Биография Далай-ламы

News image

Его Святейшество Далай Лама XIV Тэнзин Гьяцо (Океан Держатель Учения) ро...

Расцвет Сакьяпы

News image

В 1207-м году, тибетцам удалось узнать, что монголы, которые были ...


10-й Кармапа Чёйинг Дордже (1604-1674)
Буддизм алмазного пути - Буддизм алмазного пути

10-й кармапа чёйинг дордже (1604-1674)Чёйинг Дордже родился на двадцать восьмой день третьего месяца года деревянного дракона (1604) в Голок Кханси Танге, на крайнем северо-востоке Тибета. Во время беременности матери приснилось, что Гуру Падмасамбхава приблизился и вошёл в неё. Было много знаков доброго предзнаменования. После рождения ребёнок сделал по одному шагу в каждую из сторон света, сел в центре, скрестив ноги, и сказал: ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ ХРИ!

Страдания человечества вызывают у меня жалость, ибо я - Кармапа! . Известие о рождении этого экстраординарного ребёнка быстро разошлось во все направления, и Чанг Мова, местный правитель, попросил, чтобы его доставили в Мачу, Восточный Тибет. Ребёнку были там оказаны почести, и его взяли во дворец Цонг Моче. Магьел Помра (143), один из божеств-защитников Тибета, пришёл получить его благословение. Мальчик пробыл во дворце шесть лет и в возрасте семи лет полностью освоил искусство рисования, превзойдя даже лучших из своих учителей. Шестой Тулку Шамар, который находился в монастыре Цари Цокар, послал за новым воплощением Кармапы своего главного секретаря в сопровождении нескольких Лам.

