Колесницы. БуддизмОбретя просветление, имел возможность тотчас покинуть этот мир, но выбрал ос... |
Четыре благородные истины. Из книгиСогласно сутрам о первом повороте, Будда излагал учение о четырех бл... |
Благородный, Арья |
Учение старцев - Ученики |
благородный, благородная личность, ученик благородных, арья, святой английский: noble one, noble person пали: арья-пуггала (арья) | ariya-puggala (ariya) Существует 8 типов личностей на 8-ми этапах святости, то есть идущие сверхмирским путём ( магга) , и достигшие сверхмирских плодов (пхала) этих путей. 1. Тот, кто вступил на путь Вступления в поток (сотапаттимагга) 2. Тот, кто достиг плода Вступления в поток (сотапаттипхала) 3. Тот, кто вступил на путь Однажды-возвращения (сакадагамимагга) 4. Тот, кто дости плода Однажды-возвращения (сакадагамипхала) 5. Тот, кто вступил на путь Не-возвращения (анагамимагга) 6. Тот, кто достиг плода Не-возвращения (анагамипхала) 7. Тот, кто вступил на путь Архатства (арахаттамагга) 8. Тот, кто достиг плода Архатства (арахаттапхала) 1. (сотапанна) 2. (сакадагами) 3. (анагами) 4. (архат) Согласно Абхидхамме, путь и плод - это одни из так называемых «мысленных моментов», которые мгновенно происходят один за другим как только достигается один из 4 этапов святости. Объектом ума в этот миг является ниббана (см. ). Один мысленный момент очень краток (некоторые учителя приводят для грубого сравнения его длительности вспышку молнии). Поэтому, согласно Абхидхамме, разделить во времени, к примеру, сотапаттипхалу не представляется возможным, а их нужно рассматривать в совокупности, как единую личность - сотапанну . Однако в суттах такое разделение делается. Например, согласно Даккхинавибханга сутте, можно сделать подношение каждому из восьми типов личностей (что было бы едва ли возможным, если бы путь и плод были бы лишь связкой двух «мысленных моментов», следующих сразу один за другим, а не некоторым продолжительным этапом в ведении благородной жизни). Опять-таки, в говорится о благородной личности, которой ещё только предстоит «вступить в поток», но он (или она) уже никогда более не смогут родиться в низших мирах. Тем не менее, такой благородный обозначается не сотапаттимаггой , а двумя другими терминами (смотри ниже). Также в многочисленных суттах говорится о разделении благородных либо на четыре пары, либо на восемь индивидуумов. Поскольку сутты, в отличие от абхидхаммы, как правило объясняют Дхамму с точки зрения относительной истины, то вполне уместно рассматривать 8 типов личностей как конкретных индивидуумов, находящихся на одном из 8 этапов. 1. «Идущий за счёт доверия» - saddh ā nus ā r . «Освобождённый за счёт доверия» - saddh ā vimutta 3. «Засвидетельствовавший телом» - k ā ya-sakkh 4. «Освобождённый обоими путями» - ubhato-bh ā . «Идущий за счёт Дхаммы» - dhamm ā nus ā r . «Достигший видения» - ditthippatta . «Освобождённый за счёт мудрости» - paññ ā - vimutta В Висуддхимагге эти 7 типов объясняются так ( . Vis.M. XXI, 73 1. Тот, кто, наполненный решимостью, и считающий непостоянными, обретает качество доверия, тот, достигая пути вступления в поток, называется «Идущим за счёт доверия». в суттах этот тип личности 2. На семи высших этапах он называется . 3. Тот, кто обладает успокоением и считает пять совокупностей страдательными, обретая качество сосредоточения, считается во всех отношениях . 4. Тот, кто после достижения основ бесформенного мира ( ) обрёл высшее достижение (архатство), тот называется «Освобождённым обоими путями» . 5. Тот, кто обладая мудростью, и рассматривающий пять совокупностей как безличные, обретает качество мудрости, тот, достигая пути вступления в поток, называется «Идущим за счёт Дхаммы». в суттах этот тип личности 6. На более высших стадиях он называется . . |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
Отцы Линии: МарпаМарпа родился в год водяной крысы (1012) на юге Тибета. Отец его предсказал, что он получит возможность обрести великие духовные достижения, при условии, однако, что вы... |
Махамудра Великая ПечатьС 1999 года Лама Оле Нидал ежегодно читает в России курс Махамудры - Великой Печати. В этом светском курсе лама комментирует древний буддийский текст - Ма... |