Не возвращающиесяТретья степень святости в буддизме – не возвращающиеся. В отл... |
Религия БонВ Тибете религия Бон появилась еще до того, как род... |
IX. Pratitya-samutpada (причинность) |
Библиотека - Центральная концепция буддизма и значение термина дхарма |
Хотя отдельные элементы (dharma) не связаны друг с другом ни всепроникающим веществом в пространстве, ни длительностью во времени, несмотря на это, все же между ними есть связь; их проявления во времени, так же как и в пространстве, подчинены определенным законам, законам причинности. Эти законы имеют общее наименование pratitya-samutpada. Мы видели, что под сопутствующим значением слова dharma подразумеваются элементы, действующие вместе с другими. Эта согласованная жизнь элементов (sanskritatva) лишь другое наименование для законов причинности, возникновение (samutpada) некоторых элементов в отношении (pratitya) других элементов84(. Таким образом, получается, что основная идея буддизма – понятие множественности отдельных элементов – включает в себя идею о чрезвычайно строгой причинности, контролирующей их деятельность в мировом процессе. Теория элементов – dharma-sanketa, говорит Васубандху, означает, что если что-либо появляется, то последует такой-то и такой-то результат – asmin sati idam bhavati85. Наиболее популярная форма законов причинности представлена теорией 12 последовательных ступеней во всегда сменяющемся потоке жизни от рождения к смерти; это, так сказать, вертикальная линия причинности, в то время как другие связи представляют линию горизонтальную86. В популярной литературе сутр термин pratitya-samutpada почти исключительно применяется к формуле колеса жизни , хотя главное значение его всегда было ясным для всех буддистов. Оно подразумевается при классификации дхарм на ayatana, которая основана на теории, что знание возникает (samutpadyate), когда оно обусловлено (pratitya) объектом и воспринимающей способностью. Вся абхидхарма лишь интерпретация сутр – таково общепринятое определение. Поэтому общее значение идеи взаимосвязанного возникновения элементов появилось в абхидхарме путем некоторого обобщения, основанного на действительных понятиях, находящихся в сутрах в несколько иной форме. Этот вопрос прямо задается Васубандху. Почему же, – говорит он, – двенадцать членов взаимосвязанного возникновения элементов различно трактуются в писании и в толкованиях? , т.е. в последних утверждается, что взаимосвязанное возникновение элементов (pvatitya-samutpada) – это термин, эквивалентный всем действительным элементам (sanskrita-dharma)? И он отвечает: Потому что в сутрах эта связь трактуется умышленно (в популярной форме, по отношению к развитию индивидуальной жизни), в то время как комментарии разъясняют сущность в отношении всех элементов вообще 87 Некоторые причинные связи уже упоминались. Так, отношение одновременности (sahabhu) связывает четыре главных и вторичные элементы материи – bhuta и bhautika. Эта же связь относится к одновременности возникновения сознания и ментальных элементов (chitta и chaitta). Но что касается обратной связи (было бы соблазнительно сказать присущность , если бы это не было серьезной ошибкой в отношении главного принципа буддизма – ментальных элементов с чистым сознанием chitta), то здесь представлялась специфическая более тесная связь. Очевидно, было чувство, что различные ментальные явления более тесно связаны с сознанием, чем атомы материи связаны друг с другом. Это обстоятельство получило наименование samprayoga, т.е. полное и интенсивное соединение, и оно было объяснено как anuparivartana, т.е. следование за и окутывание сознания соответствующими ментальными явлениями или вторичными психическими элементами (chaitta). Не следует представлять себе, что эта близкая связь сознания с другими ментальными элементами означает какое-то соединение между ними, допускающее лишь логическое различение в целях анализа, как это имеет место в современной психологии. Буддийский элемент всегда отдельная сущность, он не соединение , не феномен , а элемент (dharma). Близкая связь, окутывание сознания другими ментальными элементами означает лишь, что они его сателлиты, они появляются и исчезают вместе, они произведены теми же причинами и имеют тот же нравственный аспект88. Десять таких сателлитов – вот минимальное их число, сопровождающее сознание (chitta) в каждый момент: ощущение, идея, волевой акт, некоторое внимание, некоторое понимание (mati-prajna), некоторое сосредоточение (samadhi) и т.д. всегда присутствуют в каждом моменте сознания89. Они совместны, но совместны по закону сателлитов (samprayoga) 90. Школа сарвастивадинов признает всего шесть различных причинных связей, но в этих подробностях школы весьма отличались друг от друга, и они, очевидно, представляют позднейшее развитие первоначальной идеи. Подробные данные, содержащиеся в Абхидхармакоше, представляют учение в его конечной форме, которую оно получило в абхидхарме сарвастивадинов [17]. |
Читайте: |
---|
Буддизм алмазного пути:
Практика высшей нравственностиПрактика высшей нравственности У практики нравственности существует множество форм, но в основе каждой лежит этика воздержания от 10-ти недобродетелей. Из этого числа три относятся исключительно к д... |
ТхеравадаТхеравада – это школа древней философской мудрости, в течение буддизма. Со временем, Тхеравада получило название – Хинаяны. Сами сторонники Хинияны стараются называть себя по наз... |