Они были чрезвычайно удивлены, когда ребёнок, не узнав ещё, кто их прислал, осведомился о здоровье Шамарпы. Установили, что все детали рождения соответствовали письму с предсказанием, и его пригласили встретиться с Тулку Шамаром в колледже Задам Ньингче Линг. Юный Кармапа прибыл в монашеский колледж на четырнадцатый день двенадцатого месяца года железной собаки и был немедленно узнан Тулку Шамаром. Его возвели на трон на двадцать третий день первого месяца года железной свиньи (1611), и он совершил церемонию Чёрной Короны. Состоялись дебаты между ним и примерно пятьюстами молодыми учёными Ламами, и ему задавали вопросы по жизни Будды, поучениям Бодхисаттв и доктрине школы Мадхьямика. Несмотря на свою юность, он отличался в искусстве ведения дебатов и разъяснил собранию некоторые важные моменты. Знаки счастливого предзнаменования появились в небе и по всей округе монастыря, и юный Кармапа произвёл на всех большое впечатление своими талантами. Спустя несколько дней Кармапа Чёйинг Дордже в сопровождении спутников вышел прогуляться по берегу реки Дзачу. Он показал на большой белый камень в середине её и попросил присутствующих вытащить его из воды и разбить. Все стали говорить о сложности этой задачи, но Кармапа настаивал во благо Дхармы и всех существ . После многократных усилий огромный камень был вытянут из воды и разломан на две части. Там находилась группа подобных насекомым созданий, которую Кармапа благословил мантрами. Он облегчил их жалкое состояние, и они приняли рождение в высших областях. В восемь лет Кармапа удалился в Цурпху через район Пхово на юге Тибета; по его приходу над монастырём образовался радужный балдахин. В храме Лхачен, где находится большая статуя Будды, он получил от Паво Цуклака Гьямцо начальное рукоположение и одновременно передачу Кангьюра и Тангьюра. Он прожил в Цурпху до возраста двенадцати лет, занятый совершенствованием своего понимания Учения. Король Цанга, Пхюнцок Намгьел (145), послал Кармапе приглашение прибыть в Лхасу. Чи О, король одной восточной страны, приближался к городу во главе сильного войска и приготовился его атаковать. Пхюнцок Намгьел обратился за помощью к Кармапе, но тот сказал ему, что нет никаких причин для беспокойства. При виде Лхасы войско чудесным образом повернуло назад и ушло в направлении своей родной страны (146). Король, под глубоким впечатлением, стал пламенным последователем Кармапы. Юный Кармапа отправился из Лхасы в Цал и Ли-у Донг, где учил и давал своё благословение. Сопровождаемый Тулку Шамаром, Тулку Ситу и Тулку Паво, он совершил путешествие в Лходрак Нагцанг; там он узнал о смерти короля Цанга. По просьбе королевы он отправился наблюдать за погребальными ритуалами во дворец Самдруп Це. Там он получил от Тулку Шамара в присутствии Тулку Паво и десяти монахов последнее рукоположение. Они посетили вместе главные храмы Лхасы, где Кармапа исполнил различные церемонии; он преподнёс подношения трём статуям Будды в главном храме. Затем Кармапа, Тулку Паво, Тулку Шамар и Тулку Ситу совершили ритуал Цечу восьми проявлений Гуру Падмасамбхавы, и были исполнены танцы, связанные с этой темой. Кармапа прибыл в Цурпху и получил посвящения Калачакры, Махакалы и красного Авалокитешвары. Он выделал из рога носорога (147) пять великолепных статуэток первых гуру линии Кагьюпа: Ваджрадхары, Тилопы, Наропы, Марпы и Миларепы. Он получил ещё особую линию поучений сиддхи Тилопы и затем вошёл в глубокую медитацию. В сопровождении Тулку Шамара и пятого Тулку Гьелцапа Кармапа продолжил свой путь до большого монастыря Самье, где получил от Тулку Шамара поучения по жизни Бодхисаттвы и принял соответствующие обеты. Они вместе отправились в места паломничества этой области. Имели место многочисленные празднества и церемонии, давались посвящения в монашеский сан, и слово Будды распространялось широко. Следующий визит они совершили в монашеский колледж Тулку Шамара, Ньинче Линг, крупнейший религиозный центр Тибета того времени. Кармапа был принят туда и получил полные поучения по Винайсутре и Мадхьямике, а также относящиеся к Мантраяне. Путешествуя группой, они посетили Цанг, куда пригласил их новый монарх, Карма Тенкьонг Уангпо (148), в свой новый дворец Уок Минг Линг. Они освятили несколько храмов и были тепло приняты королём и его народом. Были освобождены все заключённые по этому случаю и состоялись грандиозные празднества. Они направились в монастырь Сакья в этом регионе и встретили Дакчена Ринпоче (149) и Дампа Кюнгу Ринпоче (150). Были исполнены многочисленные церемонии и всем присутствующим явились величественные видения восьмидесяти четырёх сиддх. Кармапа и Тулку Шамар направились в Тингри Лангкор, где видели Сакья-сиддху (151) летающим над их головами, играя с колокольчиком и маленьким барабаном. Кармапу неизмеримо обрадовало видение смеющегося Миларепы в пространстве. Во взаимодействии с Тулку Шамаром он внёс вклад в основание монастыря Чёчунг Линг, сам возил камни и землю. По завершении работы они освятили его и затем удалились снова в Цурпху. Во время путешествия Тулку Шамар заболел и умер (1630 г.). Кармапа продолжил путь до монастыря, соорудил там ступу для сохранения мощей своего учителя и исполнил специальные обряды по случаю смерти. Кармапа предвидел наступление периода политических потрясений. Он удалился в Лхасу, посетив по дороге монастыри Цари Кьянгкха и Конгме. Он много учил и совершилл важный ритуал в большом храме Джокханг в Лхасе, после чего продолжил свой путь в направлении монастыря Янгдоп, где углубился в исследование будущего. Король Тибета Деси Карма Тенкьонг Уангпо, бывший последователем Кармапы, стал резко настроен против Гелугпы, и правление его было отмечено религиозной дискриминацией. Пятый Далай-лама, Нгауанг Лобзанг Гьямцо, направил трёх представителей в Монголию попросить военной помощи у вождей кланов. Вождь монголов Хошот, Гушри-хан, взял на себя эту ответственность и пообещал прийти в Тибет, чтобы оказать поддержку Гелугпе (152).

