Влияния на культуру Тибета

News image

Фактически, вся история Тибета связана с приходом и развитием буддизма. Пр...

Биография Далай-ламы

News image

Его Святейшество Далай Лама XIV Тэнзин Гьяцо (Океан Держатель Учения) ро...


Пять совокупностей
Учение старцев - Истоки

пять совокупностейБудда рассматривал 5 аспектов телесных и психических процессов, которые человек, ослеплённый , считает «собой», «я», «личностью», «эго»:

1. Форма (физическое тело) (рупа-ккхандха)

2. Чувство (ведана-ккхандха)

3. Восприятие (саннья-ккхандха)

4. Формации ума (санкхара-ккхандха)

5. Сознание (винньяна-ккхандха)

« Какие бы вещи, относящиеся к форме, не существовали бы в прошлом, настоящем или будущем - собственные или внешние - грубые или утончённые, высокие или низкие, далёкие или близкие - всё это относится к форме. Какие бы вещи, относящиеся к чувству... к восприятию... к формациям ума... к сознанию... все это относится к ...(чувству, восприятию, формациям, сознанию) » ( S. XXII, 48 ) . (нама-рупа) 1. Форма (рупа) 2. Ум (чувство, восприятие, формации ума, сознание) (нама) В 1. Форма (рупа) 2. Сознание мано) 3. Умственные факторы (четасика) - (чувство, восприятие, формации ума) То, что называется «индивидуальным существованием» в реальности является не более чем процессом телесных и психических (умственных) феноменов. Поскольку процесс сознания отличен от тела, он не разрушается после смерти и таким образом происходит новое рождение. Будда говорил, что первоначало этого процесса непознаваемо, а потому каждое живое существо умирало и рождалось бесчисленное количество раз, пережив колоссальное количество мучений и боли. Если существо не достигает , то этот процесс будет продолжаться и далее. Эти пять совокупностей (ни вместе, ни по отдельности) не являются подлинной «душой, личностью, эго, я» - которое было бы полностью независимым. Нет такой отдельной независимой сущности и вне этих пяти совокупностей. Неизменная «личность-эго» или «я-душа» в абсолютном смысле представляет собой лишь иллюзию, кажимость. «Когда все нужные части собраны, Мы называем это «телегой». Так и когда все пять групп существуют, Мы говорим о «живом существе» ( S. V. 10 ) .

На предмет пять совокупностей в суттах также сравниваются с пеной, пузырями, миражём, со полым стволом растения ( S. XXII, 95 ) «Как если бы зрячий человек, наблюдал бы многочисленные пузыри на Ганге, по мере того, как они проплывают; и он бы внимательно наблюдал за ними и изучал их. И после внимательного изучения он бы увидел, что они представляются ему пустыми, нереальными, безсубстанциональными. Точно также монах созерцает все телесные феномены... чувства... восприятия... формации ума... сознание... прошлые, настоящие или будущие... далёкие и близкие. И он внимательно наблюдает и изучает их. И после внимательного изучения они представятся ему пустыми, нереальными, безсубстанциональными». В Абхидхамме подробно расписываются все составляющие каждой из пяти совокупностей. В суттах же их описание представлено в более сжатом виде. Например ( S. XXII, 56 ) «И что такое, монахи, совокупность формы? Четыре великих элемента и тело, основанное на этих элементах, называется совокупностью формы. И что такое, монахи, совокупность чувства? Есть шесть категорий чувств: [полученных посредством] контакта глаза, контакта уха, контакта носа, контакта языка, контакта тела, контакта сознания... И что такое, монахи, совокупность восприятия?

Есть шесть категорий восприятий: восприятие форм, восприятие звуков, восприятие вкусов, восприятие запахов, восприятие телесных ощущений, восприятие объектов сознания. И что такое, монахи, совокупность формаций ума? Есть шесть волевых состояний : намерение по отношению к формам, намерение по отношению к звукам, намерение по отношению к запахам, намерение по отношению к вкусам, намерение по отношению к телесным ощущениям, намерене по отношению к объектам сознания. И что такое совокупность сознания? Есть шесть категорий сознания: сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела, сознание ума». не могут быть разделены друг от друга, они всегда взаимозависимы: « Чувство, восприятие, сознание, друг: эти качества соединены, а не разъединены. Невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между ними. Что человек чувствует, то он воспринимает. Что он воспринимает, то он познаёт. Таким образом, эти качества соединены, а не разъединены, и невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между ними ». ( « Нет возможности описать переход из одного существования к следующему или же возрастание, увеличение и развитие сознания, вне зависимости от формы, чувства, восприятия и формаций ума » ( S. XII, 53 ) .

Однако стоит отметить, что в отсутствует совокупность формы. В одном из миров форм существа рождаются без сознания, и, наоборот, присутствует только форма.

Другие же 4 совокупности никак не могут быть отделены друг от друга.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Встречи с другими практикующими людьми

News image

Если вы для себя решили постоянно медитировать, то это уже достаточно серьезное обязательство, которое непременно требует поддержки. Практика медитации продвигается намного успешнее, когда мы может че...

Основы Пути Кагью

News image

В Пути Кагью присутствует «четыре мысли». Это неотъемлемая часть любого буддийского пути. Эти мысли направлены на драгоценность человеческого рождения, постоянство, закон причины и следствия, рад...