МиларепаМиларепа Шепа Дордже был учителем тибетского буддизма, поэтом, знаменитым йог... |
Интересные факты о буддизмеСчитается что Будды рождаются в наше мире периодически. Говоря о Бу... |
ФАКТОРЫ СОЗНАНИЯ. НРАВСТВЕННО-РЕШАЮЩИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ |
Библиотека - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА |
Неблагоприятные факторы сознания образуют пять групп. Каждая из первых трех групп характеризуется одной принципиальной идеей, обусловливающей перечисляемые в группе факторы. Эти центральные идеи – три неблагоприятные коренные причины: моха, лобха, доса. Невежество (моха) сопровождается бесстыдством (ахирика), беззастенчивостью (аноттаппа; неразборчивость в средствах, наглость) и беспокойством (уддхачча). Эти четыре фактора присутствуют во всех классах неблагоприятного сознания (саббакусала-садхарана). Невежественный человек не знает стыда, ибо он не способен представить всю недостойность и подлость своих мыслей и поступков; он неразборчив в средствах, ибо не в состоянии осознать последствия своих действий. Подсознательная неуверенность и неуравновешенность, являющиеся следствием этого умственного состояния, ведут к беспокойству и рассеянности внимания. Жажда (лобха) препятствует беспристрастному суждению и ведет к ошибочным взглядам (диттхи) и самомнению (лака; гордыня); последнее тем более опасно, что оно связано с определенным объемом знания, которое, на основе лобха, направлено к самовозвеличению индивида. Ненависть (доса) сопровождается завистью (исса; скупость), эготизмом (маччхарийя) и страхом, тревогой (куккучча). Четвертая группа – леность (тхпна) и вялость (миддха) – не обусловлена какой-либо частной коренной причиной (хету). Они представляют негативную сторону воления и поэтому могут присутствовать только в тех классах сознания, которые обозначаются как волитивные . Сомнение, скептицизм (вичикиччха), в соответствии со своей внутренней природой, относится к первой группе, но отличается от ее факторов тем, что появляется не во всех классах неблагоприятного сознания, а только в одном из них. Поэтому вичикиччха классифицируется отдельно. Благоприятные факторы сознания подразделяются следующим образом: Те, что присутствуют во всех классах благоприятного сознания (собхана –садхарана): саддха – вера, уверенность; сати – внимательность; внимание, как процесс; удержание объекта (медитации); букв.: память; хири – стыд (как голос совести), добросовестность, самоуважение (как основа истинной этики); оттаппа – тщательность, тактичность, разборчивость в средствах; алобха – отсутствие жажды, алчности; самоотрешенность; беспристрастность; адоса – отсутствие ненависти; симпатия; татрамаджджхаттата – равновесие разума, спокойствие, невозмутимость; кайяпассаддхи – невозмутимость психических элементов; читтапассаддхи – невозмутимость сознания; кайялахута – легкость, подвижность психических элементов; читталахута – легкость, подвижность сознания; кайямудута – эластичность, отзывчивость, восприимчивость психических элементов; читтамудута – эластичность, отзывчивость, восприимчивость, сознания; кайякамманната – приспособляемость, адаптивность психических элементов; читтакамманната – приспособляемость, готовность сознания; кайяпагунната – опытность, искусность психических элементов; читтапагунната – опытность, искусность сознания; кайуджджуката – прямота, правильность психических элементов; читтуджджуката – прямота, правильность сознания. Три воздержания (виратийо; умеренности ): правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни. Два безграничных состояния или беспредельности (аппаманнайо): сострадание (каруна) и симпатизирующая радость (мудита; со-радость), т.е., другими словами, способность разделять радость и страдание других существ. Панниндрийя – рассуждение, способность к различению дхарм, направляющий принцип нашего ума. Первые девятнадцать из этих факторов, т.