Колесницы. БуддизмОбретя просветление, имел возможность тотчас покинуть этот мир, но выбрал ос... |
Тибет - культура, медицина, буддизмПо-настоящему понять Тибет и его культуру можно только побывав там. Од... |
Дзанабадзар, великий буддийский скульптор Буддизм в исскустве |
Учение буддизма - Учение Буддизма |
В Европе он был бы назван гением. В странах буддизма его называют Просветлённым. Потомок Чингиз-хана, первый Джецун Дамба Хутухту Ундур Геген Дзанабадзар, творивший в Монголии в XVI веке, известен мировой художественной культуре как величайший скульптор всего буддийского мира, по совершенству мастерства и одухотворенности образов сравнимый с Рафаэлем. Однако при этом он был ещё и живописцем, поэтом, лингвистом, философом, издателем; наконец, он был духовным и политическим главою страны. «Дзанабадзар» было его собственным именем, а «Джебцун Дамба» – родовым; по-тибетски это слово означает «высочайший». «Хутухту» – это старомонгольское слово, современное значение которого – «реинкарнация, перевоплощённая личность». Слово «Геген» имеет то же значение. «Ундур» – эпитет со значением «великий, высокий». «Богдо» – это высший титул возведенного на трон хутухту, означающий «живой бог». Слово «дзана» происходит от санскритского термина «дхьяна», или мудрость, обретаемая в медитации. «Бадзар» – это передача термина «важдра», то есть молния. В соответствии с санскритским эквивалентом, это имя переводится как «Просветлённая мудрость» или «Мудрость, обретённая в озарении». Дзанабадзар родился в 1635 году. Когда ему было пять лет, он был возведён на трон как воплощение Джаван Тараната Гунданьямбо Богдо Джецун Дамбы. Для него был построен дворец, затем ставший первой столицей монгольского государства; сейчас это Улан-Батор, современная столица Монголии. Страстно желая учиться, Ундур Геген покинул родину и в 1649 году отправился в Тибет. По дороге в Тибет Дзанабадзар посетил многие монастыри, где некогда жил Цонкапа. Когда Ундур Геген достиг Лхасы, он был удостоен аудиенции Далай-ламы Лобсан Джамцо (1617-1682) и стал его учеником. Получив титул Джебцун Дамба Хутухту, он был награждён ритуальным зонтом из жёлтого шёлка в знак его выдающегося таланта и усердия в деле распространения Учения. Затем он был представлен Панчен-Ламе Эрдени Лобсан Чойдзацану (1663-1737) в монастыре Таши-Лумпо и начал брать у него уроки. После возвращения из Таши-Лумпо в Монголию Ундур Геген Дзанабадзар продолжил учёбу и уже тогда начал свою творческую деятельность. В 1653 году верующие, собравшись в монастыре Эрдени Дзу, решили построить особый монастырь для Ундур Гегена, где бы он мог спокойно работать. Так в самом красивом месте Хангайских гор был возведён монастырь Тувхин («Храм созерцания») и назван «благословённой и уединённой землей». Многие художественные работы Дзанабадзара, ставшие бесценным вкладом в национальную культуру, были созданы именно там. Время его творчества было одним из самых драматичных периодов истории Монголии. Между ханом ойратов Галдан Бошогту и владыкой халха-монголов, отцом Дзанабадзара Тушет-ханом шла борьба за власть, а правители соседних стран стремились разжечь гражданскую войну, чтобы разделить Монголию на части. Однако были ханы и нойоны, которые всеми силами противостояли этому, и в 1686 году на собрании монгольской знати была предпринята попытка объединить страну. Там было сказано: «Народ Монголии чтит волю Богдо Джебцун Дамбы Хутухту и выполняет его приказ собраться в монастыре, где он живёт. Зная его способность править, его сравнивают с Богдо Цонкапой по способности руководить и духовной, и светской жизнью страны». Тогда Гелег, владыка северных монголов, возгласил, что его хошун переходит под власть Богдо сразу после их собрания, и это помогло не только объединить Монголию, но и усилить её северную границу, которой угрожала опасность. Однако Галдан Бошогту был недоволен этим решением, и в 1670 году он вновь пошёл войной на Тушет-хана. История их битв была долгой и страшной. Галдан Бошогту одержал несколько побед, так что халха монголы были вынуждены покидать родные места. Часть их бежала в царскую Россию, и никто из них потом не смог вернуться на родину. Ойраты напали на монастырь Эрдени Дзу, бывший тогда резиденцией Ундур Гегена, и разрушили всё там. Однако Дзанабадзар и с ним примерно триста человек смогли бежать через Гоби во Внутреннюю Монголию. В 1688 году ханы, нойоны и хутухты должны были найти способ преодолеть угрозу распада Монголии и решить, как заново собрать бежавших из страны жителей, как сохранить свою культуру и язык. Чтобы это осуществилось, необходимо было простить покровительства одного из соседних государств. Собрание знати во главе с Дзанабадзаром решило обратиться за поддержкой к китайской династии Цин. Ундур Геген и знать халха приложили