Проникновение буддизма в Тибет

News image

Первыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, были кянги. Это произошло в ко...

Тибет - культура, медицина, буддизм

News image

По-настоящему понять Тибет и его культуру можно только побывав там. Од...


Буддийское искусство Таиланда Буддийское искусство Образ жизни
Учение старцев - Истоки

буддийское искусство таиланда буддийское искусство образ жизниВ искусстве тайского буддизма, можно выделить два основных периода. К первому периоду можно отнести памятники созданные народом мон. Этот период называется периодом Дваравати или Мон. Он продлился с пятого века по начало второго тысячелетия нашей эры.

После двенадцатого века усилившаяся миграция народов из Южного Китая привела к формированию новой нации - тайцев. С этого времени, можно говорить о тайском периоде в искусстве, на который оказал мощное влияние буддизм тхеравады, принесённый, в первую очередь, со Шри-Ланки. Период Дваравати (V-X век) К сожалению, большая часть сооружений не сохранилась, так как для строительства зданий, традиционно использовали дерево, которое в условиях тропического климата, быстро разрушалось.

До нашего времени сохранились только фундаменты зданий, которые были обнаружены в ходе археологических раскопок. Эти фундаменты были сделаны из латерита, природной осадочной породы, которая при высыхании, обретает высокую прочность. Культовые сооружения, украшенные лепным и резным узором, были построены из необожженного кирпича и скреплены раствором на растительном сырье. Эти небольшие ступы повторяют в общих чертах стиль индийских ступ. Это та же башнеобразная форма «тела» ступы, плавно переходящего в шпиль. Основание квадратное, в несколько ярусов, некоторые из них изрезаны нишами, в которых помещались статуи из терракоты. Ступы подобного стиля этого времени, можно увидеть в Пагане (Бирма). Первые буддийские статуи и барельефы этого периода можно отнести к наиболее ранним образцам изобразительного искусства Юго-Восточной Азии.

Буддизм тхеравады обладал относительно небольшим набором сюжетов для использования в культовых сооружениях, тем интересней, что наиболее популярными сюжетами в искусстве Дваравати были такие, которые в наибольшей степени впитали в себя ранние, добуддийские сюжеты, которые господствовали в этом районе. По большей части, все сюжеты отражают события связанные с жизнью Будды, начиная с последнего дня перед просветлением и заканчивая проповедью в «Оленьем парке» в Сарнатхе. Очень привлекательным для тайцев стал сюжет, в котором будущий Будда медитирует под капюшоном змея Мучалинды. Этот сюжет хоть и был представлен в искусстве Индии, но встречался относительно редко. Другое дело в Таиланде и Камбодже, народы, которых исторически всегда почитали местных духов, которых часто изображали в виде нагов - полулюдей полузмей. Главнейшим сюжетом, как и во всех странах буддизма, в период Дваравати относится момент пробуждения, когда Бхагаван, одолевает все воинства демона Мары и в знак победы призывает в свидетели саму Землю.