е. те, что являются общими для всех классов благоприятного сознания, представляют противоположности неблагоприятным факторам и поэтому, насколько это возможно, расположены параллельно. Полный параллелизм мыслим только между математическими величинами, но не между психологическими терминами. Фактор одной категории может соответствовать двум или трем факторам другой категории. Так, например, вера (саддха) противопоставлена не только сомнению, скептицизму (вичикиччха), но и заблуждению, невежеству (моха), ибо саддха в буддийском понимании – это не слепая вера, но особая установка внутреннего доверия, убежденности. Равновесие разума (татрамаджджхаттата), невозмутимость психических элементов и сознания в целом (кайя-, читта-пассаддхи) в равной степени противопоставлены ментальному беспокойству (уддхачча), тревоге (страху) и сомнению (куккучча + вичикиччха). Легкость (лахута), отзывчивость (мудута), приспособляемость (камманната) и искусность (пагунната) психических элементов и сознания стоят в оппозиции лености и вялости (тхпна-миддха). Отношения между другими факторами очевидны. Сати устраняет заблуждение (моха), стыд (хири) устраняет бесстыдство (архирика), тактичность (оттаппа) устраняет беззастенчивость (аноттаппа), самоотрешенность (алобха) устраняет жажду (лобха), симпатия (адоса) устраняет ненависть (доса). Прямота (уджджуката) психических элементов (кайя) и сознания (читта) противопоставлены сомнению, скептицизму. Термин кайя в данном случае, естественно, обозначает не тело , но относится к намакайя – группе психических элементов в противоположность рупакайя – телесным составляющим. Поскольку последние здесь не рассматриваются, то термины кайя и читта выражают различие между психическими элементами, или факторами сознания, и сознанием как таковым: или, актуальное сознание в противопоставлении его потенциальным элементам. Три воздержания, два безграничных состояния и разум (панниндрийя) являют собой более общие качества. Они противопоставляются не какому-либо отдельному неблагоприятному фактору, а неблагоприятному сознанию в целом. Может показаться странным, что правильная речь, правильное действие и правильный образ жизни причислены к факторам сознания. Но тот факт, что это было сделано, указывает, что эти термины следует понимать не в обычном (внешнем) смысле, но скорее как ментальные установки или такие психические предусловия, на основе которых и возникают правильная речь, правильное действие и правильный образ жизни. В следующей группе из четырех беспредельностей , т.е. таких факторов, которые преодолевают барьеры эгоизма и ограниченных объектов: метта (симпатия, любовь), каруна (сострадание), мудита (со-радость) и упеккха (равностность), – присутствуют только каруна и мудита. Причина этого в том, что в буддийском понимании адоса есть не простое отрицание ненависти, но ее прямая противоположность, и, таким образом, метта уже в первой группе благоприятных факторов обозначается как адоса, тогда как равновесие (упеккха) представлена в той же группе как татрамаджджхаттата. Примечательно, что воздержания и беспредельности являются теми факторами, которые отличают группы так называемого возвышенного (махаггата) сознания состояний углубления (джхана) от сверхмирского (локуттара-читта) сознания. Рупа – и apyna-сознашя, как посредники между мирскими и сверхмирскими состояниями, являются в определенном смысле нейтральным типом сознания: хотя они и предполагают отсутствие четырнадцати неблагоприятных факторов, но они не направлены на какую-либо определенную цель. Однако воздержание (виратийо) означает уже положительную установку, которая заключается не только в избежании всего того, что понимается как неблагоприятное (акусала), но и твердо направлена к достижению состояния Будды или Архата. Таков основополагающий мотив сверхмирского сознания, и соответственно во всех его классах мы находим воздержание (виратийо). Совершенно противоположное место занимают сострадание (каруна) и со-радость (мудита). Хотя эти два фактора появляются в первых четырех классах сознания Чистой Формы, но они не присутствуют в сверхмирских джханах, ибо сострадание и со-радость по-прежнему направлены на мирские объекты, тогда как сверхмирское сознание устремлено исключительно к наивысшей цели – ниббана. Точно так же поэтому и пятая джхана, а вместе с ней и четыре apyna-джханы, которые свободны от любых эмоциональных и конкретных объектов, не могут быть связаны с каруна и мудита. Последними 52 факторами благоприятного сознания являются панниндрийя, которые мы перевели как рассуждение . Они проявляются во всех четырех сферах сознания