Влияния на культуру Тибета

News image

Фактически, вся история Тибета связана с приходом и развитием буддизма. Пр...

Карма - закон причины и следствия

News image

Закон Кармы говорит о том, что наше положение в настоящем оп...


Сложный символ, части которого несут в себе образ целого
Учение буддизма - Буддизм в странах мира

сложный символ, части которого несут в себе образ целогоКогда учитель и ученик находят друг друга, передача зна­ний становится возможной. Однако обучению предшествует ритуал посвящения, вернее, целого ряда последовательных посвящений. Их можно уподобить воротам, последовательно ведущим в область зна­ния. Посвящениям нередко предшествуют испытания. Они могут оказаться весьма суровыми и потребовать большой закалки.

К числу наименее болезненных отно­сятся легкое обморожение или ожог, когда неофит должен, напри­мер, проглотить горящую свечу длиной около десяти сантиметров, как это пришлось сделать Александре Дэвид-Неел. Цель подобных испытаний — показать ученику скрытые в нем способности и вдох­новить его на их развитие. Легенды повествуют о том, что ученики были готовы на все, чтобы доказать свою преданность учителю, вплоть до пожертвования соб­ственной жизнью и своим состоянием. Учитель Марба будто бы не раз подвергал серьезной опасности здоровье и жизнь Миларепы, зас­тавляя его без всякой помощи строить дом, а потом сносить его до самого основания и снова строить, но уже по новому плану. А другого ученика, Чойдора, пригнавшего ему в дар весь свой скот, он заставил вернуться домой и принести на плечах хромую овцу, которую он ос­тавил в сарае. Ритуал посвящения может быть предельно простым или чрез­мерно сложным, но он обязателен. Считается, что посвящение со­здает особые психические и мистические узы между учителем и учеником посредством передачи некоей энергии, силы, наделяю щей ученика способностью воспринимать новые знания и совер­шать необходимые действия. Особенности посвящения так же, как и методы обучения и фор­мы духовной практики, зависят от типа тантр, т. е. основополагаю­щих текстов ваджраяны, представляющих собой наставления, дан­ные, как считают, самим Буддой.

Тантры делятся на четыре класса: крия-тантры (тантры очищения), чарья-тантры (тантры действия); йога-тантры (йогические тантры) и апуттара йога-тантры (тантры высшей йоги). Первые, низшие тантры, обычно рассматриваются как ступени, ведущие к высшему уровню последней тантры. Последний далай-лама пишет: «Названия четырех классов тантр отображают их функции и специфику. В первом классе, Тантрах дей­ствия, — внешние действия, такие как омовение, очищение, а также символические жесты-мудры, считаются более важными, чем внут­ренняя йога. Во втором классе тантр, Тантрах исполнения, внутрен­ним и внешним действиям придается одинаковое значение. В Тант­рах йоги внутренняя йога сосредоточения превалирует над внешними действиями. Четвертый класс, Тантры высшей йоги, назван так не только для подчеркивания важности внутренней йога, но и потому, что нет более высокого класса тантр». Тантры высшего класса делятся на материнские, если в них де­лается упор на мудрость-ярасЬетда, женское начало, и отцовские, если главное значение в них придается методу-упае, мужскому началу, а также недвойственные, если оба принципа равнозначны. Были и другие принципы классификации тантр, но их мы не бу­дем рассматривать.

При знакомстве с тантрами высшей йоги европейцы часто испы­тывают глубокий шок. Еще бы! В них речь идет о том, что путь удовлетворения всех страстей, даже самых низменных, — это и есть самый верный способ их пресечения. Как тут не вспомнить Оскара Уайльда, считавшего, что лучший способ уберечься от соблазна — это поддаться ему! Кажется, не остается ничего ужасного и грехов­ного, что не рекомендовалось бы йогину в качестве руководящего действия: убивать родителей, прелюбодействовать, воровать, пить вино, есть мясо и даже заниматься каннибализмом. И что совсем уж из ряда вон — предписывается совершать подношения Будде кро­вью, мясом и нечистотами. И это — буддизм? Да, как ни удивительно, это буддизм. А дело здесь в особых методах тантры и в особенностях текстов, не рассчитанных на дословное понимание. Так, требование убить родителей может означать либо пресечение клеш, либо пресечение потоков энергии в позвоночном столбе при йогической практике, либо искоренение авторитарного мышления. Да, таинства ваджраяны нужно пости­гать только вместе с наставником. Неслучайно сами тантрики не раз подчеркивали, что многие из этих таинств находятся за преде­лами словесного определения и наших обычных возможностей восприятия, и потому говорить о них — все равно что стараться задеть пальцем луну. Для проведения церемонии посвящения, и не только для нее, но и для разных видов практик, требуется мандола (букв. — «круг»).

Про­тотипом мандалы считается лотос, священный цветок Индии. Как правило, мандала представляет собой диаграмму в виде окружности, описанной вокруг квадрата; в центре ее находится фигура Будды или какого-либо божества. Мандалы могут быть самыми разными. Мандалу можно вызвать в воображении, вылепить, нарисовать на ткани, сделать из цветных порошков, исполнить в танце; мандалы могут быть не только традиционными, культурными, но могут также появляться спонтанно во сне или в результате сильных пережива­ний. Для посвящения может использоваться даже мандала тела учи­теля. К. Юнг, считавший, что мандала соответствует микрокосму нашей психики, писал: «Серьезный терапевтический эффект подоб­ных изображений не только эмпирически продемонстрирован, но и вполне понятен, поскольку в них явлена отважная попытка соеди­нить несоединимое и совместить несовместимое. Даже незначитель­ная попытка такого рода терапевтически значима, при условии, что она возникает спонтанно». Этот сложный символ, части которого несут в себе образ целого, невозможно определить однозначно: многомерный образ мандалы имеет множество глубоких смыслов. Ее определяют как священ­ную диаграмму, модель вселенной и психокосма, образ бытия и систему, организующую медитативную практику так, что ее созер­цание должно привести к мистическому прозрению. Некоторые европейские исследователи рассматривают мандалу как «универ­сальный символ интеграции, гармонии и трансформации», кото­рому свойственны «достоверность, знание и красота». Это также огораживание сакрального пространства и указание пути к священ­ному центру. Далай-лама XIV называет мандалу «небесной обите­лью и чистым жилищем божеств».

Лама Анагарика Говинда, глу­бокий знаток Востока, знакомый и с особенностями европейского сознания, уподобляет мандалу «карте внутреннего мира, который мы хотим исследовать и понять, отважившись на медитацию». Та­ким образом, во время медитации с помощью мандалы, выражаю­щей соединение внутреннего и внешнего миров, можно погрузиться в собственные глубины и обнаружить там прекрасный вселенский храм.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Для всех ли полезна медитация?

News image

Говоря о медитации буддизма Алмазного Пути, так она предназначена для людей, которые поставили себя цель достичь про...

Ранние Дхарма-короли

News image

Примерно в седьмом веке был тибетский король по имени Сонгцен Гампо, который основал огромное королевство, соединившись со столицей в Лхасе. Он построил свой дворец на ...