Четыре благородные истины. Из книгиСогласно сутрам о первом повороте, Будда излагал учение о четырех бл... |
Ум Будды и уровни сознанияЕсть всего четыре уровня сознания, из которых Ум Будды явл... |
Благородный Восьмеричный Путь в подробностях и деталях |
Учение старцев - Учение |
Благородный Восьмеричный Путь (также известный как «Срединный Путь») - это одна из основ учения Будды. Он описывал его как путь, ведущий к прекращению страданий ( дуккха ) и к достижению само-пробуждения. Этот путь нужен для развития прозрения в истинную природу всех вещей (в реальность) и для уничтожения жажды, злобы и невежества - то есть так называемых «трёх корней порока», которые присутствуют в уме каждого непросветлённого существа. Благородный Восьмеричный Путь - это четвёртая из Будды, и в то же самое время, первый элемент этого Пути - это понимание всех четырёх Благородных Истин. Тексты описывают древний путь, по которому шли и который практиковали все предыдущие будды. Говорится, что Благородный Восьмеричный Путь ведёт практикующего к само-пробуждению и освобождению. Будда научил этому пути и своих учеников, чтобы они также могли пройти по нему. «Также я увидел древний путь, древнюю дорогу, по которой шли Истинно Само-Пробуждённые прежних времён. И что это за древний путь, древняя дорога, по которой шли Истинно Само-Пробуждённые прежних времён? Это этот благородный восьмеричный путь: правильные взгляды, правильное намерение, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимательность, правильное сосредоточение… Я шёл этим путём. Идя по нему, я получил прямое знание старения и смерти, прямое знание возникновения старения и смерти, прямое знание прекращения старения и смерти, прямое знание пути, ведущего к прекращению старения и смерти… Зная это напрямую, я раскрыл это монахам, монахиням, мирянам и мирянкам…» Тройное деление Пути Практика Согласно известному учёному монаху Валпола Рахуле, разделы Благородного Восьмеричного Пути «должны развиваться более-менее одновременно, настолько глубоко, насколько это возможно для каждого конкретного человека. Все они связаны воедино и каждый из них способствует развитию остальных». Бхиккху Бодхи объясняет, что «с определённым уровнем развития все восемь факторов могут наличествовать одновременно, каждый из которых поддерживает остальные. Однако, пока такой уровень не достигнут, обязательно будет присутствовать некоторая доля последовательности в развитии пути». Согласно суттам Палийского Канона, правильные взгляды, правильное намерение, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие и правильная внимательность выступают в качестве поддержи и необходимых условия для практики Правильного Сосредоточения. Понимание правильных взглядов - это предварительное условие, а также предвестник всего Пути. В самом начале практикующий должен попытаться понять концепции правильных взглядов. Как только это осуществлено, это поспособствует появлению правильного намерения у практикующего. Правильное намерение - к появлению правильной речи. Правильная речь - к появлению правильных действий. Правильные действия - к появлению правильного образа жизни. Правильный образ жизни - к появлению правильного усилия. Правильное усилие - к появлению правильной внимательности. Практикующий должен приложить правильные усилия к тому, чтобы отбросить ложные взгляды и обрести правильные взгляды. Правильная внимательность используется для постоянного поддержания правильных взглядов. Это поможет практикующему обуздать жажду, злобу и невежество. Как только эта поддержка и необходимые условия установлены, практикующий может более легко развивать правильное сосредоточение. Во время практики правильного сосредоточения понадобится правильное усилие и правильная внимательность, которые помогут этой практике. В состоянии сосредоточения практикующий должен будет исследовать и закрепить своё понимание правильных взглядов. В следствии этого появится Правильное Знание, которое уничтожит жажду, злобу и невежество. Последним и заключительным появившимся фактором будет Правильное Освобождение. Мудрость Мудрость, которую иногда переводят как «распознавание» (или «различение») в самом начале Пути указывает направление к реальности за счёт