Вся эта нерилигиозная деятельность очень беспокоила Кармапу; в письме к Далай-ламе он объяснил, что не был расположен к какой-либо вооружённой акции, предпринимаемой во имя религии, и что ни он, ни школа Кагьюпа никоим образом не могли одобрять действия короля Цанга. Далай-лама ответил, что так и думал, и дал заверение, что ничего неблагоприятного не произойдёт (153). Тем не менее, Кармапа понял, что события примут другой оборот. Король Цанга начал организацию крупного войска, собирая и готовя к боям людей Конгпо. Кармапа встретился с ним и предписал немедленно прекратить эти приготовления к войне, противные Дхарме. Кармапа обратил его внимание на то, что результатом открытого столкновения будут большие страдания и что люди будут гибнуть тысячами. Он добавил, что если король атакует, он найдёт, без всякого сомнения, смерть. В это время Гушри-хан вошёл в Кхам и завязал сражение (1639 г.) против небуддийского вождя Бхери (154). Спустя год провинция была под его контролем, и он направил тогда свои армии в Цанг. Это не понравилось Далай-ламе, которого не информировали в полной мере о ходе событий, и он попросил убедить монгольского вождя вернуться на свои земли. Он объявил своему главному управляющему: Если в силу ваших обязательств вы находите трудным явиться к Гушри-хану, я увижу его лично и постараюсь использовать своё влияние в качестве монаха. Если нам удастся убедить его отказаться от своих планов, это будет выгодным для нас политически и спасёт нашу честь . Управляющий отказался отпустить Далай-ламу войти в контакт с Гушри-ханом, сославшись на то, что было слишком поздно, чтобы воспрепятствовать неизбежному (155).

Кармапа начал раздавать всё своё добро беднякам. Сознавая, что будет в конечном счёте вовлечён в опасную ситуацию, он назначил Тулку Гьелцапа своим временным представителем в монастыре Цурпху. Затем он удалился в Ямдур и стал там лагерем. Прошло несколько дней, и Гушри-хан напал на Шигаце, столицу Цанга. Город был окружён и на восьмой день первого месяца года водяной лошади перешёл в руки монголов после жестокой баталии, а король Цанга был схвачен (156). Были тысячи убитых и раненых. Будучи в Ямдуре, Кармапа получил письмо от Далай-ламы, спрашивающее, готовится ли он воевать с Гелугпой, и требующее от него слова, что не начнёт никаких враждебных действий против них. Как мы можем причинить вред Гелугпе, если мы никогда не делали этого в прошлом? , - ответил Кармапа.

Он добавил, что согласится с любой просьбой Далай-ламы доказать свою искренность в этом. При получении ответа возникли споры, и министры Гелугпы обратили внимание на то, что Кармапа не пообещал определённо никогда не вредить последователям Далай-ламы (157). В результате были посланы вооружённые силы атаковать лагерь Кармапы. Большое число последователей его нашли смерть, их палатки и имущество были разорены. Кармапа избежал резни (158) и разослал оставшихся в живых в разные части страны. Затем, сопровождаемый своим слугой Кюнту Зангпо, он отправился по воздуху в район Куртё на севере Бутана. Для одних он был в форме грифа, для других - косули, тогда как третьи видели его просто в своей человеческой форме. Кармапа и Кюнту Зангпо остановились весьма далеко от мест конфликта. Двенадцать дней они оставались без пищи, но явился Гуру Падмасамбхава и подкрепил их священными таблетками. Ведомые нагами, царями-змеями, они пошли в направлении Джьянга в области Юннань. Медведи, львы, волки и другие животные снабжали их пропитанием из джунглей. Обезьяны приходили получить благословение Кармапы и помогали ему пересекать леса; таким образом, в результате путешествия трёх лет и четырёх месяцев, они прибыли целыми и невредимыми в монастырь Даргье Ганг в Джьянге. Все вышли встречать Кармапу, и были организованы грандиозные празднества в его честь. Узнав о его прибытии, король Карма Чиме Лхауанг делегировал главу своих министров с богатыми подношениями и приглашением во дворец. В первый день первого месяца этого года (ок.1645) Кармапа прибыл во дворец; его осыпали подарками, были организованы большие шествия, церемонии, танцы и представления, и он начал читать проповеди по всей стране. Однажды Кармапа созвал нищих с четырёх сторон света, сел меж ними и, произнося мантру мани , раздал им все подарки, которые получил со времени прихода. В то время монгольские войска стояли в пограничном районе Ямдо, очень близко от Джьянга, грабя и разрушая ту местность. Король Джьянга направил свои армии оценить ситуацию и разбил монгольские силы во внезапной схватке. Довольный этим успехом, король собрал министров и генералов. Они приняли решение атаковать монгольские армии, находящиеся в самом Тибете, и обязались установить Кармапу верховным правителем, если их миссия удастся. Триста тысяч солдат были готовы отправиться на войну, но в это время Кармапа явился перед королём и запретил ему предпринимать какую-либо военную операцию, поскольку такого рода деятельность противоречит Дхарме. Когда он учил в королевском дворце, Кармапе явилось видение места, где находится новый Тулку Шамар. Ещё раз он раздал всю свою собственность нищим, вручил Кюнту Зангпо свои личные книги, реликвии и ритуальные предметы и, взяв с собой совсем немного еды, ушёл в направлении крайнего севера в поисках Тулку Шамара.

