Религия Бон

News image

В Тибете религия Бон появилась еще до того, как род...

Далай-лама написал книгу о Тибете п

News image

В 16 в., когда основанная знаменитым проповедником Цзонхавой (1357–1419) буддийская шк...


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ БУДДИЙСКОГО УЧЕНИЯ О СОЗНАНИИ.. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЗНАНИЯ
Библиотека - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Сознание трех уровней, располагающихся один над другим по возрастающей степени сублимации (кама-, рупа-, арупа-лока), в соответствии с их эпистемологически предшествующими условиями, обозначается как обусловленное коренными причинами (сахетука), или необусловленное коренными причинами (ахетука). Каждый акт сознания, мотивируемый уровнем познания индивидуума, или иначе – ментальной установкой (которая связана со всеми другими причинами, подобно тому, как корень – с другими частями растения), обусловлен, таким образом, коренными причинами и нравственной детерминантой; тогда как все преобладающие пассивно-рецептивные состояния сознания, которые являются следствием чисто чувственного восприятия, не обусловлены коренными причинами и поэтому нравственно нейтральны.

Слово нравственный здесь не следует понимать в его обычном смысле, но как тенденцию направления, в том смысле, как это указано в начале главы, т.е. фактически с исключением его применимости к вариациям мирских условий, которые ориентированы на изменения. Каждый шаг в направлении к цели, который можно сравнить с уравновешивающим, целительным актом в процессе лечения, обозначается как полезный, благоприятный, благотворный (кусала), а каждый отдаляющий от конечной цели – как неблагоприятный, нездоровый, вредный (акусала).

Неблаготворные коренные причины суть жажда (лобха), ненависть (доса) и невежество (моха), три формы проявления неведения, незнания (авиджджа), т.е. такого состояния разума, которое не согласуется с действительностью и, следовательно, неизбежно ведет к дисгармонии, или, другими словами, к болезненным состояниям. Благоприятные коренные причины суть такие качества, которые противопоставлены указанным проявлениям форм авиджджа; они созданы в результате познания и их суть – отсутствие жажды (алобха), ненависти (адоса) и невежества (амоха).

Таким образом, в мирском сознании выделяются не только состояния, обусловленные коренными причинами, и состояния, не обусловленные коренными причинами, но и в пределах каждого этого обусловленного состояния выделяются благоприятные (полезные) и неблагоприятные (вредные) состояния; все эти состояния мы можем сгруппировать следующим образом:

Неблагоприятные, обусловленные.

Нейтральные, необусловленные.

Благоприятные, обусловленные.

В сфере чувственно-воспринимаемых форм представлено каждое указанное состояние; в так называемых возвышенных областях, а именно, в сфере Чистой Формы и Не-Формы, – только последнее из трех.

К точкам зрения направления, сферы формы (или формирования объектов) и предшествующих условий сознания остается добавить еще и четвертую характеристику – потенциальную ценность. Состояние сознания является либо кармически активным, либо пост-действующим (реактивным, результирующим), либо кармически неактивным (нейтральным, статическим). Активно оно проявляет себя как благоприятное (кусала) или как неблагоприятное (акусала); пост-действующее (випака) – как результат предшествующей благоприятной или неблагоприятной кармы; неактивное (крийя) – как исчерпывающее себя в своей настоящей функции, которая не сопровождается никаким сознательным намерением или ментальной установкой, способными создать в будущем положительные или отрицательные тенденции воли (санкхара).

В сверхмирском сознании, которое, кстати, не связано с каким-либо определенным уровнем или формой сознания, но может проявляться во всех областях, активный аспект обозначается как Сознание Пути (магга-читта), а результирующий – как Сознание Плода (пхала-читта).

Кроме ведущих принципов классификации, касающихся направления, сферы (формы), предусловий и потенциальной ценности, может быть обнаружено и множество вторичных принципов. Так, например, обусловленное коренными причинами сознание чувственного мира (сахетука камавачара-читта) подразделяется следующим образом: а) чувство (ведана), (чувствование, т.е. эмоциональный опыт); b) знание (ньяна); c) воление (санкхара).

