Интересные факты о буддизмеСчитается что Будды рождаются в наше мире периодически. Говоря о Бу... |
Далай-лама написал книгу о Тибете пВ 16 в., когда основанная знаменитым проповедником Цзонхавой (1357–1419) буддийская шк... |
Джхана |
Учение старцев - Учение |
Джхана, джана, дхьяна, поглощённость, медитативное достижение английский: jhana, absorbtion пали: джхана | jhāna Обычно джханами обозначают первые четыре уровня глубокого медитативного (аппана) . Такое состояние достигается в медитации, когда полностью преодолены и ум всецело настроен на один единственный объект медитации. В этом состоянии ум обладает огромной мощью и чистотой, а также остротой и ясностью распознавания, благодаря чему это состояние идеально подходит для практики . В Комментариях изложены 40 объектов для подобной практики сосредоточения. (рупа-джхан) иногда джханами называют и 4 , арупа-джхана . Бесформенные сферы достигаются на основе четвёртой джханы. 1. Направление ума на объект медитации 2. Удержание ума на объекте медитации 3. Однонастроенность ума на объект медитации 4. Счастье (сукха) 5. Восторг (пити) 1. Однонастроенность 2. Счастье 3. Восторг (упеккха) В 4-ой джхане фактор счастья замещается нейтральным чувством. В этом состоянии ум обладает наибольшей мощью, устойчивостью и чистотой. С этого момента возможно развитие и глубочайшего прозрения ( ). Также, начиная с четвёртой джханы и выше, у практикующего полностью прекращается дыхание (воздух поступает только через поры тела). В 4-ой джхане наличествуют следующие факторы: 1. Однонастроенность 2. Ни-болезненное ни-приятное чувство 3. Непоколебимость После 4-ой джханы можно практиковать ещё более глубокие уровни медитации - . Для этого практикующий должен полностью оставить пять чувственных опор, восприятие форм и другие различные восприятия, настроив ум на единственное восприятие «безграничного пространства» (1). После восприятия безграничного пространства можно перейти к восприятию «безграничного сознания» (2). После восприятия безграничного сознания можно перейти к восприятию «отсутствия всего» (3). После восприятия отсутствия всего можно перейти к «ни восприятию, ни не-восприятию» (4). Во всех этих бесформенных сферах наличествуют те же два фактора, что и в 4-ой джхане - однонастроенность (экаггата) (упеккха) . После сферы «ни восприятия, ни не-восприятия» можно перейти к . В суттах часто описывается два пути достижения 1. Посредством получения трёх высших знаний (видения собственных прошлых жизней, видения перерождения других живых существ, видения как уничтожить загрязнения ума), которые практикуются после достижения четвёртой джханы. 2. Посредством достижения сферы «прекращения чувствования и восприятия» и выхода из этого медитативного состояния. Примечательно, что перед самой смертью Будда вошёл в первую джхану, затем во вторую и далее вплоть до сферы «прекращения чувствования и восприятия». Затем он спустился вновь до первой джханы, и последовательно поднялся до четвёртой. Выйдя из четвёртой джханы наступила париниббана Будды (см. Махапариниббана сутту, ДН 16 ). Возможно, таким образом он хотел ещё раз указать ученикам на эти два способа достижения ниббаны, в качестве своего последнего безмолвного урока. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМЭто магическая мантра, которая состоит из шести самостоятельных слогов. Она считается самой популярной в буддистских странах. Буддисты всех национальностей, перебирая чётки, произносят эту мантру. Встретить ... |
Программа курса в КухарахМы тепло приглашаем вас принять участие в Летнем Курсе в Кухарах c Ламой Оле Нидалом. Курс с путешествующими учителями II. Курс Великой Печати (Махамудры) - Ла... |