Приход буддизма в ТибетСуществует легенда, что первые семена буддизма попали в Тибет с Не... |
МиларепаМиларепа Шепа Дордже был учителем тибетского буддизма, поэтом, знаменитым йог... |
Наука и религия в СМИ (часть5) |
Учение старцев - Учение |
В основе как религиозного чувства, но и научного сознания - в основе искания и творчества и в науке, и в религии - лежит одинаковое первичное отношение к бытию, отличающее создателей научной думы и религиозного сознания от обывателя, от настроения косности и обыденщины,-словом, от умственной невсеобъемлемости; это отношение быть может названо метафизическим сознанием - сознанием значительности, полновесности, глубинности и безмерности бытия; но даже это понимание сопрягается с нужно особым настроением изумления и благоговения. Как скоро мы из тесных комнат здания, из узких улиц мегаполиса, загораживающих горизонт высокими строениями, вырываемся на простор поля либо степи либо как скоро мы, поднявшись на высокую гору, неожиданно видим широкий, бескрайний горизонт и имеем непосредственное понимание, что за этой всей заметной нам ширью еще лежит нескончаемый мир,- тогда уже мы неожиданно остро чувствуем, в какой тесноте и потому слепоте мы обыкновенно живем, как урезан наш обывательский горизонт, и нас охватывает, сообща с ярким сознанием нашего личного ничтожества, радостное чувство жизни, силе и воли. Таково непосредственно неизменное понимание как создателей научной думы, но и религиозных людей. Это присутствие в атмосфере бесконечности, это дыхание новым воздухом простора и черпание через него свежих живительных сил различает их обоих от обывателя, изнывающего и тупеющего в собственной духоте и тесноте. И потому эпохи веры суть практически постоянно эпохи творчества, прилива свежих сил, а эпохи неверия суть эпохи кризиса, оскудения и застоя В решение поставим очередной вопрос, коий хоть и не совпадает с рассмотренным нами вопросом о отношении меж религией и наукой, хотя психологически стоит в некоторой близости к нему. Может быть, кто-либо из наших читателей, в том числе и и убедившись всеми приведенными соображениями, так заявит: Пусть религия не противоречит науке и религиозные люди по своему духовному виду в том числе и родственны научным работником, людям науки; и все же и те и прочие довольно отличны от основною, господствующего вида людей, коие в конечном итоге нужнее всего в жизни - от людей дела, живой практики и здравого смысла. И люди науки, как и религиозные люди, суть непонятные чудаки, абсолютно аномальные люди, без коих, может быть, и невозможно обойтись, хотя на коих мы не хотим походить: они наблюдают на небо и вовсе не видят того, что происходит у них под носом, и, по знаменитому анекдоту, они неустанно падают в яму; реальными же творцами жизни считаются лишь люди здравого смысла коие хоть и не видят бесконечности, хотя но несмотря на все вышесказанное как следует разбираются в обозримой, находящейся вокруг их среде, и потому и сами лучше преуспевают в жизни, да и прочим навевают более пользы Это есть довольно популярное убеждение; и в отличительные черты религиозно верующих людей нередко считают полупомешанными и противопоставляют им людей здравого смысла Эти люди здравого смысла, непосредственно в мощь собственного умственного самочувствия, просто не имеют возможности проявлять интерес теми далекими и широкими вещами, к коим, напротив притязаниям практической жизни, приковано ненормальное понимание верующих. И так это убеждение, как все ходячие оценки, поверхностно и в собственном последнем выводе абсолютно ложно. Естесственно, присутствует различие меж умами синтетическими и аналитическими, меж людьми, стремящимися для начала уловить и осмыслить для себя целое жизни и мира, и людьми, умеющими как следует разбираться в мелочах и частностях жизни. И, естесственно, мечтательность, забвение непосредственной определенной реальности, равнодушие к ней и неумение в ней ориентироваться есть дефект, от которого все обязаны освобождаться. Хотя усмотрение этого чисто условного различия меж 2 умственными типами, как скоро его превращают в безоговорочное ведет к затемнению и непониманию иного, во много раз наиболее существенного соответствия. Что означает как следует ориентироваться в частностях? Это означает уметь разместить их в надлежащем, верном порядке, соответствующем их действительному отношению. Хотя возможно ли это устроить, не имея даже некоторого представления про то целом, частями которого считаются эти частности? Здравый содержание значит в одно и тоже время и остроту зрения в отношении всего приватного, и обладание верной совокупной картиной, и одно от иного абсолютно неотделимо, И напротив: в чем главный симптом глупости, несообразительности и - в пределе - умственной ненормальности, недоступности здравого смысла ? Он заключается в неумении разбираться в отношениях меж действами, располагать их в надлежащем порядке, принимать во внимание настоящий авторитет и условную значительность