Чувство, или эмоция, относится к каждому виду телесного или сознательного чувства (почему и предпочтительней последнее значение) и является либо приятным (соманасса, сукха), либо неприятным (доманасса, дукха), либо ни тем и ни другим, т.е. нейтральным (упеккха).

Состояние сознания либо связано со знанием (ньяна-сампайутта) относительно природы его объекта и результатов его принятия или отрицания, либо сознание не связано со знанием (ньяна-виппайутта), либо оно непосредственно связано с ошибочными взглядами (диттхи).

Сознание является либо волитивным (сасанкхарика), либо функционирует автоматически (асанкхарика). (Санкхара, которое в данном случае переводится как воление , не следует смешивать с санкхараккхандха, т.е. группа санкхар.)

Если мы возьмем, например, первую подгруппу сознания чувственного мира (камалока), а именно, сознание, обусловленное неблагоприятными коренными причинами (акусала-/сахетука/-читта), то мы можем разделить его с точки зрения коренных причин на три группы: (a) группа, обусловленная жаждой (лобха-сахагата); (b) группа, обусловленная ненавистью или отвращением (патигха-сахагата) и (c) группа, коренящаяся в невежестве, заблуждении (момуха).

В группе (а) полностью отсутствуют неприятные ощущения, в противном случае они нейтрализовали бы жажду, а соответственно и жажда не способна была бы проявиться при их наличии. Таким образом, мы получаем в сфере сознания, обусловленного жаждой, следующую классификацию с точки зрения чувствования, знания и воления:

В сознании, обусловленном отвращением, естественно, не могут возникнуть ни радостное, ни индифферентное ощущения; к нему не применимо различие ошибочное и не-ошибочное , или, во всяком случае, не является определяющим его характер. Поэтому здесь только: 9 скорбное, отвращенное, автоматическое сознание;

10 скорбное, отвращенное, волитивное сознание.

Сознание, укоренившееся в заблуждении, есть состояние скептического сомнения (вичикиччха) и ментальной нестабильности (уддхачча); поэтому оно не может быть определено ни с точки зрения воления, ни в положительных (или отрицательных) терминах чувствования, ибо в данном случае отсутствует стремление как к тому, так и к другому, т.е. имеет место индифферентность. Таким образом, мы получаем два следующих класса: 11 индифферентное сознание, связанное с сомнением;

12 индифферентное сознание, связанное с беспокойством.

Значительно более упорядоченной является классификация благоприятных (кусала) типов обусловленного коренными причинами сознания чувственного мира, в котором страдание более не может появиться ввиду благоприятных предусловий (кусала-хету):

9÷16 – то же самое в кармически реактивном (випака) сознании, и

17÷24 – в кармически неактивном (крийя) сознании.

Классы, не связанные со знанием, обусловлены отсутствием жажды и ненависти (алобха и адоса), а связанные со знанием – всеми тремя благоприятными коренными причинами (алобха, адоса и амоха).

В качестве примера построения палийского текста и для наглядности изложения ниже помещен фрагмент таблицы II (см. Приложения ), в котором указаны первые восемь классов только что упомянутых групп сознания:

Между этими двумя противоположными группами сознания, обусловленного коренными причинами, располагается восемнадцать классов сознания, не имеющего коренных причин (ахетука-читтани). Первые семь классов из них являются реакцией предшествующих неблагоприятных состояний сознания (акусала випака), а именно, сознания как 1) видения, 2) слышания, 3) обоняния, 4) вкуса или 5) осязания (чаккху-сота-гхана-дживха-кайя-винняна), так же как и 6) воспринимающее (сампатиччхана) и 7) исследующее состояния разума. Все эти классы гедонически индифферентны, за исключением телесного сознания (осязания), которое сопровождается болью (дуккха).

Следующие восемь классов (8-15), являющиеся реакцией предшествующих благоприятных состояний сознания, суть те же, что и предшествующие, за исключением того, что телесное сознание сопровождается радостью (сукха), а один из двух последних в этой группе классов исследующего сознания сопровождается радостью.

