Ум Будды и уровни сознанияЕсть всего четыре уровня сознания, из которых Ум Будды явл... |
Кармапа - держатель линии КагьюКармапа является верховным ламой школы Кагью. Он воплощает в себе эн... |
II. Skandha |
Библиотека - Центральная концепция буддизма и значение термина дхарма |
Простейшая классификация всех элементов бытия представлена путем деления на пять групп элементов: 1) чувственное; 2) ощущения; 3) представления; 4) волевые акты и другие способности; 5) чистое ощущение или общее понятие сознания (без содержания)14 [6]. Если мы представим себе, что группа чувственного представляет из себя не что иное, как связанное с органами чувств, что душа исключена и заменена ощущениями, представлениями, волевыми актами и чистым ощущением, то мы не должны удивляться тому, что под покровом восточной терминологии появляется изображение в миниатюре материи и духа, что очень близко подходит к позициям современной европейской науки. Три из этих групп, а именно ощущения, представления и чистое сознание, содержат каждая по одному элементу (dharma). Несмотря на это, они называются группами, ибо они включают в себя ощущения и пр., прошедшие, настоящие и будущие, близкие и отдаленные, внешние и внутренние, нравственно-чистые и нечистые и т.д.15. Группа чувственного включает в себя 10 элементов, 10 различных разновидностей связанного с органами чувств16. Группа волевых актов и пр. содержит 58 элементов – различных психических способностей и общие силы17. Физические элементы личности, включая ее внешний мир, – внешние объекты – представлены в этой классификации одной статьей – чувственное18. Нечувственные распределены среди других четырех. Для материи и духа используется старый добуддийский термин nama-rupa, где rupa представляет элементы чувственного, а nama включает четыре нечувственных разряда. Но наиболее обычным делением всех элементов будет деление на чувственное (rupa), дух (chitta-chaitta) и силы (sanskara). Четвертая группа (sanskara-skandha), включающая в себя психические способности и общие силы, разделена здесь на две части: психические способности присоединены ко всем другим психическим группам и подведены под категорию духа; общие силы, или энергии, получают отдельное место (chitta-vipra-yukta-sanskara)19. Это деление на три части очень популярно и известно в Монголии и в Тибете каждому школьнику20. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
15-й Кармапа Кхакхьяб Дордже (1871-1922)Кхакхьяб Дордже родился на десятый день восьмого месяца года железного барана (1871) в селении Шелкар провинции Цанг, в центральном Тибете. После рождения он устремил взор в ... |
Основы Пути КагьюВ Пути Кагью присутствует «четыре мысли». Это неотъемлемая часть любого буддийского пути. Эти мысли направлены на драгоценность человеческого рождения, постоянство, закон причины и следствия, рад... |