Тибетские буддисты останутся без лиДалай-лама призвал тибетцев не прибегать к насилию. В то же вр... |
Четыре благородные истины в буддизмНесмотря на богатое и очень объемное наследие буддизма, все учение ск... |
От наставников дзэн |
Учение буддизма - Буддизм в странах мира |
В дзэн буддизме той же цели, что и медитация, служили парадоксальные задачи и диалоги, дыхательные и гимнастические упражнения, искусство боевого единоборства, специальная диета, массаж и самомассаж, разные приемы биоэнергетической стимуляции и т. п. Интересно, что физический труд считается особой формой активной медитации, которая приучает сознание полностью включаться в работу тела. Символом дзэнского трудолюбия стала фраза «день без работы — день без еды». Она принадлежит дзенскому патриарху Байчжану, который каждый день по многу часов обрабатывал землю в монастырском саду. Когда его ученики, беспокоясь за здоровье учителя, спрятали его мотыгу, надеясь, что Байчжан не выйдет в сад, он закрылся у себя в келье и отказался принимать пищу. Он говорил: «День работаешь — день совершенствуешься. День не работаешь — сто дней пропали даром». Мастера дзэн часто прибегали к шоковому воздействию на психику учеников, поскольку зачастую шоковая терапия оказывалась более действенной, чем чтение текстов. Так, они вызывали мгновенное пробуждение палочными ударами, которые обрушивали на головы беспечных учеников, награждали их пощечинами, оглушали громкими криками «хэ!» или «кац!». Разумеется, подобные приемы шоковой терапии не могли заменить интенсивной внутренней работы ученика, ведущей к духовному преображению, но служили побудительным толчком или кульминацией, завершающими какой-нибудь определенный период практики психической саморегуляции, подобно тому как последний взмах кисти художника завершает картину или заключительный аккорд — музыкальное произведение. Сами дзэнские наставники сравнивали такую ситуацию с встряхиванием дерева, на котором висит созревший плод: достаточно потрясти дерево, и плод упадет, а если он не созрел, то и трясти бесполезно. Разумеется, сами наставники должны были обладать тонкой и глубокой интуицией, чтобы психологически экспериментировать со своими учениками. В противном случае шокотерапия могла повредить психическому здоровью ученика, и вместо просветленного человека мог получиться счастливый идиот или шизофреник. А подобные издержки случались, хотя были скорее исключением, чем правилом. Но в арсенале дзэнской психокультуры имелись специальные тесты, позволяющие проверять компетентность самих наставников и разоблачать самозванцев, не имеющих соответствующей квалификации, а также отсеивать учеников, психика которых была не способна выдержать предстоящих испытаний. Специфически дзэнскими методами были парадоксальные и алогичные беседы учителя и ученика, так называемые вопросы-ответы (кит. — вэньда, яп. — моидо), а также парадоксальные высказывания, именуемые по-китайски гуни-ань, а по японски — коаны, а также притчи-рога, целью которых также было пробуждение сознания ученика. Что лучше них поможет понять, как изменчив и быстротечен мир, и научить, что ускользающая истина не постижима умом? Вот пример коана: «Человек держал в бутылке гуся. Гусь вырос и не мог выйти оттуда через горлышко. Нужно, не разбивая бутылки, освободить гуся. Как это сделать?». Сосредоточившись на проблеме, человек понимает, что гусь — это его эго, а бутыль — это мир, который он создал вокруг себя. Другой пример: «Всем известно, что такое хлопок двумя ладонями. А как звучит хлопок одной ладони?», «Каково было твое лицо прежде, чем родились твои родители?». Логическая неразрешимость этих парадоксов должна была подтолкнуть ученика к интуитивному прорыву за пределы всякой двойственности и к открытию собственной природы как природы Будды. Таким образом, чтобы решить коан, надо сосредоточиться на проблеме и преодолеть обычные стереотипы мышления. А вот пример парадоксального диалога учителя с учеником. — Что такое Будда? — Кусок засохшей грязи. — Что такое дао? — Три меры льна. — Что такое дзэн? — Ветка цветущей сливы. Мастера дзэн совершали и другие, неприемлемые с точки зрения общепринятых норм, поступки: в самый неподходящий момент разражались безумным хохотом, «сотрясающим небо и землю», или так истошно вопили, что собеседник мог «оглохнуть и ослепнуть на три дня». Они падали в обморок, сквернословили, издавали непристойные звуки, сжигали священные тексты, — словом, следовали антинормам и совершали антиритуалы. Для чего же все это делалось? Дело в том, что своей необузданностью и подчеркнутым пренебрежением к общепринятым правилам наставник ломал стандартные представления о правильном поведении и рушил привычный образ мышления. От наставников дзэн часто можно было услышать веселый жизнерадостный смех, который, как считалось, стимулировал пробуждение истинной природы человека. Некоторые исследователи даже утверждают, что суть дзэн — это юмор, и что дзэн — единственная религия, в которой смех не только допускается, но и является обязательным. Именно смех нередко сопровождал просветление того или иного приверженца дзэн. Типичным примером является эпизод просветления средневекового чань-буддиста Шуйлао, который как-то раз спросил своего наставника Мацзу: «В чем сокровенный смысл прихода Бодхидхармы?». В ответ Мацзу толкнул его и сбил с ног. В этот момент на Шуйлао нашло озарение, он начал хлопать в ладоши и смеяться. «С тех пор как наставник толкнул меня, я не могу перестать смеяться», — говорил он. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
Интервью с Е.С. 16-м КармапойВо вpемя своей тpетьей поездки по США Его Святейшество Гьялва Каpмапа дал буддийскому жуpналу Денсаль , издаваемому в вудстокском центpе, личное интеpвью. Мы благодаpим Д... |
Основы Пути КагьюВ Пути Кагью присутствует «четыре мысли». Это неотъемлемая часть любого буддийского пути. Эти мысли направлены на драгоценность человеческого рождения, постоянство, закон причины и следствия, рад... |