Наконец, существуют три кармически неактивных класса: 16) сознание, которое в данный момент обращается к одному из пяти чувственных впечатлений (панчадвараваджджана); 17) сознание, которое обращается к ментальному впечатлению (манодвараваджджана) и 18) радостное сознание возникновения эстетического наслаждения (хаситуппада). Предшествующие два класса являются гедонически нейтральными, ибо в них просто осознаются разумом впечатления, поступающие либо через пять дверей (паньча-двара), т.е. органов чувств, либо через врата разума (мано-двара), при этом разум не способен определить природу этих впечатлений. Это и есть момент, предшествующий формированию понятия (концепта) или представления (репрезентации). Стимул, который поступает через врата разума , может быть либо воспоминанием о предшествующем чувственном впечатлении, либо о предшествующих репрезентациях, либо о рефлексиях.

Сознание возникновения эстетического наслаждения сопровождается радостью и свободно от неблагоприятных коренных причин и создающих карму следствий, ибо, как сказал однажды Бхиккху Силачара: В созерцании прекрасного, если оно действительно чисто, не существует никаких эгоистических мотивов, и человек полностью освобождается от я . Полное отсутствие я , если это состояние упрочено, суть ниббана. И человек, которому доступно временно освобождение от я в созерцании прекрасного, достигает таким образом временно переживания ниббана – он вступил на путь, который способен привести его в конце концов к полной, несомненной, совершенной ниббане. Поэтому я утверждаю, что красота поможет многим обрести ниббану .

Концепция прекрасного (субха, собхана) в буддизме тесно связана с идеей чистоты и добра, подобно учению Платона об идентичности Добра, Красоты и Истины в их наивысших аспектах. Вряд ли необходимо говорить, что и в буддизме также Добро не может быть отделено от Истины, т.е. от того, что соответствует законам Реальности (Дхамма в наивысшем смысле). Поэтому двадцать девять вышеуказанных классов сознания, обусловленных благоприятными коренными причинами, так же как и подобные классы сознания в сферах Чистой Формы и Не-Формы и сверхмирское сознание, называются прекрасными состояниями сознания (собхана-читтани).

Среди классов реактивного сознания, необусловленного коренными причинами (випака-ахетука-читтани), мы упомянули восемь гедонически нейтральных классов чувственного сознания , возникающего как зрение, слух, обоняние и вкус; однако тактильное сознание, при тех же самых условиях, не является гедонически нейтральным, но находит определенное выражение – либо боль, либо удовольствие. Основанием для этого различия служит буддийская теория свойств и функций материи и чувствительных материальных качеств (пасада-рупа) органов чувств (ваттху).

Четыре основных качества материи (махабхута) или, точнее, четыре элементарных качества, которые дают начало восприятию и представлению о материи, суть следующие:

твердое агрегатное состояние, или принцип трехмерной протяженности (негативно выражаемое как сопротивление или инертность), символизируемое понятием земля (патхави);

жидкое (текучее) агрегатное состояние, или элементарный принцип сцепления, символизируемое понятием вода (апо);

нагретое состояние вещества, или элементарный принцип излучения, символизируемое понятием огонь (теджо);

газообразное агрегатное состояние, или элементарный принцип вибрации (колебания), т.е. движение, символизируемое понятием воздух (давление) или ветер (вайо).

Из этих четырех основных качеств материи выводятся десять вторичных материальных качеств, а именно – качества 1) органов чувств; 2) объектов, соответствующих данным органам чувств; 3) пола; 4) жизненной основы (сердце); 5) витальной энергии или жизненной силы; 6) питания; 7) ограничения (пространство); 8) сигнальная система (речь и соответствующие телодвижения); 9) пластичность и 10) интеграция и дезинтеграция.

Для решения настоящей проблемы нам необязательно вдаваться в подробности этих вторичных качеств, за исключением первых двух групп. Первая из них указывает на чувствительные материальные качества (пасада-рупа) глаза, уха, носа, языка и тела как органа осязания (в целом). Вторая группа включает видимые, слышимые, обоняемые, вкусовые и осязаемые объекты. Из них только последний содержит основные качества материи, за исключением элемента сцепления (äno-дхату).

