Проникновение буддизма в ТибетПервыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, были кянги. Это произошло в ко... |
Буддийская традиция ТибетаГоворя о тибетском буддизме, необходимо сразу же указать на неправомерность уп... |
ХЕТУ: ШЕСТЬ КОРЕННЫХ ПРИЧИН |
Библиотека - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА |
Общий обзор Слово хету мы перевели как коренная причина , поскольку этот термин характеризует ту психическую установку, которая является корнем всех нравственно-решающих актов сознания. Но так же как корень растения зависит от семени, из которого он прорастает, так и хету зависит от кармы (камма-випака). Поэтому термин коренная причина следует понимать только в этом относительном смысле, но не как первопричину; и если карма и хету противопоставляются друг другу, то последнее следует обозначить термином условие или мотив в противоположность карме – общей предрасположенности характера. Три позитивные коренные причины – жажда (лобха), ненависть (доса) и заблуждение (моха) – обоснованно позитивны , поскольку именно они образуют лейтмотив мирового концерта, являясь ничем иным, как тремя формами авиджджа, уничтожению которого и посвящено все здание буддийских учений и психологии. Ввиду подавляющего влияния этих позитивных коренных причин, три соответствующие негативные коренные причины, а именно – отсутствие жажды (алобха), отсутствие ненависти (адоса) и отсутствие заблуждения (амоха) – имеют важнейшее значение. Они негативны только как лингвистические термины, поскольку они отрицают и устраняют первоначальные хету. Но с точки зрения пути освобождения, который предполагает переоценку всех ценностей, они, естественно, оказываются исключительно положительными. И поэтому мы встречаем использование термина адоса в качестве синонима симпатии (дружбы, согласия), и амоха – в смысле инсайта, или знания. Этот метод, выражающий положительные цели и идеи в отрицательных терминах или определениях, демонстрирует понимание реальности в буддизме. Позитивные концепции позволяют нам схватывать чувственные впечатления или ментальные объекты посредством ограничения, определения и выделения рассматриваемого объекта из множества объектов. Однако действительность не знает никаких границ, и там, где она намерена преодолеть свою противоположность – заблуждение, величайшее из всех ограничений, – необходимы только отрицательные концепции. Аналогично в практической жизни не возникает вопроса о противопоставлении или изменении мира или о создании чего-либо ему противоположного, чего-либо принципиально нового и существующего только как некий вид идеалистического воображения, но существует простой вопрос об устранении препятствий, мешающих нам видеть действительность так, как она есть. Тем, кто не способен узреть, что может быть достигнуто на этом пути, все сказанное покажется простой игрой в нигилизм. Но истинно творческий акт есть не что иное, как преодоление всех препятствий, и в этом смысле можно повторить слова Дальке о том, что гениальность – это сохраненная наивность или непредубежденная простота беспрепятственного сознания. Мудрый, т.е. святой, и еще более – Просветленный, являются теми, кто разрушил до основания все барьеры внутри себя и поэтому осознал реальность, стал ее частью, способен влиять на нее. Став таким образом живым сосредоточием реальности, он являет наиболее совершенное воплощение творческой способности. Его активность направлена не на самовозвеличение, но на созидание гармонии, которая заключается не только в нем самом, но излучается далеко за пределы его индивидуальных границ. В то время как еще не достигшие этой чистоты сознания связывают самих себя своими поступками, Святой освобождает себя благодаря своим деяниям. С точки зрения хету мы можем выделить две весьма различные по объему группы ментальных состояний: группу, обусловленную коренными причинами, и группу, свободную от них. Сознание, обусловленное коренными причинами, является либо динамическим, либо статическим. В первом случае оно проявляет себя как активное – либо благоприятным (кусала), либо неблагоприятным (акусала) образом; во втором случае – либо как реактивное (постдействующее, результирующее – випака), т.е. как результат действий, совершенных в прошлом (в предшествующем рождении), либо как не-активное, кармически недействующее (т.е. число функционально – крийя). В противоположность активным, действующим классам, которые всегда являются либо благоприятными, либо неблагоприятными, реактивные и функциональные классы следует в этом смысле рассматривать как нейтральные. Наивысшие классы сознания, т.