная фиксация: во время восьмого состояния сознание способно удерживаться на объекте неотлучно. 4. Самоподдерживающаяся фиксация: во время девятого состояния сознание само собой удерживается на объекте. Если совершенствовать безмятежность, правильно понимая сущность, порядок и отличия степеней, объясненных выше, безупречное медитативное сосредоточение можно легко выработать примерно за год. Тема безмятежности изложена выше применительно к объектам вообще. В частности же, если развивать безмятежность, взяв в качестве объекта само сознание, обнаруживаются дополнительные преимущества. Мы узнаем свое собственное сознание. Сознание столь же пусто, как и пространство, не имеющее никаких физических качеств, таких, как форма или очертание. Сознание — это нечто, просто воспринимающее ясно и четко любые аспекты объекта, которые предстают перед ним. Установив таким образом, что представляет собой сознание, можно переходить к девяти состояниям, уничтожению пяти ошибок, применению восьми противоядий и т. д., что уже объяснялось выше при рассмотрении объектов вообще. Так развивают безмятежность. Здесь были просто перечислены элементы безмятежности, в виде предельно сжатого изложения наставлений Майтреи и Асанги. Мерой достижения безмятежности, после приобретения подвластности ума и тела, является нерушимая подвластность, то есть способность сохранять сосредоточенное сознание на объекте. Именно тогда достигается подлинная безмятежность, которая входит в подготовительную стадию первой медитации , относящейся к миру форм. (Остальные три из четырех медитаций относятся к более уровням трех миров . — Примеч. пер.) После достижения безмятежности сознание уже послушно, и на как благой объект или мысль его ни направить, остаётся на нём неотлучно. В силу этого способность сознания к постижению чрезвычайно возрастает. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
14-й Кармапа Тхегчог Дордже (1798-1868)![]() Тхегчог Дордже родился на десятый день двенадцатого месяца года огненной змеи (1798) в селении Дананг области Залмо Ганг провинции Кхам. Над селением появилось несколько радуг. Но... |
Где купить книги издательства Алмазный![]() Где купить книги издательства Алмазный Путь ? Интернет-магазин Дом Книги , Площадь Ленина, 3. Букинист , ул. Шубина, 20. Гармония , ул... |