Проходя через Бок Юль, он встретил двенадцать нищих, дал им то, что осталось из еды и вещей, и продолжил путь переодетым в бродягу. Когда Кармапа остановился просить милостыню в ските Сакьяпы, его узнали и предоставили помощь и оказали почести. Один молодой пастух узнал его интуитивно, распространил новость среди селян, и те собрали сто лошадей, нагруженных провизией, и сделали ему такое подношение. Кармапа попросил местных каменщиков высечь большое количество мани на камне (159) и, когда это было сделано, заплатил им подарками, которые недавно получил.

Он продолжил свой путь до Голока и в районе Ли Юль встретил мальчика, в котором узнал воплощение седьмого Шамарпы. Ребёнок накануне сам объявил, что Кармапа придёт к нему, и он узнал своего учителя невзирая на его нищенское одеяние. Они вместе отправились в обратный путь, и в Бок Юле, поняв, что его слуга Кюнту Зангпо беспокоится о нём, он послал на поиски его караван мулов. В Сюльчу Карпо Кармапа оставил отпечаток своей ноги на большой скале; в этом месте его догнал слуга Кюнту Зангпо. Он дал рукоположение юному Тулку Шамару и в течение двух лет полностью изложил ему поучения Кагьюпы. В ответ на второе приглашение он вернулся посетить царство Джьянг и был торжественно принят во дворце Ландок. Он основал храм, посвящённый пяти Победителям (160), который назвал Потала, и король сам работал при его сооружении. Его младший сын Мипхам Тенпа Ньима был посвящён в монашеский сан и получил наставления от Кармапы. Кармапа узнал в одном мальчике воплощение шестого Тулку Гьелцапа, Норбу Зангпо; он был возведён на трон в возрасте трёх лет. По возвращении в Голок Кармапа узнал, что обнаружили воплощения шестого Тулку Ситу, Мипхам Чёгьел Рабтена, и пятого Тулку Паво, Цуклак Тинлая Гьямцо. Он отправился в Кхам и привёл юных Тулку в Джьянг для обучения. Он передал им Кангьюр, а также устную передачу во всей полноте. Обучение завершилось на одиннадцатый день третьего месяца года железного быка (1661), и они отправились в Лхасу, посещая по дороге места паломничества. На третий день третьего месяца года водяного быка (1673) кортеж достиг тибетской столицы. Кармапа направился прямо в Поталу и встретился с Далай-ламой. Тот осведомился о его странствиях и опытах и изъявил желание более углублённого познания Махамудры. Испытывая большое сочувствие к Кармапе, он велел, чтобы ему разрешили беспрепятственно вернуться в монастырь Цурпху. Кармапа провёл множество важных церемоний в храме Джокханг, во время которых все присутствующие имели видение Бодхисаттв. Наконец, он направился в Цурпху, где был встречен с радостью и торжествами. Он уведомил, что близок час, когда он оставит мир, и передал Тулку Шамару и Тулку Гьелцапу предсказания относительно своего следующего рождения. На девятый день одиннадцатого месяца года деревянного тигра (1674) Кармапа заболел. Утром одиннадцатого дня над монастырём появилась белая радуга.

На пятнадцатый день того же месяца, на семьдесят первом году своей жизни, Кармапа скончался. Радуга оставалась видимой ещё несколько дней.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Кхенпо Чёдраг: Бодхисаттвы

News image

Существует два вида бодхисаттв: обычные и благородные . Обычных бодхисаттв можно подразделить на две группы: бодхисаттвы на пути накопления и бо...

Что такое буддизм

News image

Шакьямуни, Будда нашей эпохи, жил 2450 лет назад в передовой для своего времени культуре Северной Индии. После достижения Просветления в течение 45 лет он радостно де...