много сил, чтобы повлиять на политику Китая относительно дальнейшей судьбы Монголии. Но когда в 1723 году благосклонный к монголам император Энхамгалан умер, то к власти пришел Найралт-Туб-хан, который был не намерен проводить политику отца. Он сразу же пригласил Богдо Дзанабадзара якобы для того, чтобы все, кто близок к хану, получили духовное посвящение. Дзанабадзар, приняв приглашение, приехал в Пекин и был убит. Его тело отправили назад. В память Ундур Гегена была воздвигнута серебряная ступа. Знаменитый художник, скульптор, архитектор, поэт Дзанабадзар внёс бесценный вклад в монгольскую культуру. Им создан монгольский алфавит соёмбо. Этот алфавит – удивительное порождение культур Тибета и Монголии, воплощение мудрости и духовного единства двух народов. Шрифт соёмбо, созданный Дзанабадзаром, красив, продуман и в высшей степени удобен: он облегчает транскрибирование слов санскрита и тибетского и восходит к древнему индийскому алфавиту нагари. Идея создания нового алфавита завладела Ундур Гегеном, когда он учился в Тибете; свои первые наброски он показал Далай-ламе, Панчен-эрдэни и другим образованным ламам, которые одобрили эту работу. Ундур Геген изучил многие восточные науки и способствовал их распространению среди монголов. Его учителем был знаменитый ученый – лама Дзая-Пандита (1642-1715), автор многих почитаемых трудов. Дзанабадзар в совершенстве знал древнеиндийский поэтический трактат «Кавьядарша», написал комментарий на некоторые из его разделов и сформулировал собственную теорию поэтического стиля. На основе этих принципов он писал свои стихи, среди которых широкой известностью пользовалось благопожелание «Джанлабитсогзол» – мольба о любви и жизни без войн. Оно стало ежедневной молитвой, завершающей каждый религиозный ритуал. Дзанабадзар смог поднять монгольский язык и литературу до уровня лингвистических и художественных принципов классической индийской и тибетской культуры. Созданный им алфавит не только превознёс родной язык и культуру, но и позволил переводить иностранные художественные и научные тексты. Дзанабадзар первым начал этот труд, в совершенстве переведя на монгольский тибетский канон Ганджур, используя алфавит соёмбо. Также Ундур Геген был страстным собирателем священных книг, которые были поднесены в дар монастырям в прошлом. При этом могли быть обнаружены уникальные издания, привезённые из Тибета, например Ганджур и Данджур, написанные золотом и серебром. Дзанабадзар написал ряд религиозных книг, а также комментарии по многим религиозным и философским вопросам, вплоть до искусства храмового пения и призыва божеств-покровителей. Ундур Геген разработал канон монгольского буддийского ритуала, а также приложил все силы, чтобы вернуть к изначальной чистоте этикет для монашества. Им был установлен ритуал для мирян, который стал основой монгольского общебуддийского ритуала. Указания Ундур Гегена касались хода жертвоприношений, обряда почитания священных мест, этикета поведения для лам, монахов, мирян. Также были даны указания относительно формы монашеских одежд, видов пищи, способов проведения ритуала. Также в монгольскую национальную традицию вошли установленные Дзанабадзаром собрания молитв и формы мистерии «цам», назначение которой – изгонять злые силы, препятствующие верующим стремиться к Просветлению (во время этой мистерии ламы выступают в огромных масках гневных божеств). Иными словами, была создана символика монгольского буддизма. Кроме того, многие монгольские национальные отличительные черты (вид причёски замужних женщин, клеймо крупного скота, форма поздравления) связаны с именем Ундур Гегена. Согласно указаниям Ундур Гегена, монгольские ламы носят две косы как знак того, что они проповедники. Также Дзанабадзар был автором музыки некоторых песнопений и сам изготавливал культовые предметы и музыкальные инструменты для религиозных церемоний. Ундур Геген изучал теорию архитектуры и стал профессионалом в возведении монастырей и храмов. Поэтому Ундур Геген считается основателем монгольской буддийской архитектуры. Им был создан первый буддийский монастырь Эрдэни Дзу. Он широко вводил в архитектуру элементы монгольского народного жилища – юрты и шатра. Можно сказать, что он создал новое направление в буддийской архитектуре. Ундур Геген вместе со своими последователями определил облик восьми видов буддийских ступ и предметов культа – священных книг, изображений божеств, фактически основав монгольскую школу буддийской иконографии, которая является соединением древнеиндийской художественной теории, тибетских и индийских техник изготовления скульптуры и монгольских черт в облике и убранстве изображений. Мировая культура знает Дзанабадзара как скульптора. Его золотые статуи основных божеств буддийского пантеона представляются одним из