Некоторые люди также ошибочно тракт

News image

Весной 1990 г. д-р Александр Берзин, американский исследователь, изучающий труды ти...

Некоторые духовные учителя тибетско

News image

В русле северного буддизма сложились представления о Шамба­ле, прибежище богов и ...


III. Ayatana
Библиотека - Центральная концепция буддизма и значение термина дхарма

Вторая, более подробная классификация элементов создана с точки зрения разделения на познавательные способности и их объекты. Имеется шесть познавательных способностей и шесть категорий соответствующих объектов. Они составляют вместе 12 ayatana, или баз познавания, а именно:

I. Шесть внутренних баз (adhyatma-ayatana) или воспринимающих способностей (органов – indriya).

1. Орган зрения – chakshur-indriya-ayatana.

2. Орган слуха – shrotri-indriya-ayatana.

3. Орган обоняния – ghran-indriya-ayatana.

4. Орган вкуса – jihv-indriya-ayatana.

5. Орган осязания – kay-indriya-ayatana.

6. Мыслительные способности, сознание – mana-indriya-ayatana или познавательные способности.

II. Шесть внешних баз (bahya-ayatana) или объектов (vishaya).

7. Видимое (цвет и форма) – rupa-ayatana.

8. Слышимое (звук) – shabda-ayatana

9. Обоняемое (запах) – gandha-ayatana

10. Вкушаемое (вкус) – rasa-ayatana.

11. Осязаемое – sprashtavya-ayatana.

12. Нечувственные объекты [7] – dharma-ayatana или dharmah

В этой классификации первые 11 статей соответствуют 11 элементам (dharma) с включением в них по одному элементу. Двенадцатая статья содержит все остающиеся 64 элемента и называется поэтому dharma-ayatana или просто dharmah, т.е. оставшиеся (остальные) элементы.

Термин ayatana означает вход (ayam-tanoti). Это вход для сознания и психических элементов (chitta-chaittanam). Сознание, как это установлено, никогда не возникает одно, ибо оно является чистым ощущением без содержания. Оно всегда поддерживается или вводится двумя элементами: познавательной способностью и соответствующим объективным элементом. Имеется две опоры, или двери (dvara), сознания для того, чтобы оно могло появиться. Сознание видимого (chakshurvijnana) возникает при соотносительности (pratitya) органа зрения (chakshur-indriya) с чем-либо видимым (rupam cha). В случае шестой познавательной способности (manas) сознание само, т.е. его предшествующий момент, действует как способность восприятия нечувственных объектов.

Тенденция этой классификации, являющейся изначальным характерным признаком буддизма, совершенно ясна. Она имеет в виду дать деление всех объектов познавания на объекты чувственные и нечувственные. Первые затем разделены на 10 групп в соответствии с пятью органами чувств и их пятью объектами, а вторые (dharma-ayatana или просто dharmah), включающие все нечувственные объекты, оставлены неразделенными. Имеется шесть статей, соответствующих шести познавательным способностям. Таким образом, 12 ayatana, или баз познавания , представляют все элементы бытия, распределенные в шести субъективных и в шести соответствующих объективных статьях.

Их синонимом будет всё (sarvam). Когда выставляется принцип, что все существует , то он имеет следующее значение: ничто не существует, кроме 12 баз познавания. Объект, который не может рассматриваться как отдельный объект познавания или как отдельная способность познания, нереален, как, например, душа или личность. Будучи скоплением отдельных элементов, этот объект определяется как наименование , а не реальность, не dharma21.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Асанскрита шуньята - пустота необусловле

News image

Говоря о не обусловленном бытие, так это значит, что в нем отсутствуют свойства, которые принадлежат обусловленному бытию....

Осознаем дыхание. Дар внимания

News image

Если человек будет развивать свою способность к сосредоточению, то он сможет добиться многого. Когда сосредотачивается внимание, мы постепенно находим себя, то есть, раскрываем в наш...