ТИБЕТСКИЕ БУДДИСТЫ ТРЕБУЮТ ОТДЕЛЕНИ

News image

Тяга к самоопределению, вошедшая после косовского прецедента в моду, поразила и,...

Некоторые духовные учителя тибетско

News image

В русле северного буддизма сложились представления о Шамба­ле, прибежище богов и ...


СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ АБХИДХАММЫ
Библиотека - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Для того чтобы представить общую структуру сознания, каковой она описана в систематическом изложении Абхидхаммы, мы обратимся вкратце к более научным классификациям и к: их терминологии. Генетическая связь этих классификаций с самыми ранними ступенями буддийского мышления столь сильна и логически обоснована, что едва ли возможно оставить их без внимания даже в таком коротком исследовании, как это, имеющем своей целью общий обзор психологических тенденций ранней буддийской философии. Я использую определение ранняя философия для отличия от более поздних форм буддийской философии, которые сохранились в санскритских, китайских и тибетских текстах. Мне представилась возможность изложить философию и психологию палийского буддизма, но его фундаментальные идеи, занимающие центральное место в этой книге и составляющие ее основную тему, как то – Закон Обусловленного Происхождения, Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь, мгновенность всех явлений, проблема радости и страдания, отрицание принципа я , психофизические агрегаты, формы и конституэнты сознания, на которых основаны теория и практика медитации, – все эти темы не являются исключительно достоянием палийского буддизма или какой-либо отдельной школы, но представляют характерные черты самых ранних философских и психологических формулировок буддизма. Они суть буддизм par excellence , сохраненные и тщательно разработанные, с небольшими дополнениями, школой Тхеравада; поэтому даже сравнительно поздние работы этой школы, например Абхидхамматтха-Сангаха Тхеры Ануруддха, лучше представляют самое раннее состояние буддийской философии, чем работы других школ, которые с чисто исторической точки зрения относятся к значительно более ранним периодам. Но независимо от этого, коль скоро мы рассмотрели обстоятельства, при которых появился буддизм, направление, откуда ведет путь (часть I), мы должны иметь и представление о направлении, в котором он развивался, ибо только это позволит нам увидеть действительную установку и тенденцию развития центральной составляющей пути и органическое единство его различных фаз. Именно в этом смысле следует понимать наш экскурс в более научные подробности Абхидхаммы . В использовании классификации Абхидхамматтха-Сангаха *, на которой основаны наши палийские таблицы, я ограничился теми особенностями, которые можно рассматривать и как части первоначальной системы буддийской психологии, и как те, что служат ее разъяснению в важнейших деталях. * Опубликована на пали в Журнале Палийского Общества , 1884 г. Перевод Шве Зан Аунга, так же как и мой (опубликован в Германии), основаны на этой публикации. Перевод Шве Зан Аунга, тщательно аннотированный и сопровождаемый ценными примечаниями и Введением, был исправлен и издан миссис К.А.Ф. Рис Дэвидс – Компендиум Философии .

Фактически Абхидхамматтха-Сангаха является обобщением содержания семи книг, составляющих Абхидхамма-Питака , которая, за исключением позднее добавленной Катха-Ваттху , представляет самые ранние работы по буддийской философии и психологии и которую можно охарактеризовать как систематическую обработку идей, изложенных в Диалогах Будды.

Семь книг Абхидхамма-Питаки суть следующие:

Дхамма-Сангани – перечисление психических и материальных качеств, т.е. элементов и объектов сознания.

Вибханга – восемнадцать трактатов на различные темы философского, психологического и этического характера, развивающие анализ некоторых категорий Дхамма-Сангани .

Пуггала-Паннатти – описание свойств характера, или типов индивидуумов.

Дхату-Катха – описание функций чувств и их восемнадцати фундаментальных элементов; 6 органов чувств, 6 классов соответствующих им объектов и 6 классов сознания, возникающих в результате непосредственной взаимосвязи двух предшествующих классов.

Йамака – анализ бинарных противоположных (контрарных) понятий.

Паттхана – книга о возникновении психических и материальных состояний: причинно-следственные связи и взаимообусловленность.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Ежедневная практика

News image

Все перемены происходят в лучшую сторону, и этим результатом нас однозначно снабжает практика медитации. Исходя из чего, они зависят лишь от того, будем мы зан...

Где купить книги издательства Алмазный

News image

Где купить книги издательства Алмазный Путь ? Интернет-магазин Дом Книги , Площадь Ленина, 3. Букинист , ул. Шубина, 20. Гармония , ул...