Далай-лама верховный лама школы Гел

News image

Сочетание Далай Лама, означает высший , океан мудрости . ...

Четыре благородные истины в буддизм

News image

Несмотря на богатое и очень объемное наследие буддизма, все учение ск...


Прямое знание
Учение старцев - Истоки

прямое знаниеПрямое знание, интуитивное знание, знание прозрения, прямое видение английский: direct-knowledge, insight-knowledge пали: випассана-ньяна | vipassanā-ñāna Прямые знания достигаются в процессе практики , т.е. развития прозрения.

Буддийские учители поясняют, что каждое из этих знаний может достигаться и развиваться в периоде от нескольких часов, до нескольких месяцев интенсивной медитативной практики. Для достижения последующего требуется развить предыдущее. Однако, судя по некоторым случаям достижения различных в суттах, все они могут быть достигнуты мгновенно.

В самом Палийском Каноне об этих прямых знаниях информации нет, а встречаются они уже в Комментариях. Обычно приводят список из 16 этих интуитивных знаний, хотя для описания развития випассаны иногда выделяют лишь 9 из них. 1. «Знание различения телесных и умственных процессов» (намарупа париччхеда ньяна) Это прямое знание достигается, когда практикующий может чётко различить умственные процессы от телесных.

Например, он знает, что движение ноги - это телесный процесс, а осознавание этого движения - это умственный процесс. 2. «Знание причино-следственной связи между телесными и умственными процессами» (паччая париггаха ньяна) В некоторых случаях телесный процесс является причиной, а умственный - следствием, например, когда стенка живота поднимается, а ум начинает исследовать это. В других случаях ум является причиной, а телесный процесс - следствием. Например, желание сесть приводит к тому, что тело принимает сидячую позу. Другими словами волевое действие предшествуют телесному. 3. «Знание телесных и умственных процессов как страдательных и безличных» (саммасана ньяна) Это прямое видение непостоянства, безличности, страдательности всех телесных и умственных процессов.

Практикующий чётко видит, что каждый процесс возникает, наличествует какое-то время, а затем исчезает. 4. «Знание видения возникновения и исчезновения» (уддаябайя ньяна) На этом этапе практикующий ещё чётче видит возникновения и исчезновения телесных и умственных процессов. 5. «Знание видения распада» (бханга ньяна) Формы рук, ног, головы и так далее более не воспринимаются постоянными, но как только на эти объекты направляется внимание, сразу же виден их распад. Даже направляя внимание на сам ум и объекты ума, виден тот же процесс немедленного их растворения. 6. «Знание телесных и умственных процессов как ужасающих» (бхая ньяна) Постоянное наблюдение возникновения и исчезновения приводит к видению ужаса этого процесса. Все процессы видятся напрямую как непостоянные, безсубстанциональные. 7. «Знание изъянов» (адинава ньяна)

На этом этапе приходит знание, что телесные и умственные процессы дефектны и неудовлетворительны по своей природе. 8. «Знание бесстрастия» (ниббида ньяна) По мере дальнейшей практики созерцания телесных и умственных процессов приходит беспристрастность по отношению к ним. 9. «Знание желания освобождения» (мунчитукамаята ньяна) Напрямую наблюдая страдательность и непостоянство (появление-распад) приходит устремление к тому, чтобы любые телесные и умственные процессы прекратились. 10. «Знание пристального созерцания» (патисанкха ньяна) Желание прекратить процессы тела и ума приводит к ещё более чёткому видению - непостоянству, страдательности и безличности. 11. «Знание беспристрастности по отношению к формациям» (санкхарупеккха ньяна) На этом этапе приходит видение беспристрастности по отношению к возникновению и исчезновению телесных и умственных процессов. 12. «Знание адаптации» (анулома ньяна)

Это конечный этап медитации випассаны, когда ум окончательно утверждается в прямом видении трёх характеристик тела и ума. Это прямое видение четырёх благородных истин. Видение возникновения телесных и умственных процессов становится прямым пониманием истины причины страдания. Видение распада и исчезновения этих процессов становится прямым пониманием истины страдания. Отсутствие поддержания этих процессов видится как истина прекращения страдания. Отпускание цепляния и беспристрастность к этим процессам видится как путь к прекращению страданий. Знание адаптации является подготовительным к достижению знания сверхмирского пути (см. далее). 13. «Знание изменения рода» (готрабху ньяна) На этом этапе практикующий выходит за пределы феноменального мира, избегая процессов тела и ума.

Предметом его осознанности становится дхамма и он становится - благородным, то есть отныне он уже не является простым человеком (путтхуджхана) . 14. «Знание пути» (магга ньяна) На этом этапе практикующий на своём опыте целиком и полностью познал путь к ниббане, освобождению. Это знание разрушает его ума, однако количество и глубина уничтоженных загрязнений в каждом случае индивидуальна. Как самое меньшее, практикующий становится , уничтожив три . В наилучшем случае он становится - полностью просветлённым, уничтожив все загрязнения полностью. Знание пути относится к сверхмирским знаниям. 15. «Знание плода» (пхала ньяна) Сразу же за знанием пути происходит знание плода. Ум знает о том, что произошло и всё ещё удерживает ниббану в качестве своего объекта. Это длится два или три «мысленных момента». Как и знание пути, знание плода относится к сверхмирским знаниям. 16. «Знание пересмотра» (паччавеккхана ньяна)

Это прямое интуитивное знание пройденного пути, результата этого пути, ниббаны, а также уничтоженных и пока ещё оставшихся после достижения ниббаны загрязнений.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Ум Будды

News image

Есть такое понятие как «Ум Будды», оно означает не ум конкретного человека, а состояние сознания, пребывающего на высшем уровне просветления. Несмотря на часто используемое понятие «пр...

Метод медитации «осознанное дыхание»

News image

Человеку нужно сосредоточить свое внимание на объект данной медитации при помощи счета. Изначально требуется медленно считать. Считая данным образом, человек постепенно начинает осознавать свои вдохи и в...