Тибет - культура, медицина, буддизм

News image

По-настоящему понять Тибет и его культуру можно только побывав там. Од...

Не возвращающиеся

News image

Третья степень святости в буддизме – не возвращающиеся. В отл...


Прямое знание
Учение старцев - Истоки

прямое знаниеПрямое знание, интуитивное знание, знание прозрения, прямое видение английский: direct-knowledge, insight-knowledge пали: випассана-ньяна | vipassanā-ñāna Прямые знания достигаются в процессе практики , т.е. развития прозрения.

Буддийские учители поясняют, что каждое из этих знаний может достигаться и развиваться в периоде от нескольких часов, до нескольких месяцев интенсивной медитативной практики. Для достижения последующего требуется развить предыдущее. Однако, судя по некоторым случаям достижения различных в суттах, все они могут быть достигнуты мгновенно.

В самом Палийском Каноне об этих прямых знаниях информации нет, а встречаются они уже в Комментариях. Обычно приводят список из 16 этих интуитивных знаний, хотя для описания развития випассаны иногда выделяют лишь 9 из них. 1. «Знание различения телесных и умственных процессов» (намарупа париччхеда ньяна) Это прямое знание достигается, когда практикующий может чётко различить умственные процессы от телесных.

Например, он знает, что движение ноги - это телесный процесс, а осознавание этого движения - это умственный процесс. 2. «Знание причино-следственной связи между телесными и умственными процессами» (паччая париггаха ньяна) В некоторых случаях телесный процесс является причиной, а умственный - следствием, например, когда стенка живота поднимается, а ум начинает исследовать это. В других случаях ум является причиной, а телесный процесс - следствием. Например, желание сесть приводит к тому, что тело принимает сидячую позу. Другими словами волевое действие предшествуют телесному. 3. «Знание телесных и умственных процессов как страдательных и безличных» (саммасана ньяна) Это прямое видение непостоянства, безличности, страдательности всех телесных и умственных процессов.

Практикующий чётко видит, что каждый процесс возникает, наличествует какое-то время, а затем исчезает. 4. «Знание видения возникновения и исчезновения» (уддаябайя ньяна) На этом этапе практикующий ещё чётче видит возникновения и исчезновения телесных и умственных процессов. 5. «Знание видения распада» (бханга ньяна) Формы рук, ног, головы и так далее более не воспринимаются постоянными, но как только на эти объекты направляется внимание, сразу же виден их распад. Даже направляя внимание на сам ум и объекты ума, виден тот же процесс немедленного их растворения. 6. «Знание телесных и умственных процессов как ужасающих» (бхая ньяна) Постоянное наблюдение возникновения и исчезновения приводит к видению ужаса этого процесса. Все процессы видятся напрямую как непостоянные, безсубстанциональные. 7. «Знание изъянов» (адинава ньяна)

На этом этапе приходит знание, что телесные и умственные процессы дефектны и неудовлетворительны по своей природе. 8. «Знание бесстрастия» (ниббида ньяна) По мере дальнейшей практики созерцания телесных и умственных процессов приходит беспристрастность по отношению к ним. 9. «Знание желания освобождения» (мунчитукамаята ньяна) Напрямую наблюдая страдательность и непостоянство (появление-распад) приходит устремление к тому, чтобы любые телесные и умственные процессы прекратились. 10. «Знание пристального созерцания» (патисанкха ньяна) Желание прекратить процессы тела и ума приводит к ещё более чёткому видению - непостоянству, страдательности и безличности. 11. «Знание беспристрастности по отношению к формациям» (санкхарупеккха ньяна) На этом этапе приходит видение беспристрастности по отношению к возникновению и исчезновению телесных и умственных процессов. 12. «Знание адаптации» (анулома ньяна)

Это конечный этап медитации випассаны, когда ум окончательно утверждается в прямом видении трёх характеристик тела и ума. Это прямое видение четырёх благородных истин. Видение возникновения телесных и умственных процессов становится прямым пониманием истины причины страдания. Видение распада и исчезновения этих процессов становится прямым пониманием истины страдания. Отсутствие поддержания этих процессов видится как истина прекращения страдания. Отпускание цепляния и беспристрастность к этим процессам видится как путь к прекращению страданий. Знание адаптации является подготовительным к достижению знания сверхмирского пути (см. далее). 13. «Знание изменения рода» (готрабху ньяна) На этом этапе практикующий выходит за пределы феноменального мира, избегая процессов тела и ума.

Предметом его осознанности становится дхамма и он становится - благородным, то есть отныне он уже не является простым человеком (путтхуджхана) . 14. «Знание пути» (магга ньяна) На этом этапе практикующий на своём опыте целиком и полностью познал путь к ниббане, освобождению. Это знание разрушает его ума, однако количество и глубина уничтоженных загрязнений в каждом случае индивидуальна. Как самое меньшее, практикующий становится , уничтожив три . В наилучшем случае он становится - полностью просветлённым, уничтожив все загрязнения полностью. Знание пути относится к сверхмирским знаниям. 15. «Знание плода» (пхала ньяна) Сразу же за знанием пути происходит знание плода. Ум знает о том, что произошло и всё ещё удерживает ниббану в качестве своего объекта. Это длится два или три «мысленных момента». Как и знание пути, знание плода относится к сверхмирским знаниям. 16. «Знание пересмотра» (паччавеккхана ньяна)

Это прямое интуитивное знание пройденного пути, результата этого пути, ниббаны, а также уничтоженных и пока ещё оставшихся после достижения ниббаны загрязнений.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Отцы Линии: Тилопа

News image

Тилопа родился в семействе брахманов в восточной Индии в год водяной крысы (988). Легенда гласит, что, будучи ребёнком, он подвергся испытанию великого сиддхи Нагарджуны, который по...

Совершенно верно, времени - нет!

News image

Совершенно верно, времени - нет! Вопрос: В начале двадцатых годов физик Артур Эддингтон считал, что есть только два человека, которые полностью понимают общую теорию относительности - ...