концептуального понимания. Мудрость необходима для развития качества проникающего понимания в истинную природу вещей. На последней стадии, когда ум развит практиками нравственности и сосредоточения, а также с постепенным возникновением Правильного Знания, мудрость приведёт к сверхмирскому Правильному Взгляду и Правильному Намерению. Правильные Взгляды Правильные Взгляды ( самма-диттхи ) можно также перевести как «Правильное Видение» или «Правильное Понимание». Это правильный способ рассмотрения жизни, природы и мира - такими, какие они есть на самом деле. Этот фактор пути служит тому, чтобы понять, как устроена реальность. Для новичка этот фактор выступает в качестве рассуждения. Он объясняет причины существования человека, страдания, болезни, старения, смерти, существования жажды, злобы, невежества. Он придаёт направленность и силу всем остальным семи факторам. Правильные взгляды начинаются с концепций и суждений, но за счёт практики Правильного Сосредоточения, этот фактор постепенно преображается в мудрость, которая может изничтожить пороки ума. Понимание правильных взглядов побудит человека вести добродетельную жизнь, в соответствии с ними. В Палийском каноне это объяснено так: «И что такое правильные взгляды? Знание о том, что это - страдание, знание о том, что это - источник страдания, знание о том, что это - прекращение страдания, знание о том, что это путь к прекращению страдания: это, монахи, называется правильными взглядами». 1. Взгляды с загрязнениями: это мирские правильные взгляды. Такой тип правильных взглядов приносит накопление благих заслуг, а также поддерживает благоприятное существование чувствующего существа в сансаре. 2. Правильные взгляды без загрязнений: это сверхмирские правильные взгляды. Это фактор Пути, который приведёт практикующего к само-пробуждению и освобождению от сансары. У правильных взглядов много аспектов. В простом виде они подходят для буддистов-мирян, тогда как другая форма, требующая более глубокого понимания, подходит для монахов. Как правило, правильные взгляды включают в себя следующие реалии: Закон каммы : Каждое действие (совершённое телом, словом и умом) приносит каммический результат. Благие и неблагие поступки приносят результаты, соответствующие природе этих поступков. Таков правильный взгляд на нравственные процессы мира. Три характеристики : Всё, что возникает, то прекращается (непостоянство). Феномены тела и ума непостоянны, безличны и являются источником страдания. Страдание : Рождение, старость, болезни, смерть, горе, печаль, боль, беспокойство и отчаяние - это страдание. Невозможность получить желаемое - тоже страдание. Возникновение жажды - это непосредственная причина возникновения страданий. Прекращение жажды - непосредственная причина прекращения страданий. Невежество - главный корень возникновения страдания, и уничтожение невежества - это искоренение источника страданий. Путь, который ведёт к прекращению страданий - это Благородный Восьмеричный Путь. Этот аспект правильных взглядов объясняется в рамках Четырёх Благородных Истин. Правильные взгляды подробно объясняются монахам в Саммадиттхи сутте (Беседе о правильных взглядах), в которой Дост. Сарипутта поясняет, что правильные взгляды могут быть обретены через: понимание благого и неблагого, четыре типа «пищи», двенадцати нидан или трёх загрязнений. «Неправильные взгляды» возникают из невежества, а условием для невежества выступает неправильное намерение, неправильная речь, неправильные действия, неправильный образ жизни, неправильное усилие, неправильная внимательность, неправильное сосредоточение. Практикующий должен прилагать Правильное Усилие, чтобы отбросить неправильные взгляды и обрести правильные. Правильная внимательность используется для постоянного поддержания правильных взглядов. Цель правильных взглядов - устранить у практикующего большую часть неправильного понимания, заблуждений и путаницы в уме. Это средство обретения правильного понимания реальности. Правильные взгляды нужно удерживать гибким, открытым умом, без цепляния к этим воззрениям как к догматам. Таким образом правильные взгляды станут путём к освобождению, а не препятствием. Правильное Намерение ( самма-санкаппа ) также переводят как «Правильные Мысли», «Правильная Решимость», «Правильное Стремление». В этом практикующий должен постоянно устремляться к тому, чтобы избавиться от неблагих аморальных качеств. Правильное понимание Правильных Взглядов поможет практикующему увидеть разницу между правильным намерением и неправильным. «И что такое правильная решимость? Решимость к отречению, решимость к освобождению от недоброжелательности, решимость к не причинению вреда: это называется правильной решимостью». Это означает: отречение от мирских вещей и большее посвящение себя духовному пути; доброжелательность; приверженность к не совершению насилия по отношению к другим живым существам. Нравственность Чтобы ум мог объединиться в сосредоточении, необходимо воздерживаться от неблагих действий телом и речью, чтобы они не стали инструментами загрязнений. Нравственное поведение служит изначальным средством для очищения ума Правильная Речь Правильная Речь ( самма-вача ) подразумевает умение правильно использовать речь. В Каноне это объясняется так: «И что такое Воздержание от лжи, воздержание от речей, сеющих распри, воздержание от грубых слов, воздержание от пустословия: это, монахи, называется правильной речью». «Воздерживаясь от лжи… он говорит правду, придерживается правды, непреклонен, надёжен, не обманывает… Воздерживаясь от речей, сеющих распри… что он услышал здесь, он не рассказывает там, чтобы поссорить этих людей. Так он улаживает ссоры между теми, кто поссорился, укрепляет [отношения] тех, кто вместе, любит согласие, восхищается согласием, радуется согласию, говорит так, чтобы создавать согласие… Воздерживаясь от грубых слов… он говорит слова, приятные уху, мягкие, проникающие в сердце, вежливые, приятные и радующие остальных… Воздерживаясь от пустословия… он говорит вовремя, говорит о действительном, говорит в соответствии с целью, с Дхаммой и Винаей. Он говорит достойные слова, в нужный момент, здравые и объясняющие, связанные с целью…» «Если Татхагата (Будда) знает, что эти слова недействительны, не истинны, не полезны (или: не связаны с целью), неприятны и противны другим, то он не говорит их. Если Татхагата знает, что эти слова действительны, истинны, [но] не полезны, неприятны и противны другим, то он не говорит их. Если Татхагата знает, что эти слова действительны, истинны, полезны, [но] неприятны и противны другим, то он знает нужный момент для того, чтобы произнести их. Если Татхагата знает, что эти слова недействительны, не истинны, не полезны, но приятны и милы другим, то он не говорит их. Если Татхагата знает, что эти слова действительны, истинны, [но] не полезны, [хотя] приятны и милы другим, то он не говорит их. Если Татхагата знает, что эти слова действительны, истинны, полезны, приятны и милы другим, то он знает нужный момент для того, чтобы произнести их. И почему так? Потому что Татхагата наделён состраданием к живым существам . Правильные Действия Правильные Действия ( самма-камманта ) также переводят как «Правильное Поведение». Практикующий старается вести себя правильно с моральной точки зрения во всех своих делах, и не поступает так, что это развращает или приносит вред себе и остальным. В Каноне это объяснено так: «И что такое правильные действия? И что такое, монахи, правильные действия? Воздержание от убийства, воздержание от воровства, воздержание от прелюбодеяния [от сексуальной активности - в случае с монахами]: это, монахи, называется правильными действиями». «И каким образом человек троекратно чист в поведении телом? Вот человек воздерживается от убийства, отбрасывает убийство. Он живёт, отбросив нож, порядочным, милосердным, сострадательным по отношению ко всем живым существам. Воздерживаясь от взятия того, что не дано, он живёт, отбросив воровство. Он не берёт, подобно вору, вещи в деревне или в безлюдной местности, которые принадлежат другим и которые не были ему даны ими. Воздерживаясь от прелюбодеяния, он отбрасывает распутство. Он не запятнан половыми отношениями с теми, кто находится под защитой матерей, отцов, братьев, сестёр, родственников, или Дхаммы; с теми, у кого есть супруг, с теми, кто несёт наказания, или даже с теми, у кого уже есть друг или подруга. Вот как человек троекратно чист в поведении телом». Буддийские