О Будде Гаутаме, принце Сидхардхе

News image

Будда (принц Гаутама, рода Шакья), по рождению названный Сидхартха, что оз...

Миларепа

News image

Миларепа Шепа Дордже был учителем тибетского буддизма, поэтом, знаменитым йог...


ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ И ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ. ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМА МАТЕРИИ
Библиотека - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Прерывание потока бытия (бхаванга-сота) порождает одиннадцать функций:

аваджджана – сознавание

дассана – видение

савана – слышание

гхайяна – обоняние

сайяна – ощущение вкуса

пхусана – осязание

сампатиччхана – воспринимание, рецепция, избирание, прием, фиксация, интерпретация

сантпрана – исследование

воттхаппана – определение

джавана – полное познание, осмысление, апперцепция

тадараммана – отождествление, регистрация, удержание, хранение

Вместе с тремя субпериферическими функциями (патисандхи, бхаванга, чути) их общее число возрастает до четырнадцати. Если мы рассматриваем их с точки зрения состояния (тхана) сознания, мы имеем десять функций, поскольку пять, сенсорных восприятий (перцепций) (2÷6) – это всего лишь модификации того же самого вида сознания, которое как таковое может быть представлено одним классом в пределах того же самого процесса восприятия (перцепции).

Единицей измерения длительности этих состояний сознания является момент сознания (читтакхана), который, согласно комментаторам, длится менее одной биллионной (10-12) интервала времени мигания глаза или вспышки молнии. Но даже в этом невообразимо малом отрезке времени можно различить еще три стадии (кхана), подобные трем фазам индивидуального существования: возникновение (уппада), полное развитие, или стадия относительного постоянства (тхити), и растворение (бханга). Подобно тому как атом принимается за наименьшую неделимую единицу материи, так и кхана полагается предельно малым временным интервалом.

Семнадцать моментов сознания (читтакхана) (каждый из которых состоит из трех элементарных кхана) образуют более длительный процесс сознания, обусловленный чувственным восприятием, и согласно этой теории в буддийской философии семнадцать моментов сознания принимаются как продолжительность существования материального явления.

Это весьма важно, поскольку именно в этом утверждается связь между физическим и психическим – фундаментальное единство духовных и материальных законов. Отсюда следует также, что материальное превращается только в особый случай психического опыта, восприятия и соответственно включается в группу элементов сознания. Даже тогда, когда буддист говорит о материальной, или телесной форме (рупадхамма), это следует понимать не как противопоставление психическому (и тем более не как то, что понятие субстанции чуждо его мировоззрению), но как то, что и внешние, и внутренние явления относятся к одному и тому же процессу, который интересует его только постольку, поскольку этот процесс принадлежит сфере непосредственного опыта и касается как индивида, так и его сознания. В результате такой психической установки буддист не занимается исследованием сущности материи, но только исследованием сущности чувственной перцепции и опыта, которые, собственно, и создают у нас представление или идею материи.

Вопрос о сущности так называемых внешних явлений не предрешается: остается возможным, что чувственное (рупа) и духовное (ментальное), являющиеся хотя и коррелятами, несводимы одно на другое, но имеют общий источник. Во всяком случае, и у древних схоластиков, согласно теории кармы, внешний мир входит в состав личности (О. Розенберг, с. 148-149).

Таким образом, буддизм избегает дилеммы дуализма, согласно которой разум и материя остаются случайно встретившимися единицами, связь которых должна быть специально мотивирована . Только с этой точки зрения становится понятным, почему среди одиннадцати качеств или принципов формы (рупа) перечисляются как материальные, так и имматериальные элементы, как мы видели в третьей главе четвертой части. В этом отношении мы должны согласиться с Розенбергом, когда он подчеркивает, что дхармические категории являются коррелятами, которые дополняют друг друга, т.е. совместно формируют сознание и его содержание. Рупа-дхармы не отрываются от других категорий дхарм, от сознания, эмоций и т.д., а рождаются и исчезают ежемгновенно, как и они, и входят, как самостоятельные корреляты, в состав мимолетных комбинаций, из которых слагается поток сознательной жизни .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Буддизм алмазного пути:

Время празднования

News image

Существует в буддийской традиции празднование праздника Новый год. Он отмечается в разные годы между месяцем январем и срединой марта, и согласно лунному календарю непременно в ...

Лама Оле Нидал: Работа с мешающими эмоци

News image

Свободная игра безграничного пространства проявляется во внешнем мире как галактики, планеты, существа и ситуации, как объекты наших органов чувств и научных исследований; а на внутреннем пл...