и поэтому самоадаптируются к частному уровню сознания, соответствующему тому классу, с которым связаны. Подобно чханда, которая, в зависимости от обстоятельств, проявляет себя либо как камачханда, либо как дхаммачханда, панна может быть пониманием, точным восприятием, познанием (в ограниченном смысле), или глубоким инсайтом, мудростью, просветлением. В чувственно-мирском сознании она может быть связана, например, с пониманием последствий мгновенных действий, осознавая их как благоприятные (кусала) и неблагоприятные (акусала), тогда как в сверхмирском сознании панна связана с познанием наивысших объектов, а именно с тем знанием, которое одновременно означает освобождение и осуществление. Таким образом, панниндрийя есть принцип, благодаря которому становится возможным ментальное и духовное развитие, подобно тому, как дживитиндрийя представляет принцип, благодаря которому наши жизненные силы раскрывают себя: и то, и другое являются регулирующими принципами (индрийя) важнейших энергий. Прежде чем мы закончим наш обзор 52 факторов сознания, мы должны выявить связь вторичных факторов (пакиннака) с сознанием медитационного углубления. Основными факторами первой ступени углубления, как мы уже видели, являются витакка, вичара, пити, сукха и экаггата. За исключением сукха и экаггата остальные три включаются в группу вторичных нейтральных факторов. Экаггата мы рассматривали в анализе первичной группы этих факторов. Витакка-вичара мы назвали характеристическими признаками дискурсивного мышления. В этом заключается различие между витакка-вичара и манасикара, а также причина, почему витакка-вичара причисляются ко вторичным факторам, а манасикара – к первичным, хотя внимание немыслимо без предшествующего побуждения : витакка-вичара обозначают попеременно всплывающие и исчезающие элементы мышления (но не непосредственные чувственные впечатления) и, таким образом, относятся к ограниченной, специализированной категории сознания, тогда как манасикара, присутствующее во всех классах сознания, является первичным элементом. Пити и сукха соотносятся как пред-радость и ее кульминация. Первое есть радостная напряженность ожидания исполнения желания, т.е. именно то, что является движущей силой заинтересованности, любого вдохновения. Это – динамический элемент любой умственной деятельности и, прежде всего, – медитации. Она может развиться до экстаза (уббега пити) или восхищения (пхарана пити). Однако не было бы ничего менее точным как называть буддийскую медитацию экстазом , ибо пити, прежде чем она выльется в эту эмоциональную крайность, переходит в полное спокойствия состояние духовного блаженства (сукха). Поэтому ппти присутствует только в первых трех, ступенях углубления. Экстаз является прямой противоположностью состоянию углубления, ибо экстаз означает буквально вне-спокойствия , но углубление – внутреннее спокойствие , спокойствие в самом себе . Этому не противоречит то, что оба состояния могут иметь одинаковые следствия. Один человек устраняет внешние границы своего я , т.е. эмоциональным путем, другой – внутренние границы, т.е. духовным путем. Состояние кульминации, полное наслаждения и спокойствия, проникнутое внутренним блаженством, сукха переходит затем в высочайшую форму упеккха, что находит свое подтверждение в стереотипной формуле канонических текстов: упеккхако сатима сукха вихарати – беспристрастно размышляющий в блаженстве пребывает . Указанные пять факторов сознания, присутствующие в первой ступени углубления, компенсируют неблагоприятные качества (ниваранани, препятствия), которые присутствуют в сознании на каждой ступени углубления. Посредством активизации мышления (витакка) устраняются леность (тхина) и вялость (миддха), посредством рефлексии (вичара) – сомнения и, соответственно, скептицизм (вичикиччха), посредством радостных ощущений (пити) гасится ненависть (бйяпада, доса), посредством духовной радости и блаженства (сукха) уничтожаются беспокойство и страх (уддхачча-куккучча) и, наконец, посредством упеккха устраняется в состоянии углубления жажда (лобха) (что достигается и усилением однонаправленности сознания, экаггата; см. левую половину таблицы рис. 11). Именно радость является тем качеством, которое препятствует появлению ненависти: значение этой