монахи придерживаются полного целибата и не имеют никакой сексуальной активности. Правильный Образ Жизни Правильный Образ Жизни ( самма-аджива ) подразумевает, что практикующие не должны заниматься делами, которые прямо или косвенно ведут к нанесению вреда другим живым существам. В Каноне объясняется это так: «И что такое правильный образ жизни? Когда ученик благородных оставляет бесчестный образ жизни и выстраивает свою жизнь в соответствии с правильным образом жизни: это, монахи, называется правильным образом жизни». Есть пять видов деятельности, которыми не стоит заниматься: 1. Дела, так или иначе связанные с изготовлением и продажей оружия, а также инструментов для убийств. 2. Дела, связанные с торговлей живыми существами - работорговля, проституция. 3. Дела, связанные с производством мяса, поскольку для получения мяса требуется убийство существ. 4. Дела, связанные с одурманивающими веществами - производство и торговля спиртным, наркотиками. 5. Дела, связанные с ядами - изготовление или торговля ядами, которые предназначены для убийства. Сосредоточение Самадхи дословно переводят как «сосредоточение». Такое состояние ума достигается за счёт медитативной практики, которая успокаивает и собирает ум в единении. Это необходимо для развития истинной мудрости, которая приходит за счёт прямого переживания, прямого познания (а не интеллектуального, в виде концепций и идей). Правильное Усилие Правильное Усилие ( самма-вайяма ) можно также перевести как «Правильное Усердие». Этот фактор подразумевает, что практикующий прикладывает устойчивое усилие для того, чтобы отбросить все пагубные и вредные мысли, слова, поступки. Вместе с этим усилия прилагаются к тому, чтобы возникали благотворные и хорошие мысли, слова и поступки по отношению как к самому себе, так и к окружающим, причём так, чтобы это не вызывало трудностей и утомительности. В Каноне этот фактор объясняется следующим образом: «И что такое, монахи, правильное усилие? 1. Вот монах порождает желание, старание, задействует усилие, поддерживает намерение к тому, чтобы не появились неблагие, неумелые качества, которые ещё не возникли. 2. Он порождает желание, старание, задействует усилие, поддерживает намерение к тому, чтобы отбросить неблагие, неумелые качества, которые уже возникли. 3. Он порождает желание, старание, задействует усилие, поддерживает намерение к тому, чтобы появились умелые качества, которые ещё не возникли. 4. Он порождает желание, старание, задействует усилие, поддерживает намерение к поддержанию, к увеличению, к полноте, к развитию и совершенствованию умелых качеств, которые уже возникли: это, монахи, называется правильным усилием». Если кратко, то четырёхкратное правильное усилие должно: 1. Предотвращать появление негативных состояний ума. 2. Устранять возникшие негативные состояния ума. 3. Взращивать положительные состояния ума. 4. Поддерживать имеющиеся положительные состояния ума. Правильная Внимательность Правильная Внимательность ( самма-сати ) также переводится как «Правильное Памятование», «Правильная Осознанность», «Правильное Внимание». Практикующему следует быть постоянно бдительным к тому, что происходит с телом и умом. Нужно быть внимательным, осмотрительным, стараться не говорить и не действовать, исходя из забывчивости и невнимательности. В Каноне это объяснено так: И что такое, монахи, правильная внимательность? 1. Вот монах пребывает в осознанности к телу, внутренне и внешне - бдительный, осознанный и внимательный - отбрасывая жажду и беспокойство к миру. 2. Он пребывает в осознанности к чувствами, внутренне и внешне - бдительный, осознанный и внимательный - отбрасывая жажду и беспокойство к миру. 3. Он пребывает в осознанности к уму, внутренне и внешне - бдительный, осознанный и внимательный - отбрасывая жажду и беспокойство к миру. 4. Он пребывает в осознанности к качествам ума, внутренне и внешне - бдительный, осознанный и внимательный - отбрасывая жажду и беспокойство к миру. Это, монахи, называется правильной внимательностью». «Ум держится в состоянии «голого внимания», отстранённого наблюдения того, что происходит с нами и вокруг нас в настоящий момент. В практике правильной внимательности ум учится пребывать в настоящем - открытый, спокойный и бдительный, созерцающий всё, что происходит в данный момент. Все суждения и объяснения должны быть оставлены «на потом», и если они начинают происходить, это нужно отметить и затем - отбросить». В Махасатипаттхана сутте сказано, что осознанное наблюдение феноменов ведёт к тому, что мы начинаем различать их возникновение и угасание, и таким образом сможем увидеть «Три Характеристики Дхаммы» (непостоянство, безличность, страдательность) прямым видением. Благодаря этому возникнет прозрение и появятся качества отсутствия очарованности (феноменами мира), отсутствия цепляния и освобождение. Правильное Сосредоточение Правильное Сосредоточение ( самма-самадхи ) - это медитативная практика сосредоточения (самадхи). Практикующий настраивает ум на один единственный объект или феномен, пока не достигает полного сосредоточения и состояния медитативной поглощённости - джханы. В традиции Тхеравады есть несколько техник достижения такого состояния. Самой известной считается внимательность к дыханию (анапанасати). Самадхи должно подавить пять помех (ниваран), чтобы ум вошёл в состояние джханы. Джхана является мощным инструментом для прямого познания истинной природы феноменов и развития высшей мудрости, которая сможет уничтожить корни загрязнений ума, и, таким образом, привести к само-пробуждению. В Каноне об этом говорится так: «И что такое, монахи, Правильное Сосредоточение? Вот монах, в достаточной мере оставивший чувственные удовольствия, оставивший неумелые качества - входит и пребывает в первой джхане: восторг и счастье, рождённые [этим] оставлением сопровождаются направлением ума [на объект медитации] и удержанием ума [на этом объекте]. С успокоением направления и удержания ума, он входит и пребывает во второй джхане: [его наполняют] восторг и счастье, рождённые сосредоточением, и единение ума, который свободен от направления и удержания - [он пребывает] во внутренней устойчивости. С успокоением восторга он становится невозмутимым, осознанный и бдительный, и ощущает счастье. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: Непоколебимый и осознанный, он пребывает в состоянии радости . С успокоением счастья и страдательности - вместе с более ранним исчезновением восторга и беспокойства - он входит и пребывает в четвёртой джхане: в чистейшей невозмутимости и осознанности, в ни-удовольствии-ни-боли. Это, монахи, называется правильным сосредоточением». Опять же, согласно Канону, правильное сосредоточение зависит от развития предшествующих факторов Благородного Восьмеричного Пути: «Благословенный сказал: «И что такое, монахи, правильное сосредоточение с его поддержкой и требуемыми условиями? Единение ума, наделённого семью факторами - правильными взглядами, правильным намерением, правильной речью, правильными действиями, правильным образом жизни, правильным усилием, правильной внимательностью - называется благородным правильным сосредоточением с его поддержкой и требуемыми условями». Факторы Плода Правильное Знание и Правильное Освобождение Правильное Знание - это прямое видение вещей такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они кажутся, и не такими, какими хочет их видеть практикующий, а такими, какие они есть в действительности. Результатом правильного знания является десятый фактор - Правильное Освобождение. Эти два фактора - это конечный результат практики Благородного Восьмеричного Пути, которые появляются во время практики Правильного Сосредоточения. Вначале появляется правильное знание - именно здесь происходит глубочайшее прозрение в истинную реальность. Последним возникает Правильное Освобождение - здесь происходит само-пробуждение и практикующий достигает конечной цели всей практики - ниббаны. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
Аннотации к книгам издательства АлмазныВ это издание, посвященное Марпе-переводчику (1012–1097 гг.) — великому йогину, духовному наставнику, переводчику и основателю школы Кагью тибетского буддизма, вошли произведения разных жанров: предисловие Ламы Ол... |
Что такое буддизмШакьямуни, Будда нашей эпохи, жил 2450 лет назад в передовой для своего времени культуре Северной Индии. После достижения Просветления в течение 45 лет он радостно де... |