Расцвет Сакьяпы

News image

В 1207-м году, тибетцам удалось узнать, что монголы, которые были ...

Тибетские буддисты останутся без ли

News image

Далай-лама призвал тибетцев не прибегать к насилию. В то же вр...


От наставников дзэн
Учение буддизма - Буддизм в странах мира

от наставников дзэнВ дзэн буддизме той же цели, что и медитация, служили парадоксальные задачи и диалоги, дыхательные и гимнастические упражнения, искусство боевого единоборства, специальная диета, массаж и самомассаж, разные приемы биоэнергетической стиму­ляции и т. п. Интересно, что физический труд считается особой формой актив­ной медитации, которая приучает сознание полностью включаться в работу тела.

Символом дзэнского трудолюбия стала фра­за «день без работы — день без еды». Она принадлежит дзенскому патриарху Байчжану, который каждый день по многу часов обрабаты­вал землю в монастырском саду. Когда его ученики, беспокоясь за здоровье учителя, спрятали его мотыгу, надеясь, что Байчжан не вый­дет в сад, он закрылся у себя в келье и отказался принимать пищу. Он говорил: «День работаешь — день совершенствуешься. День не рабо­таешь — сто дней пропали даром». Мастера дзэн часто прибегали к шоковому воздействию на пси­хику учеников, поскольку зачастую шоковая терапия оказывалась более действенной, чем чтение текстов.

Так, они вызывали мгно­венное пробуждение палочными ударами, которые обрушивали на головы беспечных учеников, награждали их пощечинами, ог­лушали громкими криками «хэ!» или «кац!». Разумеется, подоб­ные приемы шоковой терапии не могли заменить интенсивной внутренней работы ученика, ведущей к духовному преображению, но служили побудительным толчком или кульминацией, завер­шающими какой-нибудь определенный период практики психи­ческой саморегуляции, подобно тому как последний взмах кисти художника завершает картину или заключительный аккорд — му­зыкальное произведение. Сами дзэнские наставники сравнивали такую ситуацию с встряхиванием дерева, на котором висит созревший плод: достаточно потрясти дерево, и плод упа­дет, а если он не созрел, то и трясти бесполезно. Разумеется, сами наставники должны были обладать тонкой и глубокой интуицией, чтобы психологически экспериментировать со своими учениками. В противном случае шокотерапия могла повре­дить психическому здоровью ученика, и вместо просветленного че­ловека мог получиться счастливый идиот или шизофреник. А по­добные издержки случались, хотя были скорее исключением, чем правилом. Но в арсенале дзэнской психокультуры име­лись специальные тесты, позволяющие проверять компетентность самих наставников и разоблачать самозванцев, не имеющих соот­ветствующей квалификации, а также отсеивать учеников, психика которых была не способна выдержать предстоящих испытаний. Специфически дзэнскими методами были парадок­сальные и алогичные беседы учителя и ученика, так называемые воп­росы-ответы (кит. — вэньда, яп. — моидо), а также парадоксальные высказывания, именуемые по-китайски гуни-ань, а по японски — коаны, а также притчи-рога, целью которых также было пробужде­ние сознания ученика. Что лучше них поможет понять, как измен­чив и быстротечен мир, и научить, что ускользающая истина не по­стижима умом? Вот пример коана: «Человек держал в бутылке гуся.

Гусь вырос и не мог выйти оттуда через горлышко. Нужно, не разбивая бу­тылки, освободить гуся. Как это сделать?». Сосредоточившись на проблеме, человек понимает, что гусь — это его эго, а бутыль — это мир, который он создал вокруг себя. Другой пример: «Всем известно, что такое хлопок двумя ладонями. А как звучит хлопок одной ладони?», «Каково было твое лицо преж­де, чем родились твои родители?». Логическая неразрешимость этих парадоксов должна была подтолкнуть ученика к интуитивному про­рыву за пределы всякой двойственности и к открытию собственной природы как природы Будды. Таким образом, чтобы решить коан, надо сосредоточиться на проблеме и преодолеть обычные стереотипы мышления. А вот пример парадоксального диалога учителя с учеником. — Что такое Будда? — Кусок засохшей грязи. — Что такое дао? — Три меры льна. — Что такое дзэн? — Ветка цветущей сливы. Мастера дзэн совершали и другие, неприемлемые с точки зрения общепринятых норм, поступки: в самый неподходящий момент раз­ражались безумным хохотом, «сотрясающим небо и землю», или так истошно вопили, что собеседник мог «оглохнуть и ослепнуть на три дня». Они падали в обморок, сквернословили, издавали непри­стойные звуки, сжигали священные тексты, — словом, следовали антинормам и совершали антиритуалы. Для чего же все это дела­лось? Дело в том, что своей необузданностью и подчеркнутым пре­небрежением к общепринятым правилам наставник ломал стандарт­ные представления о правильном поведении и рушил привычный образ мышления.

От наставников дзэн часто можно было услышать веселый жизне­радостный смех, который, как считалось, стимулировал пробуждение истинной природы человека. Некоторые исследователи даже утверж­дают, что суть дзэн — это юмор, и что дзэн — единственная религия, в которой смех не только допускается, но и является обязательным. Именно смех нередко сопровождал просветление того или иного при­верженца дзэн. Типичным примером является эпизод просветления средневекового чань-буддиста Шуйлао, который как-то раз спросил своего наставника Мацзу: «В чем сокровенный смысл прихода Бодхидхармы?». В ответ Мацзу толкнул его и сбил с ног. В этот момент на Шуйлао нашло озарение, он начал хлопать в ладоши и смеяться. «С тех пор как наставник толкнул меня, я не могу перестать смеять­ся», — говорил он.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Об активности 17-го Гьялвы Кармапы, Трин

News image

17-го Гьялвы Кармапы, Тринле Тхайе Дордже 25 октября 1999 года 17-й Кармапа Тринле Тхайе Дордже отбыл из Калимпонга, из Индии, начав то, что оказалось необычайно ус...

Нёндро Дарение Мандалы

News image

Два первых упражнения Нёндро делают нашу ситуацию ясной, открывают нас для Прибежища и Просветлённого Настроя и очищают тело, речь и ум. Что происходит в результате оч...