истины, к сожалению, еще недостаточно оценено. В значительно большей мере могла бы содействовать благу человечества Радость, нежели проповеди строгой морали, различные запреты и методы запугивания. Однако следует отметить, что из трех основных неблагоприятных факторов только два – ненависть и жажда – компенсируются на первой ступени углубления. Неведение и, соответственно, заблуждение (моха) уничтожается только в своей проявленной форме (уддхачча). Это указывает на то, что углубленное сознание не обязательно должно быть связано со знанием и, соответственно, с совершенным проникновением в истину (самма диттхи). Из-за неправильного применения практики концентрации, а также из-за неправильных, ошибочных умственных предпосылок углубление может привести к состоянию страдания (как явствует из седьмой главы Абхидхамматха-Сангаха , где доманасса перечисляется рядом с сукха и упеккха среди семи факторов, проявляющихся в дхьяническом сознании). Фактором, который прежде всего противодействует заблуждению (моха), является вера (саддха) в сочетании с собранностью разума (сати), посредством которых ранее только эмоционально или интеллектуально обоснованные положения становятся непосредственными переживаниями, полной наглядной уверенностью. Таблица показывает 52 фактора сознания в их логической последовательности и в их взаимоотношениях. Факторы, которые по своей природе противопоставлены друг другу и обычно взаимно исключают друг друга, связаны прямыми линиями. В левой половине таблицы показано, как характеристические для первой джханы факторы исключают пять препятствий , которые перечисляются (как семь факторов) в неблагоприятной группе четасика. В правой половине показан параллелизм между неблагоприятными (акусала) факторами и им противодействующими факторами, которые являются общими для всех классов благоприятного или прекрасного сознания (собхана-садхарана). С помощью этой таблицы мы можем не только увидеть, как один фактор исключает другой, но также как посредством устранения одного фактора другой фактор (или некоторые из них) могут возникнуть на его месте. Например, мышление (витакка) устраняет леность и вялость (тхина-миддха) и расчищает, таким образом, место для легкости психических элементов и сознания (кайя-, читта-лахута, кайя-, читта-мудута, кайя-, читта-камманната и кайя-, читта-пагунната); или, в более простом случае; восторг (пити) преодолевает ненависть (доса) и создает на ее месте симпатизирующую расположенность разума (адоса), и т.д. Номера показывают традиционно принятую последовательность. Шесть последних факторов в столбце садхарана (41 – 46) следует читать дважды, т. к. каждый из этих терминов сочетается с кайя и читта, например: кайя-камманната, читта-камманната.* * В немецком издании 1962 г. этой книги автор уточняет аналогичную таблицу: факторы потока сознания упеккха (колонка Б) и лобха (колонка В) связаны прямой линией; термины аноттанна (В), оттанна и пассаддхи (Г), очевидно, следует читать соответственно как аноттаппа , оттаппа и пассаддхи согласно описанию в тексте (Примеч. пер.) С абсолютной точки зрения продолжительность жизни живого существа чрезвычайно коротка и равна длительности одного акта сознания. Подобно тому, как колесо колесницы, вращаясь, касается земли только одной точкой обода и, остановившись, опирается только на одну точку; точно так же длительность жизни живого существа определяется длительностью одного момента сознания; как только это сознание прекратилось, говорят, что бытие также прекратилось. Ибо так было сказано: В прошедший момент сознания (субъект) жил, но не живет и не будет жить; в ненаступивший момент сознания (субъект) не жил, не живет, но будет жить; в настоящий момент сознания (субъект) живет, но не жил и не будет жить. ВИСУДДХИ-МАГГА, VIII, 39 |
Буддизм алмазного пути:
Круговорот бытия и живые существаКруговорот бытия делится на сферы: мир форм, мир желаний и мир без-форм. Мир желаний предлагает удовольствия пяти желаний: звуков, форм, вкусов, запахов и осязаемых объ... |
Преодоление конфликтов на основе сочувстВ нашем человеческом существовании проблемы обусловлены не только старостью, болезнью и смертью. К телесным трудностям прибавляются большие и маленькие конфликты, с которыми мы сталкиваемся в се... |