Четыре благородные истины в буддизм

News image

Несмотря на богатое и очень объемное наследие буддизма, все учение ск...

Приход буддизма в Тибет

News image

Существует легенда, что первые семена буддизма попали в Тибет с Не...



Махаяны
Учение буддизма - Буддизм в странах мира

махаяныВероятно, наиболее плодотворные из многочисленных ветвей буддизма махаяны развивались в Тибете. До введения буддизма этот горный регион исповедовал религию под названием «бон». В VII веке особо могущественный царь Тибета, Сронцан-гамбо, заинтересовался религией, за пределами его изолированного царства. Из истории доподлинно известно также, что в жены он взял двух принцесс: одна из них была из Непала, другая – из Китая, обе – из буддийских семей.

Он. Сронцан-гамбо послал группу учеников изучать буддизм в Индию, объявил буддизм национальной религией и стал поощрять буддийские добродетели в своих подданных. Бонские жрецы пытались саботировать эту угрозу их власти, пока в VIII веке в Тибет не был приглашен из Индии знаменитый и почитаемый учитель того времени Падмасамбхава. Легенда гласит, что он подчинил себе местные бонские божества и обратил их в буддизм. Позже многие бонские боги стали тантрическими божествами-хранителями, жертвоприношение животных было заменено символическими формами служения. В честь победы Падмасабхавы, которого тибетцы называют Гуру Римпоче, был построен монастырь Самье, недалеко от Лхасы. В Самье была создана школа по изучению санскрита для перевода буддийских текстов. Разработанная система перевода с санскрита на тибетский оказалась настолько удачной, что после уничтожения буддизма в Индии мусульманскими завоевателями оказалось возможным по тибетским переводам восстановить утраченный санскритский текст. При царе Ландарме (836 – 842 г.г. н.э.) начались сильные гонения на буддизм.

Некоторое время он оставался под запретом, традиция ньингмапа существовала в основном тайно. В X веке начинается возрождение буддизма. Один из тибетских князей – Ценпо Хоре, послал группу молодых людей в Индию, они вернулись и привезли с собой нескольких индийских учителей. Подлинное возрождение началось после того, как был приглашен из крупного буддийского центра, что находился в индийском городе Наланда, совершеннейший гуру Атиша (Дигнаги). Обладая общепризнанным авторитетом и обширными познаниями, он учил, а также переводил и комментировал буддийские тексты. Атиша прибыл с множеством учеников и провел в Тибете 12 лет (1042 – 1054 г.г. н.э.), до самой смерти. Учитель Атиша провел ряд реформ, направленных на укрепление традиций классического буддизма. Он основал несколько крупных монастырей. Его учение стало основой для школы кадампа. Последователи Падмасамбхавы, стороники магических и других методов тантризма, были недовольны реформами Атиши. Они сформировали школу сакьяпа, и стали носить одежду красного цвета. Тибетский буддизм стал сложным путем, состоящим из трех этапов. Первый опирается на медитацию, которая помогает обрести покой, избегать привязанностей. Второй – способствует развитию доброты и сострадания. Третий этап считается «ускоренным» путем, связанным с тантрическим подходом.

Он относится к высокой эзотерической ступени – ваджраяне. Приверженцы этого пути стремятся создать себе «алмазное тело», которое позволит им физически перенести вхождение в сильные энергетические слои высших уровней сознания. Учение школы кагью ведет начало от индийского мастера Тилопы, передавшего традицию йогину Наропе. Марпа-Переводчик (1012 – 1096 г.г.н.э.) совершает путешествие в Индию, откуда привозит в Тибет каноны аскетического тантризма, преподанные ему учителем Наропой (956 – 1040 г.г. н.э.) и которые он, в свою очередь, передал знаменитому Миларепе, основателю школы кагью и гуру Гамбопа. Эта линия разветвляется еще на 12 различных линий, одна из которых – карма кагью. В западных странах и в России у этой школы много последователей. Тибетские монастыри благодаря щедрым пожертвованиям развивались, богатели и со временем стали вместе с аристократией политической властью. Считается, что в тибетском буддизме существуют четыре основных школы: сакья, ньингма, кагью, гелуг. Первые три из них сложились в XI – XII вв.н.э. Четвертая школа – гелуг, возникшая в XIV в, является доминирующей школой и по сей день. Основателем школы стал великий Лама Цхонкапа (1357 – 1419 г.г.н. э.). Он провел ряд реформ монашеской жизни: возвратил более строгую аскетическую и интеллектуальную дисциплину. Школа гелуг означает – школа добродетели. Лама Цхонкапа – один из величайших тибетских учителей и йогинов. Он, как и Атиша, старался восстановить многие нормы классического буддизма, отменил послабления для монахов, ограничил практику магических обрядов. Цхонкапа известен как автор многочисленных сочинений. Основной его труд «Ламрим ченмо» – Ступени Великого Пути. В 1409 г. Лама Цхонкапа основал монастырь Галдан близ Лхасы.