е. соответствующие достигнутому состоянию Архата, относятся к этим нейтральным, статическим классам: Святой пребывает за пределами добра и зла . Не учитывая относительности этих концепций, ценность которых изменяется с каждым новым состоянием на Святом Пути, можно было бы говорить о том, что одна является менее ценной , чем другая, и о том, что все полярности устраняются после полного уничтожения авиджджа. Статическая природа наивысших состояний сознания подтверждается и тем фактом, что Святой именуется асекха – тот, кто более не прилагает усилия , в противоположность секха – прилагающему усилие . То, что в случае обычных людей рассматривалось бы как недостаток, превращается в почетное имя Совершенного, и, напротив, – все те качества, которые в случае обычных людей обозначаются как добро , являются естественной и единственно возможной формой выражения Совершенного. Поэтому невозможно говорить о том, что он пребывает совершенно пассивным, не творя ни добра, ни зла (и то, и другое было бы в равной мере в Его власти), и невозможно утверждать, что он вырвал с корнем всю злую долю человеческих качеств, оставив только добрую , которая в этом случае, ввиду отсутствия оппозиции и противодействующих сил, не может более расцениваться как добрая . Нет, Его установка стала принципиально иной, ибо исчезли привычные предрассудки (авиджджа), вследствие чего те препятствия, которые с буддийской точки зрения обозначались как неблагоприятные, не способны более появиться. Таким образом Он стал единым , полным (воссоединенным, однородным внутри себя), духовно здоровым. Он преодолел болезнь двойственности, которая по причине само-заблуждения , всегда пребывает в конфликте с действительностью и создает представление о добре и зле . Таким образом, проблема заключается не в том, как отбросить некоторые качества, но в том, как восстановить равновесие сил, которое ничего не разрушает и ничего нового не создает. Подобно тому, как разбалансированные весы можно привести в равновесное состояние, перемещая точку подвеса коромысла, а не накладывая дополнительные гири на чаши, точно так же и дисгармонию человеческой психики можно устранить посредством перемещения центра тяжести с эго на не-эго . Вышеизложенные соображения позволяют понять использование терминов благое (благоприятное) и неблагое (неблагоприятное) для кусала и акусала. Их перевод как доброе и злое , моральное или аморальное неверно представил бы буддийскую точку зрения. Буддист не признает идеи грека (так же как и идеи бога, который налагает запрет и вершит судьбы и по отношению к которому можно совершить грех) – существует только ошибка, заблуждение, неведение, и любые помысел и действие, связанные с ними, создают страдание. Следовательно, результат деяний или мысли можно назвать только благотворным или неблаготворным ( благим или неблагим ) соответственно его согласию или несогласию с действительностью, или, другими словами, соответственно осознанию (виджджа) или неосознанию (авиджджа) природы действительности. Ни преодоления жажды, ни преодоления ненависти недостаточно для достижения полного освобождения (ниббана). Преодоление жажды привело бы только к крайней умеренности и аскетически-примитивной жизни; покорение ненависти – только к терпимости и, в лучшем случае, – к милосердию и любви к ближнему. Можно утверждать, что ни аскет, ни милосердствующий не достигли совершенства, хотя они и способны высоко превзойти уровень обычного человека. Только преодоление иллюзии, ментальной ограниченности, достижение инсайта и мудрости, одним словом – Просветление – вот что наделяет истинным смыслом отрешенность и сострадание и преобразует их в те всеобъемлющие качества, которые являются неотъемлемыми свойствами Совершенного. Так же как жажда и отвращение суть не что иное, как оппозитные формы проявления неведения, обусловливающие друг друга как положительный (притягивающий) и отрицательный (отталкивающий) полюсы магнита, так и отрешенность и сострадание являются отрицательным и положительным полюсами преодоления неведения – необходимого следствия прогрессирующего познания действительности, в котором нет более места ни для я и, следовательно, ни для эгоизма в его жаждущей или отталкивающей формах. Распределение хету в пределах 121 класса сознания Существуют 18 классов сознания, не имеющих коренных причин (ахетука: I.B. 1×18), которые, как мы видели, обладают преимущественно пассивным или рецептивным характером и исключительно нейтральными факторами. В этой группе не встречается ни один кармически активный класс, но исключительно реактивные или неактивные. Первые семь классов этой группы представляют результат неблагоприятной кармы (неблагоприятной в смысле отрицательных действий, совершенных в прошлом), последующие восемь – результат благой кармы. Оба результата как таковые нравственно нейтральны, поскольку они не могут оказать никакого воздействия на путь освобождения (как это очевидно из состава их факторов). Среди типов сознания, обусловленных коренной причиной (сахетука), два обусловлены только одной (неблагоприятной) коренной причиной (эка-хетука): это – два класса неблагоприятного чувственного сознания, укоренившегося в заблуждении. 