Шве Занг Аунг отмечает в связи с этой теорией: Частицы материи удерживаются совместно посредством апо (сцепление), которое не может быть воспринято посредством чувства осязания – т.е. если рука опущена в холодную воду, то ощущаемая мягкость воды – не апо, но патхави; ощущаемый холод воды – не апо, но теджо; ощущаемое давление – не апо, но вайо. Таким образом, буддисты выделяют только три основных или первичных качества для установления осязаемого. Из этого легко можно заметить, что буддисты не имеют дело с водой Фалеса, или воздухом Анаксимена, или огнем Гераклита, или материей перипатетиков греческой философии (Компендиум философии, с. 155, прим. 6).

Таким образом, при взаимодействии между чувствительными качествами тела и осязаемыми объектами участвуют одно или более из основных качеств материи, тогда как в контакте между материальными качествами (пасада-рупа) других четырех органов чувств и соответствующих им объектов присутствуют только вторичные материальные качества, которые недостаточно сильны, чтобы вызвать физическую боль или удовольствие.

Буддхагхоша сравнивает эти вторичные материальные качества чувственно-воспринимаемых объектов и соответствующих органов восприятия с ватой, первичные качества воспринимающего тела – с наковальней, и объекты, обладающие основными (первичными) качествами материи – с молотом. Подобно тому, как удар ватой о вату на наковальне не оставляет никакого следа на последней, а удар молота по вате на наковальне воздействует и на вату, и на наковальню, точно так же первичные материальные качества осязаемого объекта передаются через чувствительные нервные клетки (пасада-рупа) – орган осязания к первичным материальным качествам тела, тогда как стимулы от других четырех чувственно-воспринимаемых объектов не могут вызвать такой эффект ввиду отсутствия трех необходимых качеств.

Теперь мы можем рассмотреть классификацию сознания в целом:

В сфере чувственной формы (камавачара) имеют место:

12 классов, обусловленных неблагоприятными коренными причинами (акусала-хету);

18 классов, не имеющих коренных причин (ахетука);

24 класса, обусловленные благоприятными коренными причинами (кусала-хету);

Всего: 54 класса чувственного сознания (камавачара-читтани).

Пять состояний сознания Чистой Формы (рупавачара), если их рассматривать с точки зрения потенциальной ценности, являются либо кармически активными, т.е. благоприятными (кусала), либо результатом предшествующей кармы, т.е. реактивными (випака), либо кармически неактивными, т.е. исчерпывающими себя в своих настоящих функциях (крийя). Таким образом, сознание Чистой Формы подразделяется на 15 классов.

Аналогично четыре состояния сознания Не-Формы подразделяются на 12 классов (4 кусала + 4 випака + 4 крийя). Если эти 27 классов более высокого сознания добавить к 54 классам чувственного сознания (камавачара), то мы получим 81 класс ненаправленного (т.е. еще не вступившего в Поток Освобождения , или не достигшего поворотного пункта воли) мирского сознания (локийя-читтани). Соответственно четырем парам людей, сознание которых направлено к Цели, могут быть выделены восемь классов сверхмирского или направленного сознания; как мы уже упоминали, эти типы сознания могут оперировать во всех классах сознания трех сфер: в сфере конкретной формы, в сфере Чистой Формы и в сфере Не-Формы, за исключением классов сознания чувственной формы, обусловленных неблагоприятными коренными причинами. Таким образом, каждое из этих восьми классов сверхмирского сознания способно проявиться в каком-либо из пяти состояний медитации (джхана). Поэтому сверхмирское сознание может быть представлено также и посредством 40 классов (5 по 8), так что полное число состояний сознания, известных в буддийской психологии, возрастает от 89 (81 локийя + 8 локуттара-читтани) до 121 (81 + 40).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Работа над позой так же является методом

News image

Позу следует рассматривать не как основу здоровья для практики медитаций, так же еще, в качестве особого метода медитативной практики. Вы погружаетесь в сон, и вид...

Школа Карма Кагью тибетского буддизма

News image

Школа Карма Кагью относится к уровню Алмазного пути. Это одна из четырех основных школ тибетского буддизма, традиция устной передачи поучений. Она включает как старые ( ти...