Приход буддизма в Тибет

News image

Существует легенда, что первые семена буддизма попали в Тибет с Не...

Колесницы. Буддизм

News image

Обретя просветление, имел возможность тотчас покинуть этот мир, но выбрал ос...


Пять совокупностей
Учение старцев - Истоки

пять совокупностейБудда рассматривал 5 аспектов телесных и психических процессов, которые человек, ослеплённый , считает «собой», «я», «личностью», «эго»:

1. Форма (физическое тело) (рупа-ккхандха)

2. Чувство (ведана-ккхандха)

3. Восприятие (саннья-ккхандха)

4. Формации ума (санкхара-ккхандха)

5. Сознание (винньяна-ккхандха)

« Какие бы вещи, относящиеся к форме, не существовали бы в прошлом, настоящем или будущем - собственные или внешние - грубые или утончённые, высокие или низкие, далёкие или близкие - всё это относится к форме. Какие бы вещи, относящиеся к чувству... к восприятию... к формациям ума... к сознанию... все это относится к ...(чувству, восприятию, формациям, сознанию) » ( S. XXII, 48 ) . (нама-рупа) 1. Форма (рупа) 2. Ум (чувство, восприятие, формации ума, сознание) (нама) В 1. Форма (рупа) 2. Сознание мано) 3. Умственные факторы (четасика) - (чувство, восприятие, формации ума) То, что называется «индивидуальным существованием» в реальности является не более чем процессом телесных и психических (умственных) феноменов. Поскольку процесс сознания отличен от тела, он не разрушается после смерти и таким образом происходит новое рождение. Будда говорил, что первоначало этого процесса непознаваемо, а потому каждое живое существо умирало и рождалось бесчисленное количество раз, пережив колоссальное количество мучений и боли. Если существо не достигает , то этот процесс будет продолжаться и далее. Эти пять совокупностей (ни вместе, ни по отдельности) не являются подлинной «душой, личностью, эго, я» - которое было бы полностью независимым. Нет такой отдельной независимой сущности и вне этих пяти совокупностей. Неизменная «личность-эго» или «я-душа» в абсолютном смысле представляет собой лишь иллюзию, кажимость. «Когда все нужные части собраны, Мы называем это «телегой». Так и когда все пять групп существуют, Мы говорим о «живом существе» ( S. V. 10 ) .

На предмет пять совокупностей в суттах также сравниваются с пеной, пузырями, миражём, со полым стволом растения ( S. XXII, 95 ) «Как если бы зрячий человек, наблюдал бы многочисленные пузыри на Ганге, по мере того, как они проплывают; и он бы внимательно наблюдал за ними и изучал их. И после внимательного изучения он бы увидел, что они представляются ему пустыми, нереальными, безсубстанциональными. Точно также монах созерцает все телесные феномены... чувства... восприятия... формации ума... сознание... прошлые, настоящие или будущие... далёкие и близкие. И он внимательно наблюдает и изучает их. И после внимательного изучения они представятся ему пустыми, нереальными, безсубстанциональными». В Абхидхамме подробно расписываются все составляющие каждой из пяти совокупностей. В суттах же их описание представлено в более сжатом виде. Например ( S. XXII, 56 ) «И что такое, монахи, совокупность формы? Четыре великих элемента и тело, основанное на этих элементах, называется совокупностью формы. И что такое, монахи, совокупность чувства? Есть шесть категорий чувств: [полученных посредством] контакта глаза, контакта уха, контакта носа, контакта языка, контакта тела, контакта сознания... И что такое, монахи, совокупность восприятия?

Есть шесть категорий восприятий: восприятие форм, восприятие звуков, восприятие вкусов, восприятие запахов, восприятие телесных ощущений, восприятие объектов сознания. И что такое, монахи, совокупность формаций ума? Есть шесть волевых состояний : намерение по отношению к формам, намерение по отношению к звукам, намерение по отношению к запахам, намерение по отношению к вкусам, намерение по отношению к телесным ощущениям, намерене по отношению к объектам сознания. И что такое совокупность сознания? Есть шесть категорий сознания: сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела, сознание ума». не могут быть разделены друг от друга, они всегда взаимозависимы: « Чувство, восприятие, сознание, друг: эти качества соединены, а не разъединены. Невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между ними. Что человек чувствует, то он воспринимает. Что он воспринимает, то он познаёт. Таким образом, эти качества соединены, а не разъединены, и невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между ними ». ( « Нет возможности описать переход из одного существования к следующему или же возрастание, увеличение и развитие сознания, вне зависимости от формы, чувства, восприятия и формаций ума » ( S. XII, 53 ) .

Однако стоит отметить, что в отсутствует совокупность формы. В одном из миров форм существа рождаются без сознания, и, наоборот, присутствует только форма.

Другие же 4 совокупности никак не могут быть отделены друг от друга.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Школа Карма Кагью тибетского буддизма

News image

Школа Карма Кагью относится к уровню Алмазного пути. Это одна из четырех основных школ тибетского буддизма, традиция устной передачи поучений. Она включает как старые ( ти...

Религия и власть в старом Тибете

News image

Ранние Дхарма-короли. В седьмом веке тибетский король Сонгцен Гампо из долины Ярлунг, что к юго-востоку от Лхасы, основал большое королевство со столицей в Лхасе. Его дв...