22 класса обусловлены двумя коренными причинами (дви-хетука): восемь классов чувственного сознания, связанного с жаждой и неведением (таблица I, А. а. l×18); два последующих (9×10) – ненавистью и неведением; и 12 классов, разобщенных с познанием (таблица II, С. 3, 4, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 19, 20, 23, 24), обусловлены отсутствием жажды (отрешенность) и отсутствием ненависти (сочувствие). 47 классов обусловлены тремя (благими) коренными причинами (тихетука): 12 классов последней упомянутой группы, связанных с познанием (таблица II, С. 1, 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 17, 18, 21, 22); затем 15 классов сферы Чистой Формы (рупавачара-читтани), 12 классов сферы Не-Формы (арупавачара-читтани) (таблица III); и восемь сверхмирских классов (таблица IV; (1×8)). Три коренных зла Из трех коренных зол (лобха, доса, моха) только ненависть и жажда уничтожаются посредством факторов дхьянического сознания. Неведение, или заблуждение (моха), уничтожается только в одной из своих форм (уддхачча). Это указывает на тот факт, что сознание углубления не обязательно связано с инсайтом и, соответственно, с Правильным Взглядом (самма диттхи) на действительность, а, как мы узнаем из перечисления семи дхьянических факторов в VII главе Абхидхамматтха-Сангаха , горе (доманасса) также может быть фактором углубления. В результате неправильной практики концентрации, что может иметь место при неверно понятой или примененной йогической технике, или вследствие ошибочных умственных предпосылок (предрассудки, некритичность, легковерие, суеверие, честолюбие, стремление к власти), состояние углубления может сопровождаться и завершиться мучительным и болезненным состоянием разума. К этим ошибочным умственным предпосылкам следует причислить также гипнотические и медиумические состояния, при которых вступивший в состояние транса еще больше углубляется в сферу ненаправленного сознания и в результате становится доступен воздействию сил и влияний, находящихся вне его контроля. При перечислении препятствий (ниваранани) в той же главе Абхидхамматтха-Сангаха , неведение (авиджджа) называется шестым препятствием. Достаточно неожиданное присутствие доманасса в первой упомянутой группе и необычное причисление авиджджа к препятствиям не является случайным совпадением, но указывает на внутреннюю связь, проясняющую значение и определение джханы в канонических текстах. Тот факт, что они упоминают только пять препятствий, показывает, что в текстах говорится не об углублении или трансе вообще, но об углублении (джхана) в буддийском понимании, т.е. при наличии предшествующего условия Правильного Взгляда (самма диттхи), или, другими словами, при наличии установки, соответствующей действительности. Однако эту установку не следует понимать как полное уничтожение неведения, но скорее как совокупность средств, которыми уничтожаются только более грубые формы авиджджа – а не само авиджджа, – вот еще одна причина, почему авиджджа не упоминается среди преодоленных препятствий. Способность, содействующая этому почастному и постепенному устранению неведения, есть саддха, которая может быть определена как внутреннее доверие, или, еще лучше, – как внутренняя уверенность, возникающая в результате интуитивного или интеллектуального проникновения в истину Дхаммы (ибо истинная интуиция и истинный интеллект не противоречат друг другу – они суть только различные пути или средства постижения действительности). Эта способность развивается в процессе медитации (и для этого недостаточно вводной ступени, представленной первой джханой) на основе глубинного и направленного переживания до состояния абсолютной уверенности и знания, в котором уничтожены последние следы заблуждения. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
Отцы Линии: ТилопаТилопа родился в семействе брахманов в восточной Индии в год водяной крысы (988). Легенда гласит, что, будучи ребёнком, он подвергся испытанию великого сиддхи Нагарджуны, который по... |
Аннотации к книгам издательства АлмазныВ это издание, посвященное Марпе-переводчику (1012–1097 гг.) — великому йогину, духовному наставнику, переводчику и основателю школы Кагью тибетского буддизма, вошли произведения разных жанров: предисловие Ламы Ол... |