Ум Будды и уровни сознанияЕсть всего четыре уровня сознания, из которых Ум Будды явл... |
Проникновение буддизма в ТибетПервыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, были кянги. Это произошло в ко... |
Отдельные элементы чувственного (rupa), духа (chitta-chaitta), сил (viprayukta-sanskara) и необусловленного (asanskrita) |
Библиотека - Центральная концепция буддизма и значение термина дхарма | ||||||||||||
А. Чувственное (rupa) 1. chakshur-indriya, полупрозрачное вещество (rupa-prasada), передающей зрительные ощущения; 2. shrotria-indriya, полупрозрачное вещество (rupa-prasada), передающее слуховые ощущения; 3. ghrana-indriya, полупрозрачное вещество (rupa-prasada), передающее' обонятельные ощущения; 4. jihva-indriya, полупрозрачное вещество (rupa-prasada), передающее вкусовые ощущения; 5. kaya-indriya, полупрозрачное вещество (rupa-prasada), передающее осязательные ощущения; 6. rupa-vishaya, видимое; 7. shabda-vishaya, слышимое; 8. gandha-vishaya, обоняемое; 9. rasa-vishaya, вкушаемое; 10. sprashtavya-vishaya, осязаемое; 11. avijnapti, неуловимое, нравственный характер личности (также непроявленное , чувственное вещество). Вещество делится на первичное (bhuta-mahabhuta) и вторичное (bhautika). Четыре атома первичного вещества, по одному от каждого mahabhuta, необходимы для поддержки одного bhautika – атома. Только № 10, группа осязаемого, содержит оба вида, все первичные и некоторые вторичные виды осязательности; все другие группы содержат лишь вторичные, поддерживаемые виды вещества. Четыре всеобщих элемента вещества (mahabhuta) 1. prithivi (букв. земля), элемент, проявляющийся как твердое вещество, или отталкивание. 2. ар (букв. вода), элемент, проявляющийся как жидкое вещество, или притяжение. 3. tejas (букв. огонь), элемент, проявляющийся как тепло. 4. irana (букв. ветер), элемент, проявляющийся как движение. Avijnapti – разновидность кармы. Действия могут быть как умственные, так и физические – телесные и звуковые (kayika-u vachika-karma). Они делятся также на проявляющиеся (vijnapti) и непроявляющиеся (avijnapti). Последние являются в соответствии с нашим образом мышления не действиями, а их результатами, они не физические, а нравственные. Если послушник принял обет, то он совершил физическое звуковое действие, что и есть vijnapti, но последующий постоянный результат является некоторым высоким качеством, скрытым в сознании, и это будет avijnapti. Оно образует звено между действием и его будущим воздаянием и является поэтому тем же самым, что sanskara, apurva, adrishta брахманских систем. Хотя оно ни в коем случае не физично, поскольку у него отсутствует основная характеристика вещества, т.е. непроницаемость (sapratighatva), но тем не менее оно относится сарвастивадинами (не другими) к разряду rupa из-за его близкой связи с физическими действиями, за которыми оно следует, так же как тень, отбрасываемая предметом, всегда следует за предметом. Б. Чистое сознание без содержания
1. manas, сознание в роли независимой шестой воспринимающей способности, познающей нечувственные или абстрактные объекты (dharmah); по отношению к mano-vijnana оно представляет предшествующий момент; 2. chakshur-vijnana, то же самое чистое сознание, когда оно связано с органом зрения; 3. shrotria-vijnana, то же самое чистое сознание, когда оно связано с органом слуха; 4. ghrana-vijnana, то же самое чистое сознание, когда оно связано с органом обоняния. 5. jihva-vijnana, то же самое чистое сознание, когда оно связано с органом вкуса; 6. kaya-vijnana, то же самое чистое сознание, когда оно связано с органом осязания; 7. mano-vijnana, то же самое чистое сознание, когда оно связано с предшествующим моментом того же самого потока сознания без участия какого-либо из пяти органов чувств. В. 46 ментальных элементов (chitta-dharma) Они делятся на: a. 10 chitta-mahabhumika-dharma – ментальные факторы b. 10 kushala-mahabhumika-dharma c. 6 klesha-mahabhumika-dharma d. 2 akushala-mahabhumika-dharma моральные силы e. 10 upaklesha-(paritta-) bhumika-dharma f. 8 aniyata-bhumika-dharma Всего: 46 a. Десять общих ментальных факторов, присутствующих в каждом моменте сознания (chitta-mahabhumika). 