Одной из отличительных черт этой формы тибетского буддизма является «институт Высоких Лам – Живых Богов». Самым популярным представителем линии гелугпа является Далай-лама. Ныне живущий Далай-лама XIV – наш современник – Тензин Гьяцо. Первый Далай-лама был учеником ламы Цхонкапы. Когда третий Далай-лама посещал Монголию, правитель Алтан-хан вручил ему золотую печать, на которой был начертан титул «Далай», что по-монгольски значит «океан». Далай-лама считается покровителем всего тибетского буддизма. Его роль в своем роде исключительна: будучи главой школы гелуг, он в тоже время является непререкаемым авторитетом для всех школ тибетского буддизма, а также моральным авторитетом для буддистов всего мира. Буддизм проник в Монголию из Тибета в 16 веке, хотя монголы столкнулись с ним ранее – в 9,13,14 вв., но лишь в 16 –17 вв. он получил здесь формальное признание. В Бурятию буддизм пришел в 17 в. В 1764 г. Екатерина 11, дабы ослабить влияние монголов на маньчжуров в этой части России, дала ламе самого старого Цугольского дацана титул Пандита Хамбо-ламы (Ученый Первосвященник) и сделала его верховным ламой бурят Забайкалья. В Туву буддизм пришел из Монголии. Официально он был признан лишь в 18 веке, хотя многие археологические памятники буддизма на территории Тувы датируются более ранними периодами – 9,14,16 веками. В 18 веке калмыки переселились в Поволжье и принесли с собой традицию буддизма. Еще в 13 – 16 веках калмыки были знакомы с буддизмом школы сакьяпа, кагьюпа, позже – с гелугпа. Глава калмыцкого буддизма назначался царем и именовался Ламой калмыцкого народа. В 20 веке тибетцы подверглись преследованиям со стороны китайских коммунистов, которые в 1951 г. захватили страну. Они уничтожали древние монастыри и за время оккупации убили шестую часть населения. Еще миллион тибетцев оказалось в изгнании. С эмиграцией в Индию Его Святейшества Далай-ламы XIV и почти ста тысяч его последователей для западных людей открылись возможности встретить настоящих тибетских буддийских учителей. В 20 – 21 веке буддизм получил распространение в большинстве стран Америки и Европы. При всем многообразии направлений буддизма, все они имеют много общего. Ученые ряда университетов мирового уровня глубоко исследуют буддийские традиции, и многие люди в мире стремятся овладеть буддийской практикой медитации.

Кроме четырех основных школ, в тибетском буддизме существует несколько течений, возникших в результате влияния на него небуддистских религиозных течений и практик (бон), а также появившихся в результате объединения принципов различных школ (римей) и на основе приверженности определенным буддийским практикам. Для тибетского буддизма характерна своеобразная связь с религией бон, присутствующей и поныне в тибетской культуре. Древнюю религию бон исследователи возводят к маздеизму, древнеиранской религии. В бон существует богатый пантеон добрых и злых духов, которых укротил и обратил в буддизм Падмасамбхава. Духи и боги по буддизму не столь уж отличны от человека, а в определенном отношении даже ниже его, ибо для них невозможно Пробуждение. Ко всему прочему, они также не обладают подлинной реальностью, а суть только проекции сознания человека. В свою очередь бон впитал в себя многое из буддизма, в результате они оказались тесно переплетенными. Главное их отличие состоит в том, что у них разные линии преемственности: бонпо возводят ее к будде Шенрабу, жившему в ареале древнеиранской цивилизации. В настоящее время бон признается Далай-ламой как пятая школа тибетского буддизма (см. Гаруда,1992, № 2). Бонские монастыри воссозданы в Индии и Непале, в местах проживания тибетских беженцев. В тибетском буддизме учение дзогчен было до недавнего времени одним из самых эзотерических. Дзогчен в переводе означает «Великое совершенство». Это учение хотя и возникло, как принято считать, в русле ньингма, практикуется во всех школах, и даже в бон, поскольку дзогчен представляет собой метод, а не отдельную школу. Центром учения является постижение Изначального состояния Бытия, которое совершенно само по себе, то есть природа вещей и природа человека совершенна. Изучение сутр, соблюдение этических требований, медитация, йогическая практика и, в особенности, тантра требуют опытного учителя. Роль учителя в передаче Учения решающая. Только он обеспечивает непрерывность линии преемственности и непосредственно передает ученику определенную практику. Преемственность линии передачи Учения от самого Будды Шакьямуни до настоящего времени обеспечивает монашество и монастырское образование в буддистских университетах. Система такого образования складывалась тысячелетиям и восходит к подобным монастырям в Индии. Тибетский буддизм – определенная система образования с четко разработанным порядком и последовательностью дисциплин. Полное образование занимает около 15 лет. Существенное преимущество тибетского буддизма – языковой фактор. Тибетский язык, который является одним из десяти самых древних языков мира, очень близок к санскриту. Так сложилось, что сегодня только через него можно полно и глубоко передать все тонкости учения Будды. И в этом смысле он уникален. Есть переводы буддийских текстов на европейские языки – английский, немецкий, французский, но эти языки относительно новые. В них нет терминов, которые могли бы точно объяснить суть буддийской философии. И хотя буддизм проник в Китай раньше чем в Тибет, но в современном китайском языке много забытых сложных древних слов из буддийской терминологии, смысл которых понять уже практически невозможно.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

12-й Кармапа Джангчуб Дордже (1703-1732)

News image

Джангчуб Дордже родился в Лица Токе в провинции Дерге, Восточном Тибете, в год водяного барана (1703). Через два месяца после рождения он неожиданно заявил, что яв...

Лама Оле Нидал: Работа с мешающими эмоци

News image

Свободная игра безграничного пространства проявляется во внешнем мире как галактики, планеты, существа и ситуации, как объекты наших органов чувств и научных исследований; а на внутреннем пл...