наивысших достижений буддийского искусства всех времён и народов. Работы Дзанабадзара являются зримым выражением наставлений, содержащихся в разделе Данджура «Художественная наука»: «Комментарий о законах построения образа и портрета», «О человеческом облике». Это касается соблюдения канона классических пропорций изображения человеческого тела. Канон буддийских изображений базируется на сознательном искажении пропорций – так, например, руки Будды должны достигать колен. Однако вытянутость пропорций воспринимается глазом как изящество, и потому буддийские изображения кажутся более пропорциональными, чем живые люди. Это отличительная черта культового искусства многих религий. Будды работы Дзанабадзара замечательны не только своими совершенными пропорциями (отражающими 32 внутренних и 80 внешних признаков Тела Будды), но особенно выражением лиц – глубоким, отрешённым созерцанием. Таков его Ваджрадхара, созданный для главного монастыря Урги, таковы пять Дхьяни-будд, которые должны отличаться только позицией рук, однако у статуй Ундур Гегена индивидуальны лицо, одежда и украшения: нет ни одной детали, которая бы повторялась. Совершенно изумительны женские образы работы Дзанабадзара. Его статуи Белой и Зеленой Тары во всей полноте передают ощущение красоты. Белая Тара Дзанабадзара имеет облик девушки, ещё не достигшей расцвета женственности, с совершенно детскими пальцами и почти плоской, неразвившейся грудью. Так через живые реалистичные черты великий мастер передает философскую символику образа: перед нами воплощение мудрости, отрешённой от всего телесного. Зелёная Тара считается одной из лучших работ Дзанабадзара. Богиня сидит, опираясь на левое бедро, верхняя часть её тела слегка развернута вправо. Напряжённое, скрытое движение тела обусловлено позицией правой ноги, спущенной с трона, это дополняется жестом правой руки, касающейся колена. Весь облик Тары дышит юностью, она стройна и изящна. В отличие от остальных Тар, изображаемых как богини, более чем далёкие от земного мира, эта выглядит живой круглолицей монгольской девушкой. Эта жизненность образа Зелёной Тары – не вольность великого мастера, а точное следование канону, поскольку Зелёная Тара ближе других богинь к земным страданиям людей, и её облик должен быть более земным. Все украшения Тары: корона, серьги, ожерелье, браслеты, драгоценности на талии и на ногах – не преуменьшают красоты её тела, и оно, просвечивающее сквозь тонкие одежды, не кажется обнажённым. Неудивительно, что среди монголов существует легенда, что эта статуя однажды заговорила. Критики сравнивают её с классическими шедеврами европейского Возрождения, сакрализовавших гармонию женственности и материнства. Одна из легенд повествует, что в образах богини Тары художник запечатлел образ своей любимой девушки-монголки. Нарушив обет безбрачия, Дзанабадзар женился на очень красивой девушке-монголке. Завистливые ламы, воспользовавшись его отсутствием, отравили его супругу, ей был тогда только 21 год. Потрясённый гибелью любимой жены, Дзанабадзар решил увековечить её образ, отлив из бронзы 21 статуэтку богини Тары и придал лику богини черты своей любимой девушки-монголки. Все статуэтки богини Тары были найдены и в настоящее время хранятся в музее современного искусства в Улан-Баторе. Работы Дзанабадзара легко узнать по их спинам: вид со спины проработан не менее тщательно. Верующим запрещено заходить за спину статуй, поэтому большой художник совершенно свободен в проработке спины. Шедевры Ундур Гегена дважды подвергались опасности уничтожения и частично были повреждены. Первый раз это было во время волнений в конце XVII столетия. Второй раз был в тридцатые годы XX века, когда во время репрессий было уничтожено более тридцати тысяч людей, цвет монгольской нации, и разрушено более семисот монастырей и храмов. Профессор Ринчен назвал Дзанабадзара «монгольским Микеланджело». И это не преувеличение. Его творения передают через красоту человеческого тела высочайшие устремления духа. Для Дзанабадзара человеческая красота – это способ выражения великой силы Будды, способной одолеть зло и жестокость. Зло заставляет стареть человеческое сердце, уместно вспомнить монгольскую пословицу: «Не сожалей о старении тела, но сожалей о старении сердца». Влияние лучших произведений Дзанабадзара отражается даже на современном искусстве Монголии. |
Буддизм алмазного пути:
Практика высшей нравственностиПрактика высшей нравственности У практики нравственности существует множество форм, но в основе каждой лежит этика воздержания от 10-ти недобродетелей. Из этого числа три относятся исключительно к д... |
Прощание с КармапойВ мае 1980 года Кармапа сделал остановку на один день в Лондоне. Он направлялся в Америку. Это было его первое большое путешествие после операции по по... |