1. vedana – ощущение (приятного, неприятного, безразличного). 2. sanjna – представление (способное сочетаться со словом). 3. chetana – усилие, усилие сознания (chitta-abhisanskara, chitta-praspanda). 4. sparsha – соприкосновение (сравнение с первым контактом между объектом, органом чувств и сознанием). 5. chhanda – желание (abhipreta-vastuni-abhilasa). 6. prajna(=mati) – понимание, способность разбираться (yena sankirna iva dharmah pushpaniva pravichiante). 7. smriti – память chetaso pramoshah). 8. manasikara – внимание. 9. adhimoksha – намерение (alambanasya gunato vadharanam). 10. samadhi – сосредоточение (yena chittam prabadhena ekatralambane vartate). b. Десять общих – хороших моральных сил, наличествующих в каждом благоприятном моменте сознания (kushala-mahabhumika). 1. shraddha – убежденность в воздаянии, чистота духа, обратное страстям (chittasya prasadah). 2. virya – мужество (энергия) в добрых делах (kushala-kriyayam, chetaso 'tyutsahah). 3. upeksha – невозмутимость, безразличие (chittasya samata, уad yogat chittam anabhogam vartate). 4. hri – скромность и стыдливость в отношении самого себя (gauravam). Обратное IV, 1. 5. apatrapa – отвращение к предосудительному, совершаемому другими людьми (avadye bhayadarshita). Обратное IV, 2. 6. alobha – отсутствие (страстной) любви. 7. advesha – отсутствие ненависти. 8. ahimsa – непричинение насилия. 9. pras(s)rabdhi – готовность к умственным действиям (легкость интеллекта) (chittasya karmanyata, chittasya laghvam). 10. apramada – сохранение и использование благоприятных элементов бытия (kushalanam dharmanam pratilambha-nishevaпат). c. Общие омраченные элементы, наличествующие в каждом неблагоприятном моменте сознания (klesha-mahabhumika). 1. moha(=avidya) неведение, обратное от prajna (1,6) и поэтому изначальная причина волнения (duhkha) мирового процесса. 2. pramada – беспечность как обратное apramada (II, 10). 3. kausidya – ментальная леность, обратное prasrabdhi (II, 9). 4. ashraddha – безверие в воздаяние, обратное shraddha (II, 1). 5. styana – лень, пассивный темперамент. 6. auddhatya – приверженность к наслаждению, сангвинический темперамент (chetaso 'nupashamah nritya-gitadi-shringara-vesya-alamkara-kayauddhatya-sannishraya-dana-karmakah chaitasiko dharmah). Эти шесть элементов не всегда безусловно плохи (с точки зрения спасения); иногда они могут быть и безразличными (avyakrita), но все же они всегда омраченные (nivrita-achhadita-klishta), так как поддерживают веру в якобы существующую личность (satkaya-anugraha-drishti-samprayukta). Всегда же плохи (akushalav eva) следующие два. d. Два универсальных плохих элемента, наличествующих в каждом неблагоприятном моменте сознания (akushala-mahabhumika-dharma). 1. ahrikya – бесстыдство в отношении самого себя и своих действий (agauravam-apratishata12, yad-yogad guneshu gunavatsu cha pudgaleshu gauravam na karoti), высокомерие, недостаток скромности (abhaya-vasha-vartita). Обратное II, 4 (gaurva-pratidvandvo dharmah). 2. anapatrapya – бесстыдство в отношении других (avadye sadbhir garhite bhaya-a-darshi tvam). Обратное II, 5. e. Десять единичных порочных элементов (upaklesha-paritta-bhumika-dharma). 1. krodha – злоба, насилие (vyapada-vihinsa-varjitah-sattvasattva-yor-aghatah). 2. mraksha – лицемерие, хитрость (как у придворных и др.). 3. matsarya – зависть. 4. irshya – ревность. 5. pradasa – одобрение предосудительного (savadya-vastu-paramarsa). 6. vihinsa – причинение вреда, угрозы. 7. upanaha – нарушение дружбы. 8. maуa – обман. 9. shatya – вероломство, надувательство. 10. mada – самодовольство, самолюбование (ср. mana VI, 7). Эти десять элементов описываются как чисто ментальные (mano-bhumika-eva); они не связываются никогда ни с одним из пяти видов сознания чувственного (na pancha-vijnana-kayikah), они не могут сочетаться с четырьмя взаимно исключающимися klesha (raga, dvesha, mana, vichikitsa), но лишь с moha = avidya, чисто ментальными klesha. Они должны быть подавлены знанием (drishti-heya), а не сосредоточением (bhavana-heya). По всем этим причинам они классифицируются как пороки ограниченного охвата (paritta-bhumika). f. Восемь элементов, не имеющих определенного места в приведенной выше системе, но способных войти в различные сочетания (aniyata-bhumi-dharma). 