Тибетские имена обычно применимы и![]() Ханьцы имеют такие фамилии, как Чжао, Цянь, Сунь, Ли, а ... |
Религия Бон в Тибете![]() Религия Бон, существовала в Тибете задолго до рождения , а в ... |
Чань-буддизм - искусство остановиться |
Учение буддизма - Учение Буддизма |
Шанхай. 2001 год. Галерея Shanghai Old Street. Пожилой китаец с кистью в руках внезапно замирает и внимательно смотрит на разложенную перед ним бумагу. Так продолжается минут десять, затем он также внезапно взмахивает кистью и на бумаге в считанные секунды появляется иероглиф. На вопрос, что он написал, он улыбается и отвечает: Сейчас посмотрю. Учение Чань о том, что Будда везде и во всем - в молчании гор, в пении птиц, что главное в природе - это великая бескрайняя пустота, оказывало и продолжает оказывать сильное воздействие на мастеров живописи. Для них не существовало законов перспективы, поскольку в обилии располагавшиеся на ландшафтных свитках горы не имели для них реального содержания, а лишь иллюстрировали великую пустоту природы. Даже сам процесс создания картины был полон мистики и таинства: художник проводил длительное время в медитации, пытаясь остановить течение времени и понять внутреннюю сущность вещей, скрытую покровом внешней оболочки. Как только он достигал желаемого, получал интуитивный толчок, озарение, вдохновение - он сразу же, не теряя ни минуты, начинал работать. Кисть его летала свободно, вдохновенно, почти автоматически, ибо моменты подлинного полета духа приходят редко, а именно в них, по мнению художников-буддистов, заключались талант и мастерство Чаньские монастыри, к примеру “Юньлиньсы”, известный всему миру монастырь “Шаолиньсы” и ряд других, часто посещались художниками, которые находили в них уединение и тишину, так необходимые для творчества. Именно философия школы Чань открыла для китайской пейзажной живописи новые направления, сущностью которых являлась спонтанность мысли и ее моментальное воплощение в художественном образе. Отдельный штрих, сделанный рукой мастера, мог отражать все его видение картины природы, которую он изображает. Под влиянием чань-буддийских идей возникло и еще одно направление в китайском искусстве, которое находится на стыке каллиграфии и живописи. Художники-каллиграфы изображали тот или иной предмет каллиграфическим способом т.е. внешне такое произведение выглядело как иероглиф написанный скорописью, однако на самом деле художник изображал какой-то объект посредством нескольких спонтанных штрихов. В XX веке эта форма получило название беспредметная или абстрактная каллиграфия (Аbstract Calligraphy). В Китае это направление не получило широкого развития, однако в Японии этот жанр по-прежнему пользуется популярностью. Чань-буддийский подход в живописи был и остается популярным в среде творческой интеллигенции Китая, Японии, Кореи, и более того в XX веке он получил достаточно широкое распространение в странах Запада, где ассоциировался с открытием новых горизонтов в искусстве, отказом от привычных западному сознанию норм и законов в искусстве вообще, и в живописи в частности. Современные художники, работающие в жанре китайской пейзажной живописи, не только используют этот принцип, но развивают и модернизируют его, учитывая эволюцию современного искусства Без сомнения, традиции постепенно исчезают, особенно в самом Китае. Однако в Японии и западных странах, даже несмотря на угасание популярности буддизма, многие художники продолжают поддерживать и развивать концепции Чань. Сейчас, в мире заполненном информационными потоками, идея остановиться, замереть и выразить свое видение несколькими штрихами выглядит особенно прогрессивной. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
2-й Кармапа Карма Пакши (1204-1283)![]() Карма Пакши родился в год деревянной крысы (1204) в Дрилунг Онтё, в аристократической семье, принадлежащей к линии великого тибетского короля Три Сонг Децена (64). Его ро... |
Кхенпо Чёдраг: Бодхисаттвы![]() Существует два вида бодхисаттв: обычные и благородные . Обычных бодхисаттв можно подразделить на две группы: бодхисаттвы на пути накопления и бо... |