Далай-лама написал книгу о Тибете п

News image

В 16 в., когда основанная знаменитым проповедником Цзонхавой (1357–1419) буддийская шк...

О Будде Гаутаме, принце Сидхардхе

News image

Будда (принц Гаутама, рода Шакья), по рождению названный Сидхартха, что оз...



II. Skandha
Библиотека - Центральная концепция буддизма и значение термина дхарма

Простейшая классификация всех элементов бытия представлена путем деления на пять групп элементов: 1) чувственное; 2) ощущения; 3) представления; 4) волевые акты и другие способности; 5) чистое ощущение или общее понятие сознания (без содержания)14 [6].

Если мы представим себе, что группа чувственного представляет из себя не что иное, как связанное с органами чувств, что душа исключена и заменена ощущениями, представлениями, волевыми актами и чистым ощущением, то мы не должны удивляться тому, что под покровом восточной терминологии появляется изображение в миниатюре материи и духа, что очень близко подходит к позициям современной европейской науки.

Три из этих групп, а именно ощущения, представления и чистое сознание, содержат каждая по одному элементу (dharma). Несмотря на это, они называются группами, ибо они включают в себя ощущения и пр., прошедшие, настоящие и будущие, близкие и отдаленные, внешние и внутренние, нравственно-чистые и нечистые и т.д.15. Группа чувственного включает в себя 10 элементов, 10 различных разновидностей связанного с органами чувств16. Группа волевых актов и пр. содержит 58 элементов – различных психических способностей и общие силы17.

Физические элементы личности, включая ее внешний мир, – внешние объекты – представлены в этой классификации одной статьей – чувственное18. Нечувственные распределены среди других четырех.

Для материи и духа используется старый добуддийский термин nama-rupa, где rupa представляет элементы чувственного, а nama включает четыре нечувственных разряда. Но наиболее обычным делением всех элементов будет деление на чувственное (rupa), дух (chitta-chaitta) и силы (sanskara). Четвертая группа (sanskara-skandha), включающая в себя психические способности и общие силы, разделена здесь на две части: психические способности присоединены ко всем другим психическим группам и подведены под категорию духа; общие силы, или энергии, получают отдельное место (chitta-vipra-yukta-sanskara)19. Это деление на три части очень популярно и известно в Монголии и в Тибете каждому школьнику20.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Интервью со слугами Eго Святейшества 17-

News image

Eго Святейшества 17-го Гьялвы Кармапы, Тринле Тхайе Дордже Вы находились в личном окружении E.C.16-го Кармапы, а сейчас заботитесь о E.C. 17-м. Сохранились ли какие-нибудь отличительные че...

15-й Кармапа Кхакхьяб Дордже (1871-1922)

News image

Кхакхьяб Дордже родился на десятый день восьмого месяца года железного барана (1871) в селении Шелкар провинции Цанг, в центральном Тибете. После рождения он устремил взор в ...