1. kaukritya – раскаяние (угрызение совести). 2. middha (=nidra) – отсутствие реакций, апатия. 3. vitarka – искание (первичное направление сознания на объект). 4. vichara – установление (контакта с объектом). 5. raga – страсть. 6. dvesha – ненависть. 7. mana – гордость, преувеличенное мнение о собственном превосходстве на основе истинных или воображаемых качеств (ср. mada V, 10). 8. vichikitsa – сомнение. Kaukritya (1) вошло сюда, ибо оно не имеет места среди общих факторов и не имеет определенно ни положительного , ни отрицательного значения: оно может означать раскаяние в плохих деяниях, а может означать сожаление, например в связи с излишеством в милосердии. Middha (2) также может иметь различные нравственные аспекты. Raga (5), dvesha (6), mana (7) и vichikitsa (8) будут четырьмя klesha, пятым будет moha, помещенное в III, 1. Moha – это универсальный омрачитель , входящий в каждый неблагоприятный момент сознания, но четыре других омрачителя не могут сочетаться друг с другом: если raga связана с сознанием кого-либо, то в то же самое время не может быть связи с dvesha. Таким образом, получается, что в каждый благоприятный, положительный момент сознание связывается по меньшей мере с 22 элементами: 10 универсальных (I, 1-10), 10 универсальных положительных и vitarka, vichara (VI, 4-5). Если добавить раскаяние (VI, 1), то их число увеличится на один элемент. В каждом неблагоприятном, или отрицательном , моменте минимальное число элементов будет равно 20: 10 универсальных (I, 1-10), 6 универсальных омраченных (III, 1-6), 2 универсальных отрицательных и vitarka, vichara (VI, 4-5). Если же учесть все sanskrita-lakshana, само chitta, его lakshana и upalakshana, то соответственно увеличится и число элементов (ср. выше). Васубандху отмечает, что все эти элементы трудно различить даже в процессе длительного их течения и тем более в моменте, но трудно не означает невозможно. Несовместимые элементы, как, например, удовольствие и страдание, не могут войти в одно и то же сочетание, но несовместимость эта часто лишь поверхностная. Styana и auddhatya, неактивный и действенный элементы, наличествуют в любом порочном моменте: это и некоторое потворство пороку (styana, своей неактивностью), и некоторое активное участие (auddhatya, своей действенностью). Будет личность или состояние сознания более пассивными или более активными, зависит от преобладания в каждом случае одного элемента над другим. В каждом моменте или ментальном состоянии всегда имеется один преобладающий элемент, совершенно так же, как в вещественной субстанции мы имеем землю, воду, огонь и воздух в соответствии с преобладанием одного из mahabhuta (ср. выше). Среди общих положительных элементов безразличие (upeksha, II, 3) и намерение (adhimoksha II, 9) не противоречат друг другу: они направлены на различные объекты – безразличие по отношению к страданию и удовольствию и намерение в отношении добрых дел; они могут существовать. Но apramada (II, 10) и pramada (III, 2) противоположны друг другу, а не только взаимно отсутствующие; поэтому они никогда не могут сочетаться. Vitarka, Vichara Vitarka и vichara являются подсознательными процессами духа (па nishchaya-dharmah). Vitarka – это неясный шепот сознания (mano-jalpa), что будет исканием (paryeshaka) в направлении объекта. В своей начальной стадии (anatyuha-avasthayam) это просто толчок усилия (chetana-vishesha); появляясь в плане сознания (atyuha-avasthayam), оно становится определенной мыслью (prajna-vishesha). Vichara также неясный шепот сознания , но оно стремится к фиксации (pratyavekshaka) своего объекта. Оно также имеет те же две стадии; оно также характеризуется как отделка (sukshmata) более грубого (audarika) vitarka. Так как обе эти функции ассоциируются с сознанием чувственного, они очень близко подходят к учению Канта о синтезе восприятия, которому предшествует прохождение сознания через ряд чувственных