ТИБЕТСКИЕ БУДДИСТЫ ТРЕБУЮТ ОТДЕЛЕНИ

News image

Тяга к самоопределению, вошедшая после косовского прецедента в моду, поразила и,...

Кармапа - держатель линии Кагью

News image

Кармапа является верховным ламой школы Кагью. Он воплощает в себе эн...



Вайбхашика
Учение буддизма - Учения Будды

вайбхашикаЗа основу в школе Вайбхашика берутся две истины – относительная и абсолютная. К относительной истине Вайбхашика причисляет все функциональные объекты – людей и остальные феномены, а в качестве абсолютной истины рассматривает пустоту

Учение о пустоте в Вайбхашике излагается на весьма примитивном, грубом уровне. Вайбхашика признает только пустоту личности, но не пустоту остальных феноменов. Представления последователей этой школы о пустоте личности сводятся к отсутствию ее единого и независимого существования

В некоторых небуддийских традициях, например, в индуизме, говорится об атмане , или личности , которой присущи три характеристики – постоянство, единство и независимость. Индуисты утверждают, что налги тело и ум могут меняться, но атман постоянен, иначе он не смог бы переходить из жизни в жизнь. Поскольку атман не является сочетанием тела и ума, ему свойственно единство. Наконец, атман не зависит ни от тела, ни от ума

Дело в том, что в те времена, когда появились эти теории, индуисты занимались поиском я , задаваясь вопросами: Что такое я ? Кто я? И в ходе анализа они выяснили, что ни тело, ни ум не являются я . В то же время, если бы они заключили, что я не существует вообще, это было бы противоречием. Поэтому в конце концов они решили, что истинная природа я – это атман. Школа Вайбхашика утверждает, что подобная концепция является объектом, который отрицается пустотой. Такое ложное представление о я и есть неведение, из-за которого мы вращаемся в сансаре. На самом деле подобного я не существует. Итак, с точки зрения вайбхашиков, пустота – это пустотность я от трех характеристик: постоянства, единства и независимости. При этом вайбхашики признают независимое субстанциональное существование я . Что же такое я с точки зрения относительной истины? Вайбхашики говорят, что это взаимозависимое я . Поскольку на относительном уровне я существует как сочетание пяти психофизических совокупностей, оно не может обладать независимостью, постоянством и единством. Следовательно, я пусто от этих трех характеристик. Это и есть пустота, или абсолютная истина. Когда люди постигают абсолютную и относительную истины с точки зрения Вайбхашики, то в зависимости от относительной истины – понимания того, каким образом существует я и каким образом существуют живые существа – в них порождаются отречение и сострадание. Таков метод. Затем, благодаря познанию абсолютной истины, в них порождается мудрость, постигающая пустоту. С помощью этих двух путей – метода и мудрости, как утверждают последователи Вайбхашики, достигаются два результата. Это два тела будды – Дхармакая (Тело Истины Будды) и Рупакая (Тело Формы Будды). Практики Хинаяны достигают результата Хинаяны – архатства. Практики Махаяны достигают махаянского результата – состояния будды. Однако с точки зрения высшей школы Мадхьямики Прасангики, опираясь только на воззрения Вайбхашики этих результатов достичь невозможно. Это учение не может подсечь сансару под корень, поскольку оно отрицает лишь философские, догматические представления о существовании я . Не все люди считают свое я независимым, постоянным и единым. Если же отсутствие этих воззрений пресекает сансару в ее корне, то те люди, у которых нет таких воззрений, должны были бы быть свободны от нее. Как мы знаем, это не так

Корнем сансары является некое врожденное чувство. Нам с самого рождения присуще ощущение, что я существует истинно. И чтобы обрести это ощущение, мы не нуждаемся в концепциях. Таков основной контраргумент, который приводит Прасангика, опровергая позицию Вайбхашики. Рассмотрим философские постулаты школы Саутрантика с точки зрения основы, пути и результата. За основу в Саутрантике берутся две истины – относительная и абсолютная. Абсолютной истиной в Саутрантике считается все, что способно выполнять функции, а относительной – все, что неспособно выполнять функции. Например, с точки зрения этой школы, пространство и время – относительная истина. И то, и другое существует только в концепциях и не способно выполнять функции. Абсолютная истина – это стол, дом, материя как таковая, поскольку все это функционально. Как видите, в школе Саутрантика под абсолютной истиной подразумевается не пустота. Путь в Саутрантике рассматривается с точки зрения метода - мудрости. Метод – это отречение и бодхичитта, а мудрость – это постижение пустоты я от независимого субстанционального существования. Поскольку я – сочетание тела и ума, то есть нечто, существующее в зависимости от пяти совокупностей, оно не может быть субстанциональным и независимым

Итак, пустота в школе Саутрантика – это пустотность я от независимого субстанционального существования. При этом в этой школе, так же, как и в Вайбхашике, не говорится о пустоте феноменов. Независимое субстанциональное существование личности в Саутрантике является объектом отрицания. Мудрость, постигающая пустотность я от независимого субстанционального существования, есть мудрость с точки зрения этой школы. Согласно Саутрантике, благодаря этой мудрости и методу, который представляет собой отречение и бодхичитту, достигаются два результата-два Тела Будды.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Лунный Камень

News image

Во всех буддистских храмах Шри-Ланки присутствует лунный камень – это полукруг, высеченный из камня, украшающий вход в храм. Он символизирует собой половинку луны. Лунный камень ...

Ежедневная практика

News image

Все перемены происходят в лучшую сторону, и этим результатом нас однозначно снабжает практика медитации. Исходя из чего, они зависят лишь от того, будем мы зан...