Это так называемая поза «маравиджайя». Вторым характерным сюжетом, который почти не представлен в махаяне, являлся образ стоящего Будды, обе руки которого подняты на уровень груди и обращены ладонями наружу, так называемый жест абхайямудра - жест покровительства и защиты. По версии некоторых исследователей (A. Grisvold), этот жест - вариация жеста проповедования, дхармачакрамудра с которой Пробуждённый обычно изображается во время первой проповеди. В пользу этой версии говорит то, что дхармачакрамудра практически не встречается в искусстве Таиланда и Камбоджи. К характерным образам, используемым в скульптуре Дваравати можно отнести колесо, которое иногда изображается вместе с газелью, а в некоторых случаях с ним рядом располагают индуистского бога Сурью - бога солнца. Наиболее древнее использование этого сюжета, можно встретить на колоннах Ашоки, которые увенчивались изображениями колеса. В период Дваравати этот сюжет становится очень популярным, о чём свидетельствуют более сорока сохранившихся до наших дней подобных изображений. Для создания своих композиций, мастера Дваравати часто использовали терракоту и гипс, для работы с которыми использовали специальные шаблоны и формы, с помощью которых изготовлялись однотипные элементы для внешнего декора. Несмотря на кажущуюся недолговечность, довольно много памятников сохранилось до наших дней. По ним можно судить о мастерстве художников, и о применении ими новых технологий работы, связанных с использованием материалов отличных от применяемых в Индии. Начиная с десятого века, территория, на которой проживали тайские народности, подвергается набегам кхмерских правителей, это сказалось и на тайском искусстве того периода. В нём весьма заметным становится кхмерский оттенок. Только с установлением государственности в Сукхотаи, около середины тринадцатого века, эта тенденция постепенно сходит «на нет». Наиболее «узнаваемый» тайский Будда появляется именно в период Сукхотаи, примерно в тринадцатом веке. Несмотря на некоторые изменения в деталях, он сохранился до наших дней. Он представлен в двух вариантах: сидящим и идущим. Будда в позе маравиджайя, встречавшийся уже в период Дваравати, в этот время приобретает более характерной, тайской манере: мягкие и плавные обводы контуров тела, удлинённые руки, пальцы одинаковой длинны на руках и ногах, ушнишу, увенчанную языком пламени. Несмотря на некоторую абстрактность образа, тайским мастерам удалось создать удивительно живой образ Учителя, в котором соединяются представления тайцев о телесной красоте с представлениями о внешних знаках духовной мудрости. Необычные пропорции тела, характерные для сиамской культуры, обусловленны буквальным пониманием древнеиндийских поэтических метафор, ставших впоследствии каноническими. Эти признаки благородной личности записаны в суттах, как тридцать два признака Будды или Чакравартина.

Другой характерный образ в искусстве Сукхотаи - идущий Будда. Несмотря на свою стилизованность, этот образ прекрасно передаёт порыв и грацию в движениях Будды. Эта лёгкость отличает скульптуру Сиама от более тяжеловесной скульптуры большинства буддийских стран, в которых Татхагату изображают стоящим на земле обеими ногами. Образ монаха шагающего за подаянием, был вполне характерен для тхеравады, адепты которой, как и две тысячи пятьсот лет назад, и сегодня отправляются за милостынею. Поэтому, совершенно естественно, что он оказался запечатлённым в камне и бронзе. И этот образ, в отличие от, например, скульптур Тибета, где Будды воплощают в себе уже запредельные совершенства - парами, гораздо более приближен к повседневной жизни народа. Поздняя скульптура Сиама, более предпочитает бронзу камню. Техника отливки в этот период достигает большого совершенства и позволяет отливать подлинные произведения искусства. В целом, она повторяет образцы позднего Сукхотаи, но доводит стилизацию и изысканность до полного логического завершения. Архитектура периода Сукхотаи, сохранила в общих чертах, технику Дваравати, хотя и здесь оказало влияние кхмерское владычество. Как и ранее, основными строительными материалами остаются кирпич, штукатурка и терракота для скульптур. В этот период ощущается влияние на архитектуру стилистических приёмов Шри-Ланки. К сожалению, большая часть сиамской архитектуры этого периода, была уничтожена во время бирманских войн. Об особенностях строительных стилей того времени, можно догадаться по развалинам Аютии. На реконструкциях, можно увидеть шпиль, стилизованный под лотос, что как раз было конструктивной находкой мастеров Сукхотая. Отголоски кхмерского стиля сохранились в архитектуре башен пранг. Отличительной особенностью которых были мягко сужающиеся конуры шпилей. После падения Аютии в 1767 году, сиамская буддийская архитектура развивается в сторону ещё большего детализирования и прорисовки мелких элементов декора. Вследствие большого количества войн, происходивших в этот период, тайская живопись, датируемая временем ранее XVIII века, практически не сохранилась. Можно только строить предположения, по каким путям шло её развитие. В наиболее полном виде, живописные композиции сохранились в виде иллюстрированных рукописей. Несмотря на китайское и мусульманское влияние, эти картинки остались совершенно сиамскими по стилю. Стиль этот деликатен и пропитан этническими мотивами.

В отличие от индийских рукописей подобного типа, сиамские крупнее и соединены между собой.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Пятая яма: брахмачарья

News image

Брахмачарья - это самоконтроль. Идеал, который выдвигает данное учение, заключается в том, чтобы прожить жизнь в отождествление с Духом. То есть осознавать себя как душ...

Международный Ретритный Центр Аскат в Го

News image

РЦ Аскат был основан в 1996 году с благословления Ламы Оле Нидала и находится под духовным руководством главы школы Карма Кагью - Его Святейшества XVII Ка...