впечатлений, поскольку они являются подсознательными действиями сознания, предшествующими восприятию органами чувств. Вайбхашики считают, что в каждом моменте сознания имеется некоторое vitarka (=vikalpa); они называют его тогда svabhava-vikalpa. Но Васубандху, по-видимому, допускает чистое ощущение (reine Sinnlichkeit) без всякого участия логически последовательной мысли. Ср.: АК I, 30; II, 33. Vyasa-bhashya I, 44, согласно переводу проф. B.Seal (Positive Sciences, с.18), чистая интуиция (nirvichara-nirvikalpa-prajna) и эмпирическая интуиция (savichara-nirvikalpa-prajna); последняя содержит три соотношения; пространства, времени и причинности в добавление к чистому сознанию. Г. Силы, которые нельзя включить 1. prapti – сила, контролирующая собрание элементов в индивидуальном потоке бытия (santana). 2. aprapti – сила, которая случайно (время от времени) держит некоторые элементы в повиновении в индивидуальном потоке – santana. 3. nikaya-sabhagata – сила, производящая общность или однородность бытий (существований), двойник реалистической общности вайшешиков. 4. asanjnika – сила, которая (автоматически, как результат прежних деяний) переносит индивида в область бессознательного транса. 5. asanjni-samapatti – сила, которая останавливает сознание и производит бессознательный транс (через усилие). 6. nirodha-samapatti – сила, останавливающая сознание и производящая наивысший, полусознательный, смутный транс. 7. jivita – сила длительности жизни; сила, которая во время рождения предсказывает момент смерти, подобно силе, выбрасывающей стрелу в момент ее броска и предсказывающей момент ее падения. 8. jati – возникновение. 9. sthiti – существование (пребывание). 10. jara – упадок. 11. anityata – угасание. 12. nama-kaya – сила, дающая значение словам. 13. pada-kaya – сила, дающая значение предложениям. 14. vyanjana-kaya – сила, дающая значение членораздельным звукам. Д. Недвижные элементы (asanskrita-dharma) 1. akasha – пространство (пустое). 2. pratisankhyanirodha – подавление проявления элемента (dharma) через понимание (prajna) после того как установлено, что бытие личности иллюзия, некоторый род вечной бессодержательности заменяет эту неправильную идею (о Я ). 3. apratishankhyanirodha – то же самое подавление, но вызванное не знанием, а естественным путем посредством подавления причин, вызывающих проявление, как, например, угасание огня, когда нет больше топлива. Е. Причинная взаимосвязь элементов (hetu-pratyaya)
Samanantara-pratyaya (=upasarpana-pratyaya) сходно с samavayi-karana вайшешиков. Alambana, ср. примеч. 173. Adhipati-pratyaya и karana-hetu сходны с karana (=sadhakatamam karanam) вайшешиков. Visanyoga-phala является нирваной. Ж. Двенадцать последовательных ступеней I. Прежняя жизнь. 1. avidya – заблуждение (chaitta-dharma, III-1), 2. sanskara – (=karma). II. Настоящая жизнь. 3. vijnana – первый момент новой жизни, момент понятия (=pratishandhi vijnana). 4. nama-rupa – пять skandha в эмбрионе перед образованием органов чувств. 5. sad-ayatana – образование органов чувств. 6. sparsha – органы и сознание начинают действовать. 7. vedana – определенные ощущения. 8. trishna – пробуждение полового инстинкта, начало новой кармы. 9. upadana – разные события в жизни. 10. bhava – жизнь, т.е. разные действия сознания (=karma-bhava). III. Будущая жизнь. 11. jati – перерождение. 12. jara-marana – новая жизнь, упадок и смерть. Пять skandha наличествуют во время всего процесса; разные ступени получили свое наименование от преобладающих dharma (ср. примеч. 85). Первые две ступени указывают на возникновение жизненного процесса (duhkha-samudaya). С точки зрения будущей жизни № 8-10 выполняют те же функции, что № 1-2 по отношению к настоящей жизни. Поэтому система представляет собой вечно вращающееся колесо . |
Буддизм алмазного пути:
Интервью с 17-м Гьялва Кармапой, Тринлес 17-м Гьялва Кармапой, Тринле Тхайе До... |
Отцы Линии: НаропаНаропа родился в королевской семье в Бенгалии в год огненного дракона (1016). Множество необычных благоприятных знаков сопровождало его рождение. Его назвали Самантабхадрой и вырастили с за... |