любого действа, его реальное место в совокупной картине реальности. И потому эта скудоумие, и еще ее максимальная форма - умственная ненормальность, идиотизм и безумие - в конце концов практически постоянно отнесены одной главный чертой: аномальным сужением духовного горизонта. Несмышленый человек, видя одно, забывает о ином и не может связать их сообща; он не пытлив, не сообразителен, не может возвыситься над частностью и поставить ее на надлежащее место в общем. А аномальный человек - страдает ли он манией великолепия либо манией преследования, либо какой-нибудь иной манией - практически постоянно мономан, практически постоянно одержим одной идеей и потерял натуральное чувство разнообразия и полноты бытия. Он непосредственно потому и душевно болен, что утратил здоровое понимание, что он лично есть лишь небольшая и зависимая часть (а вовсе не центр) всей безмерной полноты жизни; здоровое чувство шири, многообразия, скрещения и переплетения тысячи сфер и интересов в нем заменено искусственного происхождения, урезанным, небольшим мирком его личного я и того немногого, что интересует его и затрагивает; и вся нескончаемая Галактика ему просто отсутствует. И в этом смысле религиозное понимание - напротив ходячему суждению - есть действительно здоровое понимание, совпадает с реальным здравым смыслом; словно нередко религиозное понимание ни отвлекало человека от интереса к частностям, к эмпирическим мелочам жизни, в принципе оно владеет той широтой умственного кругозора, коия 1 лишь обеспечивает способность к верной расценке явлений. И напротив, неверующий, словно нередко он ни оказывался в ограниченном кругу умелым практиком и ловким дельцом, в принципе страдает невсеобъемлемостью умственного кругозора и лишен настоящего здравого смысла, так как за пределами некоторого узкого круга он уже ничего не видит; расценить жизнь в общем он не может, в следствии этого он с легкостью теряется в исключительных условиях, выведенный из обычной будничной обстановки. Он владеет наибольшим самомнением и наглостью, преувеличивая свое значение и собственные силы, но даже это нередко его вывозит , хотя так как и безумный также практически постоянно думает лишь о себе, о своем значении и о собственных проектах и нередко аналогично замечает изумительную ухищрение и ловкость - и так в конечном итоге в мощь узости собственного кругозора пасует перед обычными человеком, коему получается застигнуть его и посадить в безумный дом. Неверующий, подобно несмышленому и сумасшедшему, напротив тому, что он лично о себе думает, есть практически постоянно не владелец, а раб жизни-может быть, коварный раб, порой надувающий собственного гражданина, хотя все-таки раб; он не властвует над жизнью, а жизнь властвует над ним Посмотрите на высочайшие образцы настоящих практиков - на великих государственных людей; все они владели широтой жизненного кругозора, даруемой религиозным осознанием жизни, и.вся тайна их удачи заключалась в здравой расценке и собственных своих сил, и сил наружных, в мастерстве соединять великое дерзновение с великим смирением, с покорностью перед высочайшими, непобедимыми силами - мастерстве, которое также именно вытекает из религиозного сознания и соответствующей ему широты и глубины понимания человеческой жизни. Наоборот, понимание неверующее есть понимание обнаглевшее и потому потерявшее верные возможности и обреченное на гибель Таким образом, религия не столько не противоречит науке, не столько совместима с последней, но и родственна ей и проистекает из одного совокупного духа с ней; и этот дух к тому же не столько не противоречит так называемому здравому смыслу , т. е. здоровому и фактически плодотворному отношению к жизни, хотя при осмотрительном отношении к делу обнаруживается как единственное условие действительно здорового отношения к жизни, спасающее человека от всяческой невсеобъемлемости и слабости, от обывательского скудоумия и рабского бессилия. Как нецелесообразно противопоставление науке здравого смысла, так как научное знание есть настоящий здравый содержание, а протест против него порожден непосредственно пациентам и искалеченным смыслом , аналогично и по таким же причинам нецелесообразно противопоставление здравого смысла и религии. Словно нередко это ни делалось, это имеет не более ценности, чем упорное уверение помешанного и маньяка, что непосредственно он умственно абсолютно здоров, и что те, кто противоречат его скудоумным фантазиям,-только несмышленые люди, не желающие его понять. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
Несколько способов как преодолевать страПервым делом необходимо признать свой страх, научиться это делать, не скрывая эмоций. Вторым этапом будет правильность выражения гнева и агрессии. Это верный шаг для бор... |
Школа СакьяЕе начало от йога Вирупы, переданное им Гьядхаре, который передал своему тибетскому ученику Дрогми Шакья. Путешествуя по Индии, Дрогми получает учения и посвящения, даже передачу Лам... |