Интересные факты о буддизме

News image

Считается что Будды рождаются в наше мире периодически. Говоря о Бу...

Новый Год в традиции тибетско-монго

News image

В традиции тибетско-монгольского буддизма Новый Год (тиб. Лосар, монг. Цагаалган) яв...


Наконец, праздник наступал, и в храме начинали бить в барабан, собирая народ со всей округи
Учение старцев - Учение

наконец, праздник наступал, и в храме начинали бить в барабан, собирая народ со всей округиВо многих буддийских странах существует давняя традиция по­клонения ступам и пагодам. Ее зарождение возводят ко времени индийского императора Ашоки. По преданию, он воздвиг над буд­дийскими реликвиями 84 тысячи ступ, и каждый месяц в полно­луние им поклонялся. Со временем это поклонение приняло вид праздника, посвященного самым значительным и знаменитым сту­пам. Он отмечается обычно в полнолуние двенадцатого месяца.

Так, в Лаосе в этот день поклоняются великой ступе Тхат Луанг, которая находится в городе Вьентьяне. Праздничные обряды могут быть различными в разных городах: тут и народные гуляния, и песни, и поэтические диалоги между юношами и девушками, и состязания на лошадях, и велосипедные гонки, и древняя игра ти кхи — местная разновидность хоккея. Она посвящена духу-основателю Тхат Луанга, и потому ее предва­ряет ритуальная церемония с освящением мяча в буддийском хра­ме. Завершается праздник торжественным шествием верующих с цветами и свечами в руках. Праздники поклонения пагодам дороги и сердцам бирманцев. Они верят, что, исполняя требуемые ритуалы, улучшают свою кар­му и обеспечивают себе лучшее перерождение в будущем. В Бирме (Мьянме) этот праздник продолжается несколько дней, даря всем присутствующим и вполне ощутимые земные радости: здесь можно встретить старых друзей и завести новые знакомства, в том числе и романтические; купить фрукты, рис и другие продукты, а также из­делия домашних промыслов. Наконец, во время таких праздников популярны старинные игры и развлечения. В последний месяц года обычно начинают строить новые паго­ды, что само по себе считается значительным жертвоприношением и серьезным «кармоукрепляющим» средством.

Пагоду может стро­ить один человек или вся община; она может быть большой или маленькой; располагаться в городе или на приусадебном участке, на берегу реки или какого-нибудь другого водоема. Но какой бы она ни была, ее возведение вселяет в душу построившего надежду на благополучное завершение года. В полнолуние третьего месяца по лунному календарю в Лаосе отмечают праздник приношения даров, называемый также празд­ником всех святых буддийской общины. Он посвящен разным со­бытиям в истории буддийской общины, которые произошли будто бы в один день, но в разные периоды времени: сбор 1250 учеников вокруг Учителя, изложение Буддой основных правил монашеской жизни, предсказание им собственной смерти и т. п. Накануне праздника монахи наводят чистоту в монастырях и готовят приношение «трем драгоценностям»: Будде, учению и об­щине. Утром миряне отправляются в храм с приношениями, а ве­чером в храме устраивается торжественная процессия вокруг статуи Будды, во время которой ему подносят цветы, свечи и благо­вонные палочки. В некоторых храмах всю ночь читают истории из жизни Первоучителя. В свободное от полевых работ время, примерно между третьим и четвертым месяцами, в деревнях традиционно проводили празд­ник ритуального чтения джатак. Особенно любим в Юго-Восточ­ной Азии сюжет из Вессантара-джатаки, о котором уже шла речь в этой книге.

Накануне главы всех семейств совместно с настояте­лем монастыря назначали время проведения праздника, уточняли его программу, распределяли среди монахов отрывки из джатак для чтения, готовили цветы, свечи, благовония и другие приноше­ния и сооружали навес для гостей. В центре монастырского двора устанавливали большой помост для чтецов, а вокруг развешивали живописные полотна со сценами из жизни Будды. Наконец, праздник наступал, и в храме начинали бить в барабан, собирая народ со всей округи. После серии обрядов и церемоний начиналось чтение священных текстов, все присутствующие, пре­клонив колена, слушали рассказ о милосердии и самопожертвова­нии главного героя. Обычно его с большим артистизмом исполняли монахи, сменяя друг друга на помосте. Чтение продолжалось около семнадцати часов без перерыва. Перед каждым слушателем стояла тарелка с белым неочищенным рисом, и когда с импровизирован­ной сцены звучали особенно яркие и эмоциональные эпизоды, слу­шатели подбрасывали вверх пригоршни этих зерен, и они, падая на землю, напоминали лепестки цветов. И вот прочитан последний отрывок. Настоятель монастыря кро­пит всех присутствующих освященной водой, которая во время всего чтения стояла возле помоста, заряжаясь благотворной энер­гией и накапливая очистительные свойства. Верующие стараются отнести домой хотя бы немного этой воды. Шнур, которым был огорожен храм на время праздника, разрезают на части, и каждый старается заполучить кусочек, завязав его на запястье, чтобы с его помощью потом магически защищаться от вредоносных духов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Значение зуба Будды

News image

Приверженцам буддизма хорошо известен город Канди с небольшой площадью, который расположился в горах острова. В прошлом, это была столица царства кандийского, славящаяся процветанием. На тер...

Гендюн Ринпоче: Двери в Девачен

News image

Во время смерти мы должны быть свободны от страхов и не опасаться страдания. Наоборот, мы должны вспомнить все свои